Инновативную (преобразовательную)
Социализирующая функцияоргкультуры заключается в обеспечении "введения" новых членов в организацию, их социальной адаптации, освоения ими социокультурного опыта и знаково-символической системы социальной организации. В целом ряде зарубежных фирм новых сотрудников в течение определенного, довольно длительного (до двух недель) ознакомительного периода целенаправленно "социализируют", объясняя им основополагающие ценности и принципы функционирования компании, утвердившиеся в ней нормы морали и поведения, разрешения и запреты и т.д. Но даже в тех случаях, когда руководство организаций специально не вычленяет социализирующую функцию, она реализуется объективно, в процессе общения членов организации.
Функция преемственности (социального наследования)тесно взаимосвязана с социализирующей функцией, поскольку в процессе социальной адаптации одновременно происходит передача новым поколениямработников предыдущего социокультурного опыта.
Современные хозяйственные организации стремятся поставить и эту объективную функцию на целевую основу. Вслед за крупнейшими компаниями (IBM и др.) даже небольшие западные фирмы стали придавать особое значение официальному оформлению и изучению историикомпаний и филиалов. Причем речь идет не только об интерпретации эволюции производственных задач, но и об объяснении генезиса организационной философии, ценностей, а также о создании определённой "мифологии"в форме письменных или устных рассказов, историй, анекдотов, позволяющих образно, метафорически представить организацию в ее развитии.
Такая "историческая", "мифологическая" составляющая организационной культуры выполняет как бы роль посредникамежду прошлым и нынешним составом (поколением) организации, тем самым, обеспечивая преемственность в её деятельности, социальное наследование её основных характеристик.
3) Интегративная функциясостоит в достижении сплачивания, "скрепления" членов организации в целостность, идентификации их в качестве обособленной целевой общности.
Эта функция приобретает значительную дополнительную результативность, будучи поставленной на целевую сознательную основу. Важнейшую роль в этом играет способность руководства организации определить и сформулировать ключевыеценности и принципы, которые могут стать объединяющим началомдля деятельности всех подразделений и работников.
Принятые работниками не формально, а реально,эти ценности и принципы играют роль интегрирующегофактора, крепость которого зачастую сильнее, чем других (например, формально-властных) факторов интеграции, поскольку в данном случае ценности поддерживаются, сознательно и добровольно.
Такая чёткая, разделяемая работниками система ценностей определяет силуорганизационной культуры, что, в свою очередь, обусловливает эффективность деятельности организации. Один из широко известных выводов, сделанных американскими специалистами в области оргкультуры Т. Питерсоми Р. Уотерменом,состоит в том, что, чем сильнее оргкультура компании и чем более она ориентирована на рыночные результаты, тем меньше необходимости в разработке конкретных инструкций, организационных схем, детализированных процедур и правил, поскольку работники сверху донизу знают, как им поступать в различных ситуациях – ведь весь набор ведущих ценностей ясно определён.
Оформленные в качестве специального документа (как правило, в виде "философии" или "миссии" организации), ценности и принципы приобретают форму организационной (корпоративной) конституции. Наиболее важные ценности, которые руководство хочет внедрить на уровне не только сознания, но и подсознания, формулируется в форме девизов, кредо, лозунгов, параллельно с интегративной функцией решая ещё и важную "внешнюю" задачу – задачу создания определенного имиджа организации (например, компания "Дюпон": "Лучшие вещи для лучшей жизни благодаря химии", компания ИБМ "IBM – означает сервис", компания "Мацусита" "Прицел на вершины электронной промышленности"),
4) Стимулирующая (мотивирующая) функция оргкультуры, как мы полагаем, заключается в том, что создаются условия для реализации интересов работников, связанных с их социальными потребностями, выходящими за рамки уровня "экономического человека". Во-первых, работники стимулируются организационной культурой в целом, её материальными и духовными факторами – как общей атмосферой взаимоподдержки и сотрудничества, корпоративного товарищества с присущими ему особыми, отличающими его от других сообществ ценностями, целями, результатами деятельности. Во-вторых, они стимулируются и мотивируются содержанием миссии и целей организации, тем "значением", которое в них заключено. То есть речь идет об определенных идеалах, которые движут людьми, наполняя их работу и жизнь высоким смыслом, облагораживая людей, поднимая их в их собственных глазах.
