Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности (физическая культура и ознакомление с окружающим) - старшая группа
Разработан: преподавателем ССПК - Киселёвой Е.В
Интеграция образовательных областей:«Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность».
Видыдетской деятельности:познавательно-исследовательская, двигательная: занятие-тренировка, игровая.
Цель: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные навыки и умения детей.
Планируемые результаты:
1. Обогатить представления детей о свойствах воздуха (не имеет запаха и вкуса, может двигаться, занимает место, легче воды, имеет вес, изменяет свойства предметов, заполненных им) .
2. Познакомить со способами исследования свойств воздуха.
3. В области освоения движений:
- учить передавать мяч в парах (2м) двумя руками от груди из и. п. стоя; отрабатывать хват мяча во время броска - двумя руками сбоку;
- закреплять метание мешочков с песком в горизонтальную цель прямой рукой сбоку (2 м); отрабатывать последовательность действий;
- упражнять в отбивании мяча от пола правой и левой рукой на месте (по 10 раз), отрабатывать положение кисти во время удара по мячу (повторяет форму мяча, умение не терять мяч);
- развивать ловкость движений в подвижной игре «Движение воздуха» (на основе "Играй, играй, но мяч не теряй») .
4. Формировать умение взаимодействовать в парах при проведении исследовательской деятельности; воспитывать толерантное отношение к сверстникам.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Длительность: 20 мин – экспериментальная и 25 мин. – тренировка.
Материалы и оборудование.
Для воспитателя:
1. игрушка Винни-Пух с воздушным шаром,
2. веер, банка с водой, трубочка для коктейля, целлофановый мешочек,
3. стакан, на дно которого прикреплён небольшой лист бумаги,
4. палочка, на её середине закреплена верёвочка, а к концам палочки привязаны два одинаково надутых шарика – шарики висят на одном уровне, игла,
5. иллюстрации: надувные лодки, спасательные круги, автомобильные шины, музыкальные инструменты, вентиляторы, пылесосы и др. ;
6. конверт с заданиями Вини-Пуха (по выполнению основных движений) ;
7. прозрачный мешочек из полиэтилена, такого же размера, как мешочки с песком – заполнен воздухом и заклеен;
8. судейский свисток,
9. повязки для «ловишек» - 3 шт.
Для детей:
1. веер - 24 шт. (на каждого ребёнка),
2. стакан, на дно которого прикреплён небольшой лист бумаги – 12 шт. (1 на двоих),
3. банка с водой - 12 шт. (1 на двоих),
4. трубочка для коктейля – 24 шт. (на каждого ребёнка),
5. целлофановый мешочек – 24 шт. (на каждого ребёнка) .
6. мяч (диаметр 22см) – 24 шт.,
7. мешочки с песком в чехлах двух цветов (красный и синий) – по 12 шт. каждого цвета.
8. Обручи (д-60 см) - 12 шт.
Место проведения: групповая комната – эксперименты и спортивный зал - тренировка.
Предварительная работа: Разучивание и выполнение упражнений в метании: метание мешочков с песком в горизонтальную цель прямой рукой сбоку (2м) ; отбивании мяча от пола правой и левой рукой на месте (по 10 раз) ; проигрывание подвижной игры «Играй, играй, но мяч не теряй».
Ход НОД
Исследовательскую деятельность проводит воспитатель группы.
Дети переодеты в спортивную форму, заходят в группу. (В спальне раздаётся стук)
- Дети, а кто у нас в спальне? Давайте посмотрим.
(Замечают Винни-Пуха с воздушным шаром)
Винни-Пух: - Здравствуйте, ребята! Я летел на воздушном шаре к Мудрой Сове. Вижу – у вас окно открыто. Вот я и залетел к вам. (Дети распределяются по кругу, так, чтобы всем было видно воздушный шар) .
Воспитатель: - Дети, а на каком шаре прилетел Вини-Пух? (На воздушном)
- Почему этот шар называется воздушным? (Потому что он наполнен воздухом.)
Винни-Пух: - А что такое воздух? Я его никогда не видел.
Воспитатель: - Вот сейчас мы всё о нём узнаем.
