Новые технологи интенсивного развития туристической индустрии
Шварев Е.В.
ОПЫТ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ПРОГРАММНЫЙ ТУРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Важным аспектом сущности программируемых процессов в туристическом деле являются некие последовательности действий по предоставлению различных форм туристического продукта клиентам. Основанием здесь, как правило, полагается физические и социально-психологические условия пребывания клиента в пространстве и времени тура. Этот пространственно-временной континуум отличается от реального пространства и времени, так как напрямую связан со смысловым полем, сюжетом тура. В нем непосредственно смешиваются реальные и семиотические константы. Иными словами, клиент имеет дело одновременно с двумя пространствами: реальным и семиотическим. Например, экскурсия по историко-культурным местам не разрушает реального пространства и времени, однако трансформирует их в зависимости от целей поставленных в экскурсии. Как правило, настоящая цель не ограничивается только информированием клиента о той или иной специфике местности и событий на ней происходивших (в случае если туристический акт связан с освоением культурно-исторического пласта). Туристический акт как бы «переносит» клиента в «иное» пространство и время с иными историко-культурными константами.
Культурная (архитектура, интерьеры, живопись и музыка) среда пребывания клиента изменяет его восприятие, формирует у клиента новый тип субъект-объектных отношений, погружает его в иную культурно-историческую среду, систему ценностей и оценок. Подобные действия принято относить к анимационной деятельности, однако анимация здесь представляется лишь первым этапом приобщения клиента к «иной» среде. Анимация лишь предварительный этап осуществления туристического акта, направленного на создание для клиента некой «измененной», виртуальной среды, способной помочь клиенту «преодолеть» естественные «пороги» времени и пространства и оказаться в «иной» действительности. Для организаторов туристического акта, в данном случае, необходимо совершить правильный отбор факторов, сущностно необходимых доля создания «виртуальной реальности».
Курчашова Т.В., Носова Н.А., Тарасов О.А.
ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕВИАНТНОСТИ
Социально-экономическая нестабильность современного российского общества, кризис традиционных институтов социализации молодого поколения, деформация привычных способов творческой самореализации детей и подростков, стремительный рост в юношеской среде социально обусловленных болезней (алкоголизма, наркомании, правонарушений, бродяжничества, проституции и др.), коммерциализация учреждений досуга и спорта, резкое падение культурного уровня современной молодежи настоятельно требуют обновления сложившихся форм и методов воспитания подрастающего поколения. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость проведения планомерной и всесторонней воспитательной работы с подростками и молодежью, как на уровне общеобразовательных учреждений (школ, профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей и т.д.), так и в сфере социально-культурной деятельности. Причем главной целью такой работы должна стать профилактика подростковой девиантности, снижение криминогенности в подростковой среде.
Среди множества социальных институтов, образовательных, культурно-досуговых, медицинских учреждений, психолого-консультационных служб, занимающихся решением проблемы профилактики девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, значительное место занимают подростковые клубы по месту жительства. Воспитательный потенциал клубов, безусловно, огромен, поскольку они, будучи неотъемлемыми субъектами социальной среды на локальном уровне, способны оказывать активное социально-педагогическое воздействие на «трудных» подростков на протяжении всего календарного года, в течение и учебного, и каникулярного периодов, что очень важно, так как профилактическая работа с подростками требует постоянства и непрерывности.
Согласно определению А.И. Лучанкина и А.А. Сняцкого, «местожительство – это социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором осуществляется жизнедеятельность семьи, проводится время, реализуется быт, досуг и рекреация…» [Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. – Екатеринбург, 1997. – С.336.]. Иными словами, местожительство представляет собой ту базу, на которой формируется ранний социальный опыт несовершеннолетних, вырабатывается та или иная модель взаимоотношений с окружающими (сверстниками, друзьями, соседями, старшими и т.д.), складывается определенный тип поведения. По справедливому замечанию Р.В. Соколова, понятие «местожительство» неотделимо от понятия «досуг». В этой связи логично рассматривать сферу внешкольного воспитания как целенаправленную педагогическую работу с детьми по месту их проживания. Досуговая деятельность подростков, организуемая в клубных учреждениях, может смело называться культурно-образовательной и культурно-творческой, поскольку она служит целям духовного развития, личностного самоопределения и творческой самореализации подрастающего поколения. «Под культурно-досуговой деятельностью, – пишет В. Гончарова, – понимается многоуровневая и многоплановая совокупность досуговых занятий, с помощью которых развиваются и удовлетворяются культурно-образовательные, культурно-поведенческие и рекреативно-оздоровительные потребности и интересы, формируется социально-активная личность, способная к преобразованию окружающей действительности и самой себя».
