Методы и стратегия настоящего исследования
Методика исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.
Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
В процессе исследования мною были использованы следующие методы:
-включенное наблюдение;
-анализ документации и продуктов деятельности;
-анкетирование (адаптированный вариант анкеты К. Камерон и Р. Куинн, и адаптированный вариант анкеты Д. Денисона).
1) Включённое наблюдение — изучение социальной группы «изнутри».
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого удается получить конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Можно выделить следующие этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включённое — "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
С помощью этого метода удается принимать непосредственное участие в деятельности той организации или коллектива, который изучается в ходе исследования. Таким образом, исследователь должен постоянно балансировать две роли: участника и наблюдателя. Исследователь может выступать в двух ролях:
Участник в качестве наблюдателя («инсайдер»)
Наблюдатель как участник («нейтральный аутсайдер»)
2) Анализ документации и продуктов деятельности
Анализ продуктов деятельности - метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.
Распространенным методом данной группы является анализ документов. По форме фиксации информации документы обычно делятся на:
а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);
б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);
в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.);
г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).
В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.
2. По содержанию информации документальные источники делятся на:
а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты (ГОСТы) и т.п.
б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).
Одним из вариантов данного метода является контент-анализ - метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.
Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.
Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.
3)Метод анкетиирования
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты.
Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование – это одно из основополагающих технических средств, при проведении любого социального или социально-психологического исследования. Также, это один из наиболее распространённых видов опроса, в котором коммуникация между исследователем и респондентом происходит посредствам текста анкеты.
В целях анализа организационной культуры танцевальной студии нами было проведено анкетирование персонала организации. Вниманию респондентов были предложены следующие утверждения опроса:
На каждый вопрос было необходимо дать ответ от 1 до 5-ти баллов, при этом 1 – минимальный балл, 5 – максимальный балл.
№ | Утверждение | Балл |
Наша организация очень гибкая и легко изменяется под воздействием внешних факторов | ||
Наша организация в курсе того, что происходит у конкурентов и старается соответствовать изменениям в окружающей внешней среде | ||
Наша организация постоянно использует новые, лучшие способы выполнения работы | ||
Попытки перемен в организации редко встречаются с сопротивлением сотрудников | ||
Различные отделы в нашей организации часто сотрудничают, чтобы провести необходимое изменение | ||
Замечания и рекомендации клиента часто приводят к изменениям в нашей работе | ||
Мнение клиента непосредственно влияет на наши решения | ||
Все члены нашей организации понимают желания и потребности клиента | ||
Наше руководство поощряет прямой контакт членов организации с клиентами | ||
Интересы конечного потребителя никогда не игнорируются в в моих решениях | ||
Наша организация поощряет и вознаграждает инновации и принятие риска | ||
Мы рассматриваем неудачи как возможность для обучения и усовершенствования | ||
В работе организации нет больших упущений | ||
Обучение — важная цель ежедневной работы | ||
Мы стараемся быть уверенными, что организация работает согласовано | ||
Наша организация имеет ясную миссию, которая придаёт значение и направление работе | ||
Наша организация имеет долгосрочную цель и направление деятельности | ||
Мне ясно стратегическое направление нашей организации | ||
Наша организация имеет ясную стратегию на будущее | ||
Стратегия нашей организации заставляет другие организации изменять свои конкурентные стратегии | ||
Существует полное согласие по поводу целей нашей организации между сотрудниками и руководителями | ||
Лидеры нашей организации ставят далеко идущие, но реалистичные цели | ||
Лидеры организации официально, гласно и открыто говорят о целях, которые мы стараемся достигнуть | ||
Мы непрерывно отслеживаем наше продвижение по сравнению с нашими установленными целями | ||
Сотрудники в нашей организации понимают, что должно быть сделано, чтобы преуспеть в долгосрочном аспекте | ||
У нас в организации есть разделяемое всеми видение будущего организации | ||
Лидеры в нашей организации ориентированы на будущее | ||
Краткосрочные цели редко противоречат долгосрочной ориентации организации | ||
Видение будущего организации побуждает и мотивирует наших сотрудников | ||
Мы способны решать краткосрочные задачи, не ставя под угрозу наши долгосрочные перспективы | ||
Подход организации к ведению дел очень последователен и предсказуем | ||
Существует четкое выстраивание целей по уровням организации | ||
Коллеги из различных организационных подразделений разделяют общие взгляды на перспективу | ||
