Речевой этикет: понятие, функции.
Речевой этикет – регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контактов собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.
Исследователями описывается целый спектр коммуникативных функций речевого этикета. Речевойэтикет:
• способствует установлению контакта между собеседниками;
• привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников;
• позволяетзасвидетельствоватьуважение;
• помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);
• формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя) и пр.
Формулы речевого этикета: основные группы. Типичные ситуации речевого этикета.
Формулы речевого этикета. Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. К речевому этикету относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т. д. К сфере этикета относятся, в частности, принятые в данной культуре способы выражения сочувствия, жалобы, вины, горя и т. д.
Формулы речевого этикета: основные группы. Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения.
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на три основных группы:
1. Речевые формулы, относящиеся к началу общения.
2. Речевые формулы, характерные для основной части общения.
3. Речевые формулы, используемые в конце общения. Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения.
Типичныеситуацииречевогоэтикета
• обращение и привлечениевнимания;
• знакомство, приветствие;
• прощание;
• извинение, благодарность;
• поздравление, пожелание;
• одобрение, комплимент;
• сочувствие, соболезнование;
• приглашение, предложение; совет, просьба;
• согласие, отказ.
Факторы, определяющие формирование речевого этикета.
1. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в коммуникацию: социального статуса субъекта и адресата, их места в социальной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.
2. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит речевое общение. Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения.
3. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.
Итак, учет факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета создают благоприятный климат для взаимоотношений, способствуют эффективности, результативности общения.
Деловой этикет.
Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, то есть к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.
Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия и т. д. создает благоприятное впечатление и поддерживает положительную репутацию всей организации.
В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов чего-либо, при организации каких-либо мероприятий возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. В любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то. В деловой ситуации используются особые речевые клише (например, обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без лишнего заискивания: Если вас это не затруднит…). Среди деловых людей любого ранга принято решать особенно важные для них вопросы в полуофициальной обстановке. В соответствии с ситуацией меняется и речевой этикет, он становится менее официальным, приобретает непринужденный эмоционально-экспрессивный характер. Но и в такой обстановке соблюдается субординация, не допускается фамильярный тон выражений, речевая распущенность.
Темыдлярефератов
1. Изобразительные и выразительные средства языка.
2. Заимствования в русскомязыке.
3. Языковыештампы и клише.
4. Лексическийсоставрусскогоязыка.
5. Использование выразительных средств языка в текстах научного (публицистического) стиля.
6. История обращения в русской культуре.
7. Речевой этикет и проблемы стилистики.
8. Невербальные средства общения и речевой этикет.
9. Речевой этикет в историческом и этнокультурном аспекте. 10. Особенностиэтикетаделовогообщения.