Предложения для разбора
1.Цвет небосклона, легкий, бледно–лиловый, не изменяется во весь день.
2. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
3. То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу.
Схема синтаксического разбора простого предложения
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное.
4. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
5. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
6. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
7. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
8. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Схема синтаксического разбора простого предложения
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное.
4. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5.
9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Критерии оценок:
«Отлично»– синтаксический разбор всех предложений сделан без ошибок или есть одна негрубая ошибка.
«Хорошо»– предложения разобраны, но допущено 3-4 ошибки.
«Удовлетворительно»–предложения разобраны, но допущено 5-6 ошибок.
17. Создание текста по заданному началу.
Цель: Написать сочинение по заданному началу.
Инструкция: Прочитайте предложенные вам варианты начала сочинения. Выберите один из вариантов, подумайте, о чем говорят предложенные фразы. На черновике составьте план сочинения, напишите черновой вариант, отредактируйте его. Ваше сочинение должно содержать не менее трех абзацев. Объем работы не менее 90 слов. Перепишите работу в тетрадь и сдайте в указанный срок.
Варианты начала сочинений.
Вариант 1. По узенькой тропинке шли два путника. Они искали красоту.
Вариант 2. По ночам Ленинград продувает весна.
Вариант 3. Что лучше: истина или сострадание?
Вариант 4.Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие.
Критерии оценок:
«Отлично»– в работе выдержан указанный объем, нет орфографических и пунктуационных ошибок или допущена одна орфографическая или одна пунктуационная ошибка. В работе не нарушены логические и стилистические нормы.
«Хорошо» – в работе выдержан указанный объем, допущены одна – две орфографических или две пунктуационных ошибки.В работе не нарушены логические и стилистические нормы или в работе допущена одна логическая или стилистическая ошибка.
«Удовлетворительно»–в работе не выдержан указанный объем, допущены две – три орфографических или три – четыре пунктуационных ошибки. В работе не нарушены логические и стилистические нормы или в работе допущены одна –две логических или стилистических ошибки.
18. Доклад «Условия логичности речи».
Цель: Подобрать материал по теме и подготовить доклад.
Инструкция: Изучите один, два из предложенных источников. Ознакомьтесь с требованиями к работе над докладом в приложении А.Напишите текст доклада, объем работы не менее одной страницы рукописного текста. Перечислите условия логичности речи и приведите примеры к каждому условию. Оформите работу в печатном виде или в тетради письменно. Подготовьте пересказ по вашим записям. В конце работы укажите источник, по которому вы работали.
Критерии оценок:
«Отлично»–в работе выдержан указанный объем, нет орфографических и пунктуационных ошибок или допущена одна орфографическая или одна пунктуационная ошибка. Заявленная тема полностью раскрыта. Студент отлично владеет материалом, свободно излагает его.
«Хорошо» – в работе выдержан указанный объем, допущены одна – две орфографических или две пунктуационных ошибки. В работе не нарушены логические и стилистические нормы или в работе допущена одна логическая или стилистическая ошибка. Заявленная тема полностью раскрыта. Студент владеет материалом, но излагает его с опорой на подготовленный текст.
«Удовлетворительно»–в работе не выдержан указанный объем, допущены орфографические и пунктуационные ошибки. В работе не нарушены логические и стилистические нормы или в работе допущены одна – две логических или стилистических ошибки. Студент слабо владеем материалом, излагает его с опорой на подготовленный текст.
19. Создание текстов в жанрах научного и официально – делового стилей.
Цель: научиться создавать тексты разных стилей.
Инструкция: Повторите материал, пройденный на уроке. Напишите по одному тексту в жанре научного и официально – делового стилей. Укажите жанр написанных вами текстов. Оформите работу в тетради и сдайте в указанный срок.
Критерии оценок:
«Отлично»–оба текста написаны без ошибок или допущена одна орфографическая или пунктуационная ошибка, жанры написанных текстов определены правильно.
«Хорошо» – оба текста написаны без ошибок или допущены одна – две орфографических или одна – две пунктуационных ошибки, жанры написанных текстов определены правильно.
«Удовлетворительно»–оба текста написаны с ошибками, жанр одного из написанных текстов определен неправильно.
20. Анализ текстов разных стилей.
Цель: научиться анализировать тексты разных стилей, сравнивать тексты.
Инструкция: Повторите материал, изученный на уроке. Прочитайте предложенные тексты. Укажите, к какому функциональному стилю относится каждый текст, объясните, почему вы так думаете. Под цифрой 2 сравните между собой 2 текста и выполните задания к ним, данные ниже.
1)
Москва, 107045….(адрес фирмы)
Фирма «Салютис»
3 марта 2015 г.
Уважаемые Господа!
Просим известить нас, сможете ли Вы поставить мебель для офиса нашей фирмы.
Поставку необходимо осуществить в течение двух месяцев после размещения заказа. При условии конкурентоспособных цен и гарантии быстрой доставки мы хотели бы разместить заказ в Вашей компании.
Ждем скорейшего ответа. Надеемся на положительный ответ и на то, что наши будущие деловые связи окажутся взаимовыгодными.
Заместитель директора по маркетингу / подпись/.
2) Сравните два отрывка, описывающих одни и те же события русской истории, принадлежащие перу С. Ф. Платонова и В.О. Ключевского. Чем отличаются эти тексты? Какова допустимая мера индивидуализации речи в научном стиле?
С.Ф. Платонов:
…Анна окружила себя своими курляндскими друзьями. Первое место среди них занимал курляндский ее камергер фон-Бирон, а затем братья Левеновольд. Они поставили во главе управления тех немцев, каких уже застали в России…
Время власти Бирона русским людям казалось ужасным. Бирон и его приспешники вовсе не думали о народном благе, а сама императрица Анна была предана лишь удовольствиям. Поэтому все старания придворных направлялись к тому, чтобы собрать как можно больше денег для двора.
В.О. Ключевский:
Не доверяя русским Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении.
При разгульном дворе, то и дело увеселяемом блестящими празднествами, какие мастерил Левенвольд, обер-гофмаршал, вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа.
Критерии оценок:
«Отлично»–все тексты проанализированы, на все вопросы даны развернутые, аргументированные ответы, ошибок в работах нет.
«Хорошо» – все тексты проанализированы, но не на все вопросы даны развернутые, аргументированные ответы, в работе допущены одна – две орфографических или две – три пунктуационных ошибки.
«Удовлетворительно»–задание выполнено не в полном объеме, либо в работе допущено много ошибок.
Список использованной литературы
Основная литература
1. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2012.
2. Введенская Л.А. Культура речи. Для студентов колледжей. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
3. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Среднее специальное образование. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Науч.-поп. – М., 2014.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. Для вузов. – М., 2014.
6. Русский язык и культура речи: Учебник.- 2-е изд., перераб. доп., Под
ред. проф. О. Я. Гойхмана. М. : ИНФРА- М, 2014.
Дополнительная литература
1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 2008.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 2009.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. М., «Русский язык», 2008
5. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. М., «Столетие», 2006.
6. Русский язык в таблицах. Наглядный теоретический материал. М., «Издат-Школа», 2009.
7. Словарь синонимов (под редакцией Евгеньева А.П.) Ленинград, «Наука», 2009.
8. Фразеологический словарь (под редакцией Молоткова А.И.) М., «Русский язык», 2010.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru:склонение существительных во множественном числе. Склонение существительных в родительном падеже во множественном числе. Орфография. Культура речи
2. http://window.edu.ru: упражнения по стилистике.
3. http://www.edu.ru/ упражнения по пунктуации
Приложение А