Следовательно, клубная деятельность оптимизирует процесс социализации личности, так как в сфере культурного досуга подросток быстрее и легче приобщается к выполнению многообразных социальных функций, приобретает важные социальные качества, осваивает культурные нормы, требуемые модели и образцы поведения, навыки эффективного межличностного взаимодействия и сотрудничества.
Клуб, в отличие от школы, имеет огромные преимущества в организации педагогической работы с «трудными» подростками, потому что в нем имеет место совершенно иной эмоциональной фон – вместо «обязаловки», принуждения, постоянного контроля, выставления оценок здесь царит атмосфера игры, неформального общения и доброжелательности, в которой подросток гораздо меньше сопротивляется воспитательным воздействиям, становится активным субъектом собственного развития. Воспитание в клубе зачастую носит скрытый, завуалированный характер, что, разумеется, положительно сказывается на его эффективности. Клубная работа, в отличие от школьного обучения, менее формализована, менее регламентирована, более индивидуализирована. Поэтому именно клуб способен оказать действенную помощь тем детям и подросткам, проблемы которых не в состоянии решить обычная школа. Цель клубного воспитания – формирование жизнестойкой личности, гуманистически настроенной по отношению к другим людям и к самой себе. Поэтому главный смысл социально-воспитательной работы в клубе заключается в освоении детьми образцов цивилизованного общежития, навыков жизни и сотрудничества в коллективе. Следовательно, доминантой клубной воспитательной работы является нормализация отношений в системах «индивид-индивид», «индивид-группа», «группа-группа», «группа-клуб». Совместная, коллективная деятельность объединяет все прочие элементы клубной работы в единое целое. Она расширяет социальные навыки детей, мягко заставляя их приспосабливаться друг к другу в процессе совместного времяпрепровождения, активного отдыха, труда и развлечений.
Кроме того, следует отметить, что клубы по месту жительства являются теми учреждениями, куда подростки обращаются за помощью с гораздо большей охотой, нежели в специализированные реабилитационные, лечебно-профилактические или психодиагностические центры. Клуб привлекает их отсутствием жестких нормативных ограничений, свободой выбора занятий по душе, возможностью в любой момент выйти из сферы воспитательного воздействия, прекратив участие в клубных мероприятиях. Добавим лишь, что большая часть детей, посещающих подростковые клубы по месту жительства – это ребята из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды, «трудные» подростки, в том числе и состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Многие из них входят в так называемую «группу риска». С ними требуется систематическая адресная работа, направленная на предупреждение правонарушений и профилактику девиантного поведения.
Основными направлениями деятельности подростковых клубов являются:
– художественно-эстетическое (театральные, музыкальные, хореографические кружки и студии, кино- и фотостудии, студии изобразительного искусства и т.д.);
– декоративно-творческое (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, лепка);
– научно-техническое (моделирование, конструирование, дизайн, техническое изобретательство, радиоэлектроника);
– социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с детьми, имеющими проблемы в учебе или общении, трудности в школе или семье);
– психолого-коммуникативное (группы поддержки, тренинговые программы, семейные клубы);
– культурно-досуговое (совместное празднование дней рождения, именин, проведение праздников, конкурсов, викторин и других развлечений);
– историко-патриотическое (изучение истории родного края, национальных традиций, обрядов, обычаев; достижений народной художественной культуры и народного творчества);
– эколого-природоведческое (кинологические станции, кружки юных биологов, юных натуралистов, юных краеведов и др.);
– оздоровительно-валеологическое (основы организации рационального труда и отдыха, пропаганда здорового образа жизни, медико-гигиеническое просвещение);
– туристско-спортивное (физкультурно-спортивные мероприятия, различные спортивные соревнования, состязания, турниры, проведение Дней физкультурника, культурно-познавательный туризм, тематические экскурсии, походы выходного дня и т.д.).