- Посмотрите и скажите, что находится вокруг нас? (Дети называют: игрушки, мебель, пол, потолок, стены)
- А что находится между полом и потолком? Между стенами? Там, где пусто? (Воздух)
Винни-Пух: - Какой воздух? Ничего нет! Я его и не чувствую.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите почувствовать воздух? Подойдите к столам. (сажает Вини-Пуха на большой стул)
- Возьмите по вееру и помашите им около лица.
- Что вы ощутили? (Движения воздуха)
- Значит, движение воздуха можно почувствовать.
Винни-Пух: - А какой воздух на вкус?
Воспитатель: - Наберите глоток воздуха и попробуйте. (Воздух не имеет вкуса)
- А имеет ли он запах? Вдохните. (Не имеет запаха)
Винни-Пух: - Значит, его нет нигде!
Воспитатель: - Нет, Винни-Пух, воздух есть везде.
- Ребята, а почему мы его не видим? (Он прозрачный, бесцветный)
- А что значит прозрачный? (Через него всё видно)
- А что ещё бывает прозрачным? Давайте найдём прозрачные предметы в группе. (Стёкла в окне, стенки аквариума)
Винни-Пух: - А как же узнать, что воздух есть всюду?
Воспитатель: - Давайте проведем опыты с воздухом. Вот сейчас и проверим, везде ли есть воздух.
Опыт №1. Демонстрируется воспитателем.
Воспитатель показывает детям стакан, на дно которого прикреплён кусочком пластилина небольшой лист бумаги.
- Дети, посмотрите внимательно и скажите, есть ли в стакане что-нибудь? Или вы считаете, что стакан пустой?
- Вот сейчас мы и проверим. (Переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой, стакан надо держать прямо.) Лист бумаги остался сухим.
- Попала ли вода в стакан? Объясните, почему.
Вывод: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить бумагу.
Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.
Воспитатель - Подойдите к своим столам, повторите опыт с перевёртыванием стакана.
Воспитатель – Вини Пух, ты понял, почему лист бумаги в стакане остался сейчас сухим?
Вини- Пух – нет. Дети повторяют правильный ответ: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить бумагу
Опыт №2. – выполняется детьми
Воспитатель - Ребята, снова осторожно опустите стакан в банку с водой, но теперь держите его не прямо, а чуть наклонно.
- Что вы заметили в воде? (Появились пузырьки)
- Это пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Вывод: воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель: - Винни-Пух, ты теперь убедился в существовании воздуха?
Винни-Пух: - Это пузырьки, которые побежали вверх. Да, я тоже вспомнил, как можно обнаружить воздух. Теперь я буду руководить. Возьмите трубочку, вставьте в баночку с водой и подуйте в неё. У вас получится – буря в баночке.
Воспитатель: - Да, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками вверх. А почему он поднимается?
Вывод: воздух легче воды.
- Ребята, а как вы думаете, имеет ли воздух вес? Вытрите руки салфетками, сядьте удобно.
- Давайте проверим.
Опыт №3. Демонстрируется воспитателем
Воспитатель - попробуем взвесить воздух.
- Вы видите палочку, на её середине закреплена верёвочка, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика – шарики висят на одном уровне (приготовлено всё заранее) .
- А теперь подумайте и скажите, что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом? (Протыкаем один шар иглой, конец палки, к которому он был привязан, поднимается вверх.) Почему?
Вывод: шарик без воздуха стал легче, значит, воздух имеет вес.
Опыт №4 – выполняется детьми
Воспитатель - Возьмите целлофановый мешочек, найдите в нём отверстие и взмахните мешочком, направляя его отверстием вниз, скрутите мешочек со стороны отверстия. Что получилось? (Он надулся, стал выпуклым)
- Почему шарик надулся? (В мешочке находится воздух, который и раздувает его.)
Воспитатель – правильно и если мы завяжем этот мешок, то получится поплавок, который даже будет удерживать небольшие предметы.
Вывод: мешочек раздулся, значит воздух занимает определённое место - имеет объём.
- Как человек использует это свойство воздуха? (Изготавливаются спасательные жилеты для пассажиров водного транспорта) .
Воспитатель (показывает мяч) – Чем заполнен мяч? (Воздухом) .
Как изменяются свойства мяча (показывает спущенный мяч и упругий) – чем больше воздуха, тем более упругий мяч. Какой мяч удобнее отбивать от пола рукой? - Упругий, хорошо надутый воздухом.
