Лекция 2.5.1. воспитание как педагогическое явление.
ЛЕКЦИЯ 2.5.1. ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
ПЛАН:
1. Теория воспитания как раздел педагогики.
2. Сущность воспитательного процесса.
3. Диалектика воспитательного процесса.
4. Закономерности воспитания.
5. Этапы воспитательного процесса.
6. Социальная обусловленность цели и задачь воспитания
Теория воспитания как раздел педагогики.
Теория воспитания является составной частью педагогической науки, раскрывает общие закономерности формирования личности человека и обосновывает содержание воспитания.
Основные проблемы теории воспитания:
1) раскрытие сущности воспитания в процессе формирования личности; - что это такое?
2) выявление содержания воспитательной работы; - ????????????
3) разработка методов воспитания; -???????????
4) формирование системы воспитательной работы по развитию личностных качеств детей.-?????
Содержание воспитания - это единство всех компонентов воспитания (цель, задачи, содержание, формы, методы, предполагаемые результаты), которое реализуется в его результатах. Результаты эти проявляются не сразу, т.к. между воспитательным воздействием и выработанными качествами личности лежат различные по времени периоды. Каждый ребенок при одинаковых условиях воспитания будет давать не одинаковый результат, что зависит от многих факторов (среды, наследственности, внешних и внутренних факторов). Поэтому воспитание должно учитывать все составляющие факторы.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
( ФЗ-273 от 29.12.2012 «Закон об образовании в Российской Федерации»)
Сущность воспитательного процесса.
Воспитательный процесс - это двухсторонний взаимосвязанный процесс деятельности педагога и ребёнка по формированию личности воспитуемого.Педагог организует, планирует, направляет, корректирует, а ребёнок или поддается воздействию, или проявляет противоборство к воспитательным воздействиям. Ребёнок одновременно выступает и как объект воспитания (руководят взрослые), и как субъект (сам действует, усваивает). Поэтому воспитательный процесс связан со сложными и глубинными, внутренними отношениями, пронизывающими все составные элементы процесса воспитания.
Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешние объективные факторы становятся достоянием внутренних, субъективных качеств личности ребенка, т.е. переводятся в область сознания, а затем это отражается в результатах поведения и деятельности.
Личность формируется в единстве многих факторов (социальных, биологических, внешних, внутренних). Чем грамотнее воспитатель, тем воспитание становится более подвластным управлению. Источником регуляции поведения являются потребности, которые становятся основным видом отношений человека к окружающей действительности. От удовлетворения потребностей зависит само существование и место человека в обществе. Поэтому смысл воспитательной работы лежит в “отборе и воспитании человеческих потребностей” (А.С.Макаренко). В психике ребенка находятся регуляторы поведения: убеждения, мотивы, интеллектуальная и эмоционально-волевая активность. Эффективность воспитания будет выше, если оно обогащает и перестраивает потребности и мотивационную сферу личности и развивает ее активность. Сущность человеческой личности проявляется в поступках и деятельности.Для этого недостаточно лишь одного желания; здесь необходимы отдельные поступки совершать многократно.Чтобы сознание перешло в акт поведения, следует связать длительные упражнения в правильном поступке, реальные взаимоотношения и организацию жизни детей на основе деятельности и общения. Длительные упражнения в поведении порождают навыки и привычки поведения. Эти привычки могут становиться свойством личности. “Добрая привычка - это прочный капитал человека” (К.Д.Ушинский).
Сама личность может достигать определенных результатов через самовоспитание, т.е. внутренней деятельностью, направленной на выработку ценных качеств личности с точки зрения самой личности.
Процесс воспитания имеет определенные характерные особенности, он является процессом:
- целенаправленным;
- двусторонним;
- многофакторным;
- организованным;
- комплексным (качества формируются не поочередно, а сразу):
- длительным, непрерывным;
- сложным, многогранным.
Для процесса воспитания характерна отдаленность и неодинаковость результатов воспитания.
Закономерности воспитания.
Закономерности – это существенно необходимые внутренние связи между причиной и следствием. В основе воспитательного процесса лежат закономерности, отражающие объективные потребности общественной жизни, социальной сущности и естественной природы человека. Личность является носителем определенной социальной программы. Будучи совокупностью интегрированных социально значимых черт, личность выступает субъектом познания, общения, труда и эмоционально-волевых характеристик.
Основные закономерности:
а) воспитание как процесс осуществляется на основе имеющейся у ребенка собственной активности;
б) воспитание как процесс определяется внутренними потребностями ребенка, имеющимися у него интересами и направленностью;
в) воспитание как процесс осуществляется через наличие объективно существующих для ребенка внешних правил, требований, т.е. внешних объективных предпосылок к осуществлению деятельности;
г) воспитание как процесс развивается при наличии у ребенка соответствующей внутренней мотивационно-волевой сферы;
д) воспитание как процесс включает в себя ярко выраженные эмоциональные переживания, которые затем отражаются в результатах воспитания;
е) воспитание как процесс может успешно протекать при демократическом стиле общения педагога и ребенка, его неназойливом руководстве;
ж) ребенок как субъект воспитания представляет собой целостную личность, где нет выпячивания отдельных нравственных качеств за счет других и где все взаимодействует в органическом единстве.
Виды воспитания, их суть.
Термин “ всестороннее” воспитание предполагает следующие его виды: нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.Все эти взаимосвязанные задачи всестороннего развития личности условны в своем обозначении и предполагают согласованное воздействие на развивающуюся личность.
Нравственное воспитание - это “стержень” воспитательной работы. У человека формируют нравственное сознание, нравственное поведение и нравственные чувства.В основе нравственного воспитания лежит этика, объектом которой является мораль общества. Содержанием нравственного воспитания выступают общечеловеческие понятия и нормы жизнедеятельности людей.
Умственное воспитание связано с развитием интеллекта человека, его способности к мышлению, формированием познавательных интересов, культуры умственного труда.Личность необходимо вооружить системой знаний о природе, человеческом обществе и мышлении, выработать умения и навыки познавательной деятельности, воспитать самостоятельность в учебном труде, развивать познавательные мотивы в учебной деятельности.
Эстетическое воспитание - это формирование у человека средствами искусства, природы и окружающей действительности чувства прекрасного; это приобщение ребенка к красоте, духовным ценностям. В результате развивается культура сознания и поведения. Задачи эстетического воспитания связаны с развитием у детей эстетического сознания, вкусов, чувств, потребностей и эстетической деятельности. Здесь главное, - не только созидать прекрасное, но и защищать его от разрушения.
Трудовое воспитание направлено на усвоение трудовых знаний, умений и навыков. Все это находится в неразрывной связи с нравственным сознанием и мировосприятием личности. В результате воздействия всех видов воспитания личность реализует себя в трудовой деятельности, принимая на себя определенную социально-общественную роль. Жизненное самоопределение и выбор профессии должны осуществляться, начиная уже с младшего школьного возраста. Физическое воспитание - это процесс целенаправленного и систематического формирования физически и психически полноценного человека, обладающего основами здорового образа жизни. Ребенка с детства необходимо приобщать к физической культуре, которая должна стать жизненной программой и нравственной основой каждого человека.
ЛЕКЦИЯ 2.5.1. ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
ПЛАН:
1. Теория воспитания как раздел педагогики.
2. Сущность воспитательного процесса.
3. Диалектика воспитательного процесса.
4. Закономерности воспитания.
5. Этапы воспитательного процесса.
6. Социальная обусловленность цели и задачь воспитания