Вместе с тем было бы неверным не замечать, что стимулирующая функция оргкультуры взаимообусловлена экономическими отношениями в организации, присущими ей отношениями собственности. Когда в литературе говорится применительно к философии, идеологии организации как о "разделяемых всеми членами организации ценностях" безотносительно к отношениям собственности в той или иной организации, по нашему мнению, упускается из виду то обстоятельство, что философия, идеология организации, оформленные в её миссии и целях, выражают, прежде всего, интересы собственников организации.
Фактически в тех случаях, когда работники не являются собственниками, представляя собой лишь наемный персонал, от них требуется принять установки собственников в качестве своих собственных ценностей и реализовывать их как собственные цели, но это предполагает определенную "индоктринацию", определенное навязываниеработниками этих установок. И действительно, трудно отделаться в таких случаях от впечатления об "идеологической обработке" работников - в особенности, когда речь идет о японских компаниях, добивающихся от работников полнейшей лояльности, и перенимающих этот подход американских и европейских фирмах.
5) Регулирующая функцияоргкультуры связана с определением тех границ и форм,в которых разрешена и поощряется деятельность членов организации, и тех, в которых она не поощряется либо запрещается.
Эта функция обеспечивает информирование работников организации о том, какое место они занимают в системе внутриорганизационных связей и какую роль они должны в ней выполнять, то есть каковы ожиданияорганизации в связи с их деятельностью. Она тесно взаимосвязана со стимулирующей функцией, поскольку у работника вместе с тем формируются ожидания относительно реакции организации на его действия в случае добросовестного выполнения своей роли и в случае нарушения им норм поведения (причём речь идёт не только о реакции руководства, но и реакции его коллег).
Тем самым осуществляется социальный контроль,то есть социальная система реагирует на отклонения от заданных параметров и поощряет следование им, обеспечивая адекватность реализации социальных ожиданий.
6) Стабилизирующая функциятакже выражает действие социального контроля – социальная система восстанавливает равновесие, относительное состояние покоя в определенном временном интервале. До определенного предела система стабильна и не подвержена разрушению.
Потребностью в стабильности обусловлено обязательное культивирование в организационной культуре таких ценностей и принципов, как организационный порядок, строгая дисциплина и ответственность, исполнительность и лояльность, личная преданность и конформизм, и т.д. Эти "консервативные" ценности позволяют, если им следуют, обеспечивать высокую стабильность функционирования организации, но вместе с тем могут становиться и преградами необходимым преобразованиям.
7) Инновативная (преобразовательная) функцияоргкультуры обусловлена потребностью внедрять новое, осуществлять организационные изменения. Тем самым эта функция находится в противоречии со стабилизирующей функцией и представляет собой её отрицание.
Инновативная функция связана с культивированием и накоплением в оргкультуре таких ценностных ориентации, как ориентации на творчество, новаторство, преобразования. "Критическая масса" таких "инновативных" ценностей обеспечивает необходимый преобразовательный потенциал, позволяющий осуществлять развитие организации, совершенствование отношений, технологий, продуктов и услуг на базе творчества.
Как представляется, организационное развитие осуществляется именно посредством разрешения противоречиямежду инновативной и стабилизирующей функциями организационной культуры. Организации, в которых это противоречие успешно разрешается, отличаются высокой динамичностью развития, быстрым отходом от устоявшихся стереотипов, сменой моделей деятельности – с сохранением общей линии преемственности в своей организационной культуре.
Итак, организационная культура в качестве инструмента управления выполняет целый ряд взаимосвязанных функций. Знание этих функций и их содержания имеет большое практическое значение,так как позволяет руководителям использовать их целевым образом и тем самым действительно управлять посредством оргкультуры.
Реализовать же эти функции возможно благодаря тому, что в содержании и структуре организационной культуры наличествует комплекс компонентов,обладающих необходимыми качествами регуляторовсоциального поведения.