Воспитатель – Вини – Пух предлагает позаниматься с такими мячами. В колонну по росту стано-вись! ВСЕ ОРГАНИЗОВАННО ПЕРЕХОДЯТ В СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ.
Тренировку проводит инструктор по физической культуре.
«Играем с воздухом».Разминка.
Воспитатель: показывает конверт – Вини-Пух передал секретное задание, выполнение которого позволит нам перейти к другим экспериментам с воздухом. Передаёт конверт инструктору по физ. воспитанию.
Инструктор: Сначала выполним разминку, разогреем наши мышцы.
Ходьба 10 сек - Группа, в обход по залу шагом марш (голову приподняли, живот подтянули, энергично шагаем) .
Ходьба на носках 10 сек умеренный - Руки на поясе, на носках – марш (спина прямая, выше поднимаемся на носки) .
Ходьба на пятках 10 сек умеренный - Руки за голову, на пятках марш (выше носки от пола поднять, локти развели шире, спина прямая) .
Ходьба с остановкой на сигнал - 10 сек, умеренный. – Внимание: на свисток остановиться. (2-3 раза повторяется свисток)
Ходьба приставным шагом правым (левым) боком 10/10 сек умеренный – Руки за спину, приставным шагом правым (левым) боком, марш (следить за осанкой, не опускать голову).
Ходьба на четвереньках 10сек умеренный - На ладонях и ступнях, марш (не прогибать спину, не сгибать ноги в коленях) .
Ходьба в полуприседе 10 сек умеренный – Руки на пояс, в полуприседе, марш (идти пружиня, спина прямая) .
Ходьба на ягодицах 10 сек умеренный – Руки согнуть в локтях, «гусеница», марш ("рулить " руками)
Спортивная ходьба 10 сек быстрый - Спортивной ходьбой, марш (ставить ногу перекатом с пятки на носок, энергично). Приготовиться к бегу.
Бег 10 сек медленный - Руки согнуты в локтях обычный бег, марш (следим за осанкой) .
Бег змейкой 10 сек медленный Легко, свободно, естественные движения рук
Бег с изменением направления 5\5 сек умеренный Внимание, с изменением направления. марш. На изменение направления - команда "кругом"
Бег приставным шагом лицом (спиной) в круг 10/10сек быстрый - Приставным шагом лицом (спиной) в круг, марш (энергичные размашистые движения руками помогают) -выполняются друг за другом подряд.
Бег с заданием "подбросим мяч" 10сек быстрый - «Подбрось мяч», марш (подскок, имитация подбрасывания мяча) .
Ходьба (обычная) 10 сек умеренный – Обычной ходьбой, марш (восстанавливаем дыхание)
2. Упражнения на дыхание "Ежик" 3 раза 30 сек быстрый - «Ёжик», начали (повороты головы вправо - влево, с каждым поворотом вдох носом с напряжением мышц всей носоглотки; выдох мягкий, произвольный через полуоткрытые губы). Берём мячи.
3. Перестроение в 3 колонны 30 сек умеренный - Тройками через центр зала, марш (ждём, когда третий даст команду всей тройке).
«Играем с воздухом».Общеразвивающие упражнения с мячом
1. «Спрячся ».
И. п. : основная стойка, мяч в опущенных руках.
1 - подняться на носки, мяч за голову, локти отвести назад, голова прямо - вдох;
2 - и. п. – выдох. Повторить 8 раз в медленном темпе.
2. «Повернись»
И. п. широкая стойка, мяч перед грудью в прямых руках;
1 – руки с мячом вправо (влево, голову повернуть влево (вправо, произносить: ш-ш-ш
2 – и. п. – вдох
Повторить по 4 раза в каждую сторону в медленном темпе.
3. «Наклонись»
И. п. : ноги на ширине плеч, мяч перед грудью
1- наклон к правой (левой) ноге, обвести мяч вокруг ступни, ноги не сгибать, произносить: ш-ш-ш
2 - и. п. - вдох
Повторить по 4 наклона к каждой ноге в медленном темпе.
4. «Присядь»
И. п. : основная стойка, мяч в опущенных руках 1 – присесть, опираясь на носки, пятки оторвать от пола, мяч вперёд, спина прямо;»ш-ш-ш»
2 - и. п. – вдох Повторить 8 раз в быстром темпе.
