Диалектика воспитательного процесса.

Ребенок в окружающей действительности входит в бесконечное число отношений. Это сообщает воспитанию гибкость, динамичность, изменчивость. Здесь постоянно возникают различные противоречия. Движущей силой всякого развития является разрешение противоречий между различными факторами. Личность под воздействием этих факторов постоянно развивается. Несоответствие между притязаниями ребенка и его возможностями может приводить к новым внутренним противоречиям. Всякое противоречие может быть разрешено, или оно существует до тех пор, пока не исчерпает себя. Одним из основных источников развития человека как личности становятся противоречия между потребностями и способами их удовлетворения. Преодолевая противоречия, личность поднимается на новый уровень, обусловленный психическими новобразованиями (приобретает новые качества, готовность разрешать более сложные задачи, овладевает новыми способами деятельности). И наоборот, движение личности приостанавливается, если противоречия не разрешаются, продолжают существовать или исчезают сами по себе.

Закономерности воспитания.

Закономерности – это существенно необходимые внутренние связи между причиной и следствием. В основе воспитательного процесса лежат закономерности, отражающие объективные потребности общественной жизни, социальной сущности и естественной природы человека. Личность является носителем определенной социальной программы. Будучи совокупностью интегрированных социально значимых черт, личность выступает субъектом познания, общения, труда и эмоционально-волевых характеристик.

Основные закономерности:

а) воспитание как процесс осуществляется на основе имеющейся у ребенка собственной активности;

б) воспитание как процесс определяется внутренними потребностями ребенка, имеющимися у него интересами и направленностью;

в) воспитание как процесс осуществляется через наличие объективно существующих для ребенка внешних правил, требований, т.е. внешних объективных предпосылок к осуществлению деятельности;

г) воспитание как процесс развивается при наличии у ребенка соответствующей внутренней мотивационно-волевой сферы;

д) воспитание как процесс включает в себя ярко выраженные эмоциональные переживания, которые затем отражаются в результатах воспитания;

е) воспитание как процесс может успешно протекать при демократическом стиле общения педагога и ребенка, его неназойливом руководстве;

ж) ребенок как субъект воспитания представляет собой целостную личность, где нет выпячивания отдельных нравственных качеств за счет других и где все взаимодействует в органическом единстве.

Этапы воспитательного процесса.

В воспитательном процессе условно можно выделить три этапа:

1. Знакомство и осознание детьми общих понятий и норм поведения.

При этом у детей формируются отношения к этим нормам и правилам поведения. Здесь воспитатель предлагает ребенку овладеть знаниями о нормах поведения через их осмысление и сопоставление. У детей вырабатываются нравственные оценки, которые постепенно становятся основой мотивов поведения. При этом формируются оценочная и мотивационная сферы.

Формирование взглядов и убеждений через убеждения, повторы и упражнения.

Это этап принятия, освоения и превращения усвоенных нравственных норм в личное достояние. Это определенное психологическое состояние, которое характеризуется готовностью к действиям. Убеждения - более яркая и сильная форма отношений, выраженная через действия и отношение к окружающей действительности. Формирование убеждений является длительным процессом, но не всякое понятие или представление переходит в убеждения.

3. Формирование общей направленности личности.

Упражнения в деятельности, многократные действия приводят к формированию навыков и привычек поведения, т.е. к нормам. Эти нормы выступают как средство внутреннего побуждения к действию. Наивысшей формой этого этапа является самовоспитание, устойчивый интерес к самовоспитанию (совершенствование у себя ценных качеств личности с точки зрения самой личности).

Наши рекомендации