В туризме подростков привлекает возможность близкого непосредственного знакомства с удивительными природными уголками родного края, живописными парками и озёрами, памятниками истории и культуры, творениями местных зодчих, мастеров декоративно-прикладного искусства. Объекты гражданской и культовой архитектуры, величественные храмы, грандиозные архитектурно-ландшафтные ансамбли, мемориальные комплексы раскрывают историю развития культуры определенного региона или местности, способствуют возрастанию в человеке любви к стране и ее народу, создавшему эти рукотворные шедевры. Кроме того, туризм предоставляет молодым людям шанс познать неведомое, расширить свой кругозор, получить новые интересные сведения об окружающем мире.
Говоря о воспитательной роли туризма, следует отметить, что в работе с девиантными подростками большое значение имеет сочетание туристско-экскурсионной деятельности и различных спортивно-развлекательных мероприятий, акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Так, большую популярность в подростковых клубах гг. Тамбова и Ахтубинска завоевало проведение спортивного марафона «Дорогой здоровья в третье тысячелетие». Данный марафон преследует три основные задачи: а) формирование у подростков навыков сознательного сопротивления негативным влияниям социальной среды; б) формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек; в) улучшение эмоционально-личностного состояния подростков путем их привлечения к активному участию в спортивных соревнованиях, турнирах, конкурсах, в командных спортивных играх на свежем воздухе (футбол, баскетбол, пляжный волейбол).
Открытие марафона включало «Ярмарку здоровья», соревнования по армрестлингу, дискотеку. В ходе ярмарки каждый участник проходил «медицинское обследование» в игровой и развлекательной форме. Всем подросткам предлагался «лист здоровья», который они заполняли при обходе специалистов. В роли врачей выступали представители Тамбовской Детской Думы и участники студенческого волонтерского отряда ТГУ им. Г.Р. Державина. Наравне с развлечениями, конкурсами и шутками, подростки получали важную информацию о вреде наркотиков и необходимости здорового образа жизни. Одновременно с «Ярмаркой здоровья» в спортивных залах проводилось состязание по армрестлингу «От силы рук к силе разума», в котором принимали участие подростки от 10 до 14 лет. По завершении соревнования и «Ярмарки здоровья» подростков пригласили в Дом молодежи «Юность» на конкурсно-развлекательную программу «Соблазнов много, здоровье – одно». В программу были включены показательные поединки борцов по греко-римской борьбе, подведение итогов «Ярмарки здоровья», награждение победителей конкурса рисунков «Дети против наркотиков», финальное выступление победителей по армрестлингу. Так завершился первый день спортивного марафона «Дорогой здоровья в третье тысячелетие», который продолжался еще целую неделю. Всем подросткам очень понравилось участвовать в марафоне, многие из них высказали твердую решимость порвать со своими вредными привычками, приступить к систематическим занятиям спортом, начать регулярно посещать спортивные секции.
Таким образом, осуществляемая на базе клубов по месту жительства туристско-спортивная деятельность подростков свободна от шаблонов и стереотипов, имеет самодеятельный, активный и развивающий характер. Культурно-познавательные экскурсии, туристические походы, физкультурно-массовые мероприятия, спортивные праздники, организуемые на базе клубов, стимулируют познавательные, творческие и эстетические интересы личности, пробуждают стремление к физическому и нравственному самосовершенствованию, ускоряют усвоение подростком социально одобряемых форм поведения, накопление положительного опыта межличностного общения, формируют чувство сплоченности и товарищества, готовность к взаимовыручке и взаимопомощи, способствуют преодолению инфантильности, безответственности и эгоцентризма. Следовательно, клубные учреждения должны более полно использовать имеющийся педагогический потенциал различных видов туристско-спортивной деятельности в решении проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.