5. «Воздушные шаги».
И. п. : сидя на полу, упор руками сзади, ноги на мяче.
1- выполнить 4-прокатывания мяча вперед, переступая ногами на мяче.
2 – выполнить 4 прокатывания назад. Дыхание произвольное
Повторить 4 раза в среднем темпе.
6. «Сохрани воздух».
И. п. : сидя на полу, упор руками сзади, мяч зажат между ступнями - вдох
1- поднять ноги с мячом вверх – задержка дыхания,
2- согнуть ноги в коленях - задержка дыхания,
3- поднять ноги с мячом вверх - выдох,
4 - и. п. - вдох
Повторить 5 раз в среднем темпе.
Инструктор : почему нам было трудно поднимать ноги с мячом? (Потому что и резина и воздух имеют вес) .
7. «Пройди на руках».
И. п. : лежа животом на мяче, руки на полу, ноги вместе – вдох.
1- сделать на руках четыре шага вперед, прокатывая животом мяч, ноги прямые – задержка дыхания,
2- сделать на руках четыре шага, прокатиться на мяче назад – выдох,
3 - и. п. - вдох.
Повторить 6 раз в среднем темпе.
Инструктор: почему нам было удобно прокатываться на мяче? (Он наполнен воздухом, поэтому упругий) .
8. «Прыжки со сменой ног».
И. п. : основная стойка, мяч в опущенных руках.
1 - выполнить 20 прыжков ноги в стороны, вместе (руки с мячом вверх-вниз) ;
2 - ходьба 10 сек., Дыхание свободное.
3 - выполнить 20 прыжков правая нога вперёд, левая - назад, (руки с мячом вверх-вниз) ;
4 – ходьба 10 сек., Дыхание свободное.
5 - выполнить 20 прыжков ноги в стороны, вместе (руки с мячом вверх-вниз).
Инструктор: На месте шагом - марш! Перестроение в колонну - марш. В обход по залу – марш. Плечи развернули, живот подтянули, Молодцы! Через центр парами – марш! Каждая колонна идёт по своей лини: желтая – синяя. Группа, на месте стой 1-2.
Команда, расположенная на синей линии – положить мячи в корзину и вернуться на место.
«Играем с воздухом». Выполнение основных движений.
Инструктор: Показывает первый листок (задание Вини – Пуха), читает: «Сегодня будем учиться передавать воздух в мяче друг другу в парах способом «двумя руками из-за головы». Мы помним, что вес мяча состоит из воздуха, который заполняет мяч и материала, из которого он сделан. Бросок должен быть не очень сильным, а таким, чтобы мяч попал в руки напарнику по игре. Посмотрите, как мы с Игорем выполним его.
(Показ 1 раз с пояснением исходного положения и хвата мяча во время броска) .
- Как держим мяч во время броска? - Двумя руками сбоку.
Команда на жёлтой линии, приняли и. п., приготовились к броску – бросили.
Команда на синей линии, приняли и. п., приготовились к броску – бросили. Упражнение выполняется по 8 раз каждым ребёнком с корректировкой инструктора.
Инструктор: молодцы, все старались во время броска держать мяч двумя руками сбоку и ловили мяч, не прижимая его к груди.
Инструктор: показывает второй листок (задание Вини – Пуха, читает: выполнить метание мешочков с песком в горизонтальную цель прямой рукой сбоку;
- отбивать мяч от пола правой и левой рукой на месте (по 10 раз, не терять мяч).
Инструктор: показывает красный мешочек с песком и мешочек такого же размера (полиэтиленовый) заполненный воздухом. Чем заполнен прозрачный мешочек? (Воздухом). Какой мешочек легче добросить до обручей, лежащих у стены? Почему? (Красный мешочек легче добросить до обруча - воздух легче песка).
Верно, поэтому вы будете метать цветные мешочки: правой рукой – красный, левой – синий. Марина, напомни последовательность выполнения метания прямой рукой сбоку (показ ребёнка без пояснения) .
Инструктор: Напоминаю: при отбивании мяча правой и левой рукой, чтобы мяч не улетел в сторону, при ударе рука повторяет форму мяча. Почему мяч может отлететь в сторону? (Потому что воздух делает его упругим).
