Для культурно-досуговой сферы
Профессиональную подготовку кадров для культурно-досуговой сферы Белгородской области осуществляет с 1960 года Белгородское культурно-просветительное, а затем Белгородское училище культуры, с 1996 года – Белгородский государственный колледж культуры и искусства, с 2000 года – Белгородский государственный институт культуры. Существуют определенные традиции в подготовке специалистов, тем не менее произошедшие в течение последнего десятилетия существенные изменения реформировали существующую систему профессиональной подготовки кадров по разным направлениям и в различных аспектах деятельности средней и высшей профессиональных школ.
Из числа внешних факторов следует отметить главный – переориентацию молодежи в выборе профессионального образования. Гуманитарная ориентация стимулировала развитие социокультурного образования, формирование в его рамках новых специальностей и специализаций, а, следовательно, приток молодежи в данную отрасль. Разнообразные перспективы открыла специальность «Социально-культурная деятельность» с присвоением квалификации «Менеджер социально-культурной деятельности», позволившая готовить специалистов для разных сфер социальной деятельности, смежных с институционально оформленной сферой культуры. Специалисты данного профиля стали остро востребованными на рынке труда также в связи с созданием негосударственных, коммерческих структур (частных теле- и радио-компаний, журналов и газет, издательств, акционерных обществ, туристских агентств, частных школ, развлекательных центров и т.д.). Этот процесс расширил социальную нишу, заполняемую выпускниками вуза культуры.
Для того чтобы отследить профессиональные ориентации молодежи в культурно-досуговой сфере, студентам, в рамках комплексного социологического исследования «Досуговые интересы и потребности населения Белгородской области» (n=3000 чел.), проведенного учеными института в 2004 г., был задан вопрос «Считаете ли Вы, что организации досуга семьи, пенсионеров, женщин и т.д. в учреждениях культуры нужно обучать специально?» 54,1% опрошенных ответили утвердительно, 22,4% отрицательно, 23,5% затруднились с ответом. Индекс контрастности, рассчитанный по формуле
(1)
где Ik –индекс контрастности,
a и b-веса полярных ответов в процентах,
100 – постоянная величина, применяемая для удобства расчета,
равен 0,81.Поскольку значение индекса изменяется в пределах от –1 до +1, можно сказать, что индекс контрастности по этому вопросу достаточно велик.
Мнение студентов в основном совпадает с мнением ученых о необходимости введения дифференцированного обучения организаторов досуга. Именно этот подход заложен в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования нового поколения специальности 071401 Социально-культурная деятельность, где наряду с традиционной квалификацией «Менеджер социально-культурной деятельности», вводятся с 2003 года две новые квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ», «Технолог социально-культурной сферы, преподаватель». Именно эти квалификации должны помочь в специализации выпускников с учетом реальных потребностей населения.
Намерены ли вообще студенты института культуры работать в дальнейшем по специальности? 76% студентов ответили утвердительно на этот вопрос, 13% – отрицательно, 11% не задумывались над этим вопросом. Индекс контрастности ответов по данному вопросу, рассчитанный по формуле (1) равен 1,65, что подтверждает высокий уровень готовности работы по специальности.
Кроме того, 40,8% студентов дополнительно хотели бы пройти курс обучения по специализациям «Организатор досуга семьи», «Организатор досуга молодежи и детей». Это говорит о достаточно высокой профессиональной ориентации студентов.
Новое время предъявляет новые требования к профессиональным качествам специалиста. С целью выявления основных профессиональных качеств специалиста культурно-досуговой сферы студентам БелГИК был задан вопрос «Какими способностями должен обладать организатор досуга?».
Обобщенный профиль способностей, которыми должен обладать организатор досуга показан на Рисунке 1. Студенты полагают, что главными качествами специалиста являются прежде всего хорошая профессиональная подготовка (21,7%), далее увлеченность делом (20,4%), коммуникабельность (19,8%), организаторские способности (19,3%). К дополнительным качества они относят оптимизм (8,6%), (черта не маловажная в современное время), психологическая подготовка (5,7%), деловые качества (4,5%). Именно наличие этих качеств, по мысли студентов, должно обеспечить успешную деятельность специалиста сферы досуга.
Рисунок 1
Курчашова Т.В., Вихляева Е.С.