Н.Н Иванова
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
Туризм является одной из перспективных отраслей хозяйства страны. При удачно проработанной стратегии развития туризм может принести большой доход. Так в Финляндии в отрасли туризма трудится более 80 тысяч человек (при общей численности населения 5 миллионов) оборот в сфере туризма составляет свыше 32 млдр. FIM, а доля туризма в валовом доходе страны составляет 4% [1].
Существуют страны практически полностью ориентированные на туризм, например Египет или страны, в которых доля прибыли от туризма весьма значительна в структуре национального бюджета -Турция, Кипр. Россия является страной, которая богата памятниками культуры и природы, которые привлекают туристов. Лидерами по посещаемости достопримечательностей в России являются города Москва и Санкт-Петербург. Вначале 90-х годов XX века, в результате становления новых капиталистических отношений единая государственная индустрия туризма была разрушена, но одновременно стала складываться негосударственная система контроля туристской отрасли. Данная система представлена многочисленными туристическими компаниями и агентствами, многие из которых являются крупными, а значительное количество небольшие. Российские турфирмы, чтобы не отстать от времени и получать прибыль обязаны активно внедрять новые прогрессивные технологии. Рассмотрим наиболее популярные и применимые в туризме.
Одним из новшеств является система автоматизированных продаж «Авантикс». «Авантикс» - это система автоматизации цикла продаж авиа и железнодорожных билетов (или мест в отелях). Подобная система позволяет обрабатывать заявки как в «оффлайновском» (по телефону, электронной почте), так и в «онлайновом режиме» (через Web-системы). Автоматизированный процесс получения информации о наличии билетов, осуществления бронирования мест в гостиницах начинается уже с момента, когда заказчик получил информацию о наличии билетов или мест в гостиницах. Система «Авантикс» осуществляет автоматический контроль за ходом продаж и бронирования. Данная система позволяет исключить наложения штрафных санкций на агента [2].
Активно используется в турбизнесе и Интернет. Многие гостиницы, например, «Жемчужина» в столице российских курортов в городе Сочи, создают свои сайты где описывают прелести гостиниц, помещают восторженные отзывы отдыхающих. Для экономического стимула повышения количества продаваемых путевок фирмы устанавливают различные границы вознаграждений особенно отличившимся агентам. За продажу 2000 путевок агент получает 20% комиссионных. Продав менее 4% путевок агент не получает ничего кроме своего гонорара. В 2004 году окончательно разработаны критерии качества турпродукта. Качество подразумевает следующие требования [3]:
1) известная и не запятнанная репутация фирмы;
2) страхование рисков потребителей;
3) индекс удовлетворенности потребителей уже воспользовавшихся данной услугой (определяется при помощи анкетирования, опроса побывших в туре людей);
4) награждение почетными наградами, дипломами наиболее отличившихся представителей туристской индустрии.
Не мало важную роль играет и сплоченность коллектива турфирмы, специализированное образование и опыт работы персонала. Сочетание вышеперечисленных факторов является одним из главных побудительных мотивов развития туристской индустрии. Туризм при условии своего успешного развития приносит в казну многомиллионные доходы, не говоря уже о повышении морального и психологического климата людей, уже побывавших заграницей.
Литература
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М-СПб: «Невский фонд», 2002. – С. 45
2. Заржецкая О. Виртуальный помощник в реальном бизнесе. //Турист, 2004, №3. – С.48.
3. Круглов М., Шишков Г. Новые тенденции контроля качества услуг //Турист, 2004, №3. – С. 32
Денисов В.Н.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЕРВИСУ И ТУРИЗМУ
Подготовка специалиста, осуществляемая в настоящее время в системе вузовского образования, различна, но в любом случае она должна быть ориентирована на формирование у него готовности осуществлять свою профессиональную деятельность на уровне творчества.
Как известно, в традиционной системе профессионально-педагогической подготовки на основе деятельностного подхода в центре внимания находится учебно-воспитательный процесс, отношения между участниками построены как субъектно-объектные, где субъект – преподаватель находится в ограниченных условиях, его деятельностью управляет учебный план и программа, жестко задающие рамки отношений. Объект - студент должен быть наполнен определенным объемом знаний, его роль - пассивное усвоение информации.