Инструктор: Команда на желтой линии сначала выполняет отбивание мяча, а на синей метание в горизонтальную цель (вдоль стены лежат обручи – напротив желтой линии).
«Первый» на снаряде!
После выполнения метания в горизонтальную цель по 8 бросков каждым ребёнком, команды меняются местами.
Инструктор: «Последний» - на снаряде! Команды, построились в колонну у своих снарядов! К смене снарядов шагом марш! (Двигаясь по часовой стрелке, команды меняются местами). Группа, стой: раз-два. «Первый» на снаряде! (Теперь каждая команда выполняет свои упражнения) .
Инструктор: «Последний» - на снаряде! Команды, построились в колонну у своих снарядов! Упражнения выполнены добросовестно, молодцы!
Переходим к подвижной игре «Движение воздуха» (игра хорошо знакома детям).
(Содержание игры детям не рассказываются, а задаются вопросы по основным правилам). Содержание игры - Дети располагаются по площадке, каждый свободно передвигается шагом или бегом. У каждого игрока мяч-это воздушный пузырёк. Необходимо обязательно на каждый шаг ударять мячом об пол и ловить его, удобным для игрока способом. Главное – не терять мяч и не передвигаться без действий с мячом. Кто нарушает это правило – становится «ловишкой».
Задача «ловишки» - выхватить мяч, когда он находится в воздухе или укатился от игрока. Вырывать мяч из рук игрока запрещено.
Действия игроков начинаются после одинарного свистка инструктора. После двойного свистка инструктора игровое действие прекращается - все должны как можно быстрее поднять мяч вверх и замереть. Выигрывает тот, кто ни разу не терял мяч за время проигрывания).
Инструктор:
1. Какие действия выполняют игроки? Обязательно на каждый шаг ударять мячом об пол и ловить его, передвигаясь по всему залу.
2. Как «ловишка» может стать игроком? Если выхватит мяч, когда он находится в воздухе или укатился от игрока.
3. Когда начинается игра? После одного свистка инструктора.
4. Когда «ловишка» прекращает ловить мяч? Когда прозвучит два свистка.
До начала действий, «стрелочкой» выбирается «ловишка». Игра проигрывается 4-5 раз. На последующих проигрываниях вводится усложнение: сначала два, а потом три «ловишки». «Ловишкам» завязываются нарукавные повязки.
По окончании игры проводится ИТОГОВЫЙ АНАЛИЗ ИГРЫ.
Инструктор:
1. Кто ни разу не терял сегодня мяч, поднимите руки. Молодцы! Вы сегодня самые ловкие игроки!
2. Кто из назначенных «ловишек», быстро смог стать «игроком», поднимите руки? Молодцы. Вы сегодня были ловкими и внимательными игроками!
Заключительная часть.
Воспитатель: - пока вы играли, Вини-Пух захотел спросить вас.
Винни-Пух: - А, все-таки, про какие свойства воздуха мы сегодня узнали?
(Воздух заполняет все вокруг: стакан, банку.; воздух легче воды; воздух имеет вес; воздух занимает определённое место – имеет объём) .
Воспитатель: - Да, без воздуха жизнь на Земле не могла бы существовать. Всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода – ночью. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Без еды человек может прожить 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха не больше 5 минут. Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Назовите места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. (Где проезжает много машин, около свалок мусора, на бензозаправке, рядом со стоянкой автомобилей и т. д.)
- А чтобы быть здоровым необходимо дышать чистым и свежим воздухом. Что для этого надо делать? (Проветривать помещения, гулять в парке, в лесу, где много деревьев, соблюдать чистоту, сажать деревья.)
- Ребята, а кто знает, как человек использует воздух? (Надувные лодки, спасательные круги, автомобильные шины, музыкальные инструменты, вентиляторы, пылесосы и др.)
Винни-Пух: - Спасибо вам, ребята! Вы выполнили все мои задания! Хотя в голове у меня опилки, но я тоже многое узнал о воздухе. С воздухом можно даже и поиграть, если его поместить в мяч. Мне очень понравилось экспериментировать с вами!
Инф.источники:
- Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007
- Гагилева М.С. Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст [Электронный документ] / М.С. Гагилева // www.detsad126.ru.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003. – С. 16.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.:АРТИ,2008.- 64с. (Развитие и воспитание дошкольника).