Легко координировать проекты в разных отделах организации | ||
Работать с кем-то из другого отдела организации гораздо проще, чем работать с человеком из другой организации | ||
Когда происходят разногласия, мы прилагаем все усилия, чтобы достигнуть взаимовыгодного решения для всех участников конфликта | ||
Наша организация имеет сильную корпоративную культуру | ||
Существует ясное соглашение о правильных и неправильных подходах к выполнению работы в нашей организации | ||
Нам легко достигнуть согласия даже по трудным вопросам | ||
Мы редко имеем проблемы с достижением согласия по ключевым вопросам | ||
В нашей организации есть ясный и последовательный набор ценностей, который определяет способ управления | ||
Наша организация имеет характерный стиль управления и четкий набор методов управления | ||
Руководители и управляющие показывают пример связи слова с делом | ||
Существует этический кодекс организации, который определяет наше поведение и учит отличать правильное от неправильного | ||
Игнорирование ключевых ценностей нашей организации может принести неприятности | ||
Большинство служащих в нашей организации активно вовлечены в свою работу | ||
Решения в нашей организации обычно принимаются на том уровне, где доступна лучшая информация | ||
Информация широко распространяется в нашей организации, каждый может иметь доступ к необходимым ему данным | ||
Каждый сотрудник верит, что он может оказать положительный эффект на работу всей организации | ||
Планирование дел в нашей организации идет постоянно и в той или иной степени вовлекает каждого сотрудника | ||
Наша организация делегирует власть, чтобы люди могли действовать самостоятельно | ||
Способности людей в нашей организации рассматривается как важный источник конкурентного преимущества | ||
Наша организация непрерывно вкладывает капитал в повышение квалификации своих служащих | ||
Человеческий потенциал нашей организации постоянно растет | ||
Проблемы редко возникают в нашей организации, потому что мы имеем необходимые для работы навыки | ||
Кооперация и сотрудничество работников с разными функциональными ролями в нашей организации активно поощряются | ||
Работать в нашей организации, значит быть частью команды | ||
Работа организована в нашей организации так, чтобы каждый человек мог видеть связь между своей деятельностью и целями организации | ||
Команды — первичные строительные блоки нашей организации | ||
В этой организации скорее полагаются на горизонтальный контроль и координацию, чем на позицию в иерархии |
Второй вариант анкеты предполагал четыре альтернативных ответа каждого из вопросов. Распределить баллы надо было по 100-балльной оценке между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует данной организации. Наибольшее количество баллов дать той альтернативе, которая более других напоминает организацию. Например: А – 55, Б – 20, В – 20, Г – 5. Обязательно убедиться в том, что при ответе на каждый вопрос сумма проставленных вами баллов равна 100.
Важнейшие характеристики | Какой вы ее видите сегодня | Какой ее вы хотели бы видеть | |
А | Организация подобна большой семье и уникальна по своим особенностям. | ||
Б | Организация очень динамична и проникнута новаторством, люди готовы жертвовать собой и идти на риск | ||
В | Организация ориентирована на результат, люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели | ||
Г | Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами | ||
Всего 100 | |||
А | Заботливость руководителя о подчиненных, которые знают, что к нему можно обратиться за помощью в трудную минуту | ||
Б | Поощрение индивидуального риска, новаторства, свободы | ||
В | Высокая требовательность, твердое стремлением к конкурентоспособности и поощрение достижений | ||
Г | Требование полного подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях при гарантированной занятости | ||
Всего 100 | |||
А | Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением командной работы, единодушия и участия в принятии решений | ||
Б | Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самостоятельности | ||
В | Стиль менеджмента организации характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений | ||
Г | Стиль менеджмента в организации характеризуется гарантией занятости, требование подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях | ||
Всего 100 | |||
А | Приверженность новаторству и совершенствованию, стремление быть на передовых рубежах | ||
Б | Акцент на достижении цели, выполнении поставленной задачи, агрессивность и стремление к победе | ||
В | Формальные правила и официальная политика, стремление поддержать плавный ход деятельности организации | ||
Г | Организация заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие | ||
Всего 100 | |||
А | Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскание возможностей | ||
Б | Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке | ||
В | Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности | ||
Г | Важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций | ||
Всего 100 | |||
А | Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, командной работы, увлеченности сотрудников делом и заботой о людях | ||
Б | Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор. | ||
В | Организация определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. | ||
Г | Организация определяет успех на базе доходности организации | ||
Всего 100 |
Практическая значимость данного исследования заключается в повышении эффективности деятельности персонала, путем разработки комплекса мероприятий по коррекции организационной культуры.