Содержательно традиционное обучение выстраивалось как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов; обучающиеся выступают как объекты управления, как исполнители планов преподавателя. Целью обучения является усвоение предметных знаний, а ведущей и единственной форма учебного взаимодействия - подражание, имитация, следование образцу, однообразие социальных и межличностных взаимодействий, преобладает внешний контроль и оценка результата, все это сужает спектр познавательных мотивов, отсутствует широкая познавательная мотивация. Следствием этого стал дефицит специалистов, которые обладают организаторскими качествами, способными создавать инновационное пространство, творческой активностью, инициативностью. Одним из наиболее эффективных путей формирования столь значимых в современных условиях личностных качеств специалистов является использование элементов творчества. Необходимо формирование и стимулирование творческой активности и творческих потребностей, а также предоставление возможностей реализации творческого потенциала студентов в учебном процессе и внеучебной деятельности. Творческая активность и творческая потребность – особые формы проявления человеческой личности, результатом которой являются новые идеи, изобретения, художественные творения. Эти качества позволяют человеку иметь свежий, нестандартный взгляд на окружающее, его адекватное отражение и наблюдательное восприятие, тонкий эстетический вкус; проявлять самостоятельность в принятии решений. Смысл творческой активности – в творческом отношении к различного рода задачам; в потребности обогащать свою жизнь и жизнь окружающих; в стремлении к постоянному познанию нового в профессиональной области, в открытии личных склонностей и возможностей, в стремлении совершенствовать окружающую среду.
Таким образом, очевидна необходимость подготовки будущего специалиста нового типа – специалиста-исследователя, готового к инновационной деятельности, умеющего не только применять на практике уже известные способы решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности, но и способного к творческому подходу к их решению. Решение таких задач предполагает широкое использование инновационных технологий на основе творческого содружества преподавателя и студента.
Среди форм обучения студентов особое место принадлежит дидактическим играм, которые наиболее адекватно отражают психологические особенности молодежи как объекта и субъекта обучения и воспитания. Игра – специфический способ самовыражения индивида, благодаря которому формируется определенный тип социального поведения, способность прогнозирования ситуаций, возникающих в разнообразных формах человеческой деятельности.
Особый интерес со стороны студентов вызывают такие формы и методы, которые своеобразно интерпретируют версии популярных телепередач, таких как «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и др), но вносят вместе с тем в них новые моменты и, безусловно, учебное содержание, философский смысл и воспитательную направленность. Эти занятия проходят при очень высокой активности студентов, и позволяет фронтально проверить знания и степень подготовленности всех участников занятий.
В подготовке и проведении таких занятий в той или иной мере активно участвуют сами студенты. Это позволяет повысить их ответственность за свою подготовку, развить заинтересованность в изучении философии, формировать их педагогические навыки, умение свободно излагать свои мысли, развить их аналитические способности, умение работать в составе группы, выявить и повысить авторитет наиболее сообразительных и способных к познавательной деятельности.
Конечно, такие занятия требуют большой затраты сил и времени как при их предварительной подготовке, так и в ходе самого проведения. Причём это касается и содержательного, и методического моментов. Особо важное значение имеет психологический фактор, создание особого нравственного климата на занятиях, предполагающего взаимное уважение, доверие и понимание между преподавателем и студентами.
Занятия с использованием рассматриваемой методики позволяют всем студентам, проверить свои силы и узнать что-то новое, а преподавателю организовать постоянный контроль над активностью и успеваемостью, как всей студенческой группы, так и каждого её участника в отдельности.
При этом важно понимание того факта, что в вузе сфера науки является субстанцией образовательной деятельности, направленной, в свою очередь, на формирование своего субъекта. В абстрактном, теоретическом смысле продуктивным может быть назван процесс, в котором субъект и субстанция совпадают хотя бы в тенденции. В нашем случае это означает учет интересов науки (как субстанции) и студента (как субъекта) при организации процесса образовательной деятельности, отчасти опосредующей их отношения.
Шварев Е.В.
ОПЫТ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