Раскройте скобки, употребляя вместо инфинитива подходящую глагольную форму

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) __________ на воде. 2. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ____________ ее составить проект резолюции. 3. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) ____________ в район расположения наших войск. 4. Развитие науки (обусловить) ____________ развитие производства. 5. Мы были довольны тем, что (избегнуть) _________ неприятной встречи.6. После контузии он все больше и больше (глохнуть) ________.

Образуйте форму 1-го лица ед. числа будущего времени от следующих глаголов.

Победить, убедить, очутиться, ощутить, роптать, выздороветь, опротиветь. ___________

3. Выберите вариант, соответствующий языковой норме:

1) полоскает – полощет, плескает – плещет;

2) сыпет – сыплет, щипет – щиплет;

3) глохнул – глох, сохнул – сох, мокнул – мок;

4) положь – положи – поклади – ложить – класть – ложиться;

5) едь – езжай – поезжай;

6) надеть – одеть;

7) платить – оплатить – заплатить;

8) стирать – стираться, полоскать – полоскаться, играть – играться.

Исправьте ошибки в употреблении глагольных форм.

1) Через год Иван закончил факультет и возвращается на должность начальника штаба... 2) Присмотрясь внимательно, вы увидите многое. 3) Определив эти величины и измеряя силу тяжести на различных широтах, мы рассчитаем сжатие Земли. 4) Монтаж турбины был выполнен на три недели раньше намечаемых планом сроков. 5) К автобусу бежала одевающаяся модно женщина и аккуратно бреющийся мужчина. 6) Свиньи, отправляющиеся на убой, нагуляли много жира.


Тема 3. Синтаксические нормы

Вопросы для самопроверки

1. Какие нормы называются синтаксическими? Назовите их типы.

2. Охарактеризуйте типичные ошибки в предложно-падежном управлении.

3. Каковы принципы координации сказуемого и подлежащего; правила согласования определений и приложений с определяемым словом, деепричастного оборота?

4. В чем трудности построения предложений с однородными членами (смысл и грамматика)?

5. Что такое параллельные синтаксические конструкции, какова их роль?

6. Охарактеризуйте типичные грамматико-синтаксические ошибки в сложном предложении.

Тренировочные задания

Предложно-падежное управление

Замените выделенные слова близкими по значению.

Обращать внимание на мелочи – уделять внимание_____; обосновывать фактами – основываться_________; потерпеть поражение от соперника – проиграть________; различать друзей и врагов – отличать_________; заплатить за проезд – оплатить_____; рассержен неудачей – рассердиться_________; удивляться стойкости – удивлен_________; обижен бестактностью – обидеться________; сходный с прежним – идентичный_____; отзыв о книге – рецензия ________ .

Исправьте стилистические недочеты в выборе предлога и падежной формы.

1. Высказывается критика о том, что мы делаем. 2. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 3. Озабоченность за безопасность границ. 4. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 5. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 8. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок. 10. Факты говорят за возможность использования резервов. 11. В монографии дается характеристика положению дела в отрасли. 12. Вечером вся семья была в сборе: Валя пришла со школы, Игорь с университета, папа вернулся с командировки. 13. Заведующий кафедры подписал рабочую программу.

Нормы согласования

Согласование подлежащего и сказуемого. Допишите в предложениях окончания.

1) На совещании был.. представлен.. пятнадцать стран, причем большинство их посланцев являл…сь депутатами парламентов. 2) Ряд мер, предпринятых для поднятия дисциплины среди учащихся, каж…тся очень эффективн… . 3) Большинство работ ученого посвящен… исследованию актуальных проблем. 4) Каждый шорох, каждый скрип, каждый звук был… слыш… в напряженной тишине. 5) Вдали за рекой был.. вид.. небольшой холм, деревушка, пастбища. 6) На совещание прибыл_ двадцать один делегат. 7) На экскурсию пошл_ всего десять учеников класса. 8) Народ Франции, как и народы России, не (может / могут) забыть перенесенных бедствий и утрат во время второй войны.

Согласование второстепенных членов предложения

Согласуйте с главным словом приложение-географическое наименование.

1. Близ города (Миасс) начинается проселочная дорогa, доходящая до озера (Ильмень). 2. Поезд остановился на станции (Красногорская). 3. Дом отдыха построен близ реки (Истра). 4. Всеобщее внимание привлекли события на острове (Мадагаскар).

Исправьте синтаксические ошибки, вызванные нарушением норм согласования.

1) Квартира была разделена на две неравных части. 2) Прямую необходимо разделить на четыре равные отрезки. 3) Две пятые Луны скрыты от нашего взора. 4) Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы. 5) Все изложенное в книге написано предельно кратко, учитывая бюджет времени студента. 6) Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко.

Употребление однородных членов предложения

Лексико-семантическая (смысловая) сочетаемость ОЧП

Наши рекомендации