Компоненты оргкультуры как инструмента управления
К таким компонентам, позволяющим организационной культуре выполнять роль регулятора поведения,следует, в частности, отнести базовые представленияи верования.
Они управляют поведением индивидов и групп подсознательно(как уже было отмечено, Э. Шайн и другие специалисты отождествляют их с наиболее глубинным уровнем оргкультуры), определяя тот или иной вариант поведения, выбор которого не осознаётся, а как бы "сам собою разумеется".
Другим важным компонентом выступают ценности,которые на сознательном уровне определяют допустимость или недопустимость варианта (типа) поведения. Следует подчеркнуть глубинную связь ценностей с интересами и потребностямисоциальных субъектов, поскольку ценным для субъектов выступает то, что способно служить реализации их интересов и удовлетворению потребностей. Ценности формируются в процессе осознания социальными субъектами своих интересов,который одновременно является и процессом оценкипредметов, явлений, личностей, к которым возникает ценностное отношение.
Поэтому-то в том случае, когда социальные субъекты достаточно четко не осознают свои интересы, есть возможность навязать им чуждые ценности, которые они воспримут как свои собственные (на наш взгляд, так и происходит, когда оргкультура используется как способ манипулирования работниками).
На основе ценностей формируется ценностная ориентация,позволяющая субъекту осознанно действовать в той или иной ситуации и принимающая форму ценностной установки.Ценностные установки "работают" как предваряющая действия социального субъекта программа, обеспечивающая соответствующее моральное отношение к предметам и явлениям, направляющая и стимулирующая его деятельность.
Осознание необходимости действовать в соответствии с содержанием ценностных установок образует мотивдеятельности, который приобретает форму цели.Наиболее значимая конечная цель выступает как некий идеал (идеальный образ),который представляет собой одновременно и целевую категорию и ценностную категорию.
Осознанные, многократно проверенные на практике ценности превращаются в убеждения, становятся жизненными принципами,которым следуют. В то время как убеждения и принципы "внутренне" определяют поведение социальных субъектов и в этом смысле выражают их относительную свободу действий, сложившиеся в организации (группе) социальные нормынепосредственно ограничивают свободу индивидов, действуя как внешние ценностные установки.
Все эти компоненты оргкультуры руководство современных хозяйственных организаций стремится синтезировать в философии (миссии)организации, добиваясь внедрения определенной системы представлений и ценностей, сознательно разделяемых всеми членами организации, независимо от социального и должностного статуса. Эта система имеет тенденцию быть выраженной в намеренно создаваемой и тщательно разрабатываемой символике(лозунги, девизы, эмблемы, значки, образцы одежды сотрудников, мифы и анекдоты и т.д.), в этой форме ценностные ориентации могут быть сформулированы и переданы кратко и сжато.
Когда оргкультура прямо указывает на то, какое поведение членов организации поощряется, а какое – нет, она принимает форму нормативной системы,то есть задает стандарты "правильного" поведения.
Такие стандарты синтетически выражены в следующих компонентахоргкультуры: традициях, обычаях, обрядах,а также нравственныхи институциональных нормах.
Традиция– это такой компонент прошлого социокультурного наследия, который сохраняется в поколениях и обеспечивает определенную преемственность культурного опыта. Современные хозяйственные организации развитых стран мира намеренно создают и культивируют систему традиций, охватывающую различные стороны социального поведения работников.
Обычай– это одна из разновидностей традиций, выражающая наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам поведения, способам социальной деятельности.
Обряд– это разновидность обычая, которая представляет собой совокупность определенных коллективных действий, воплощающих соответствующие ценности и предназначенных вызвать соответствующие коллективные чувства, оказать эмоционально-психологическое воздействие. Его признаком является определенная регулярность.
Обычай и обряд относятся к стереотипным формамтрадиций, которые призваны закреплять образцы социального поведения. Для современных зарубежных организаций характерен акцент на эти формы, обеспечивающий высокий уровень стереотипности и ритуализации внутриорганизационных отношений. Широкое распространение получили такие ритуальные формы как различные торжества (посвящения в члены коллектива, награждения, юбилейные собрания и т.д.), совместные обеды руководства и сотрудников, приемы у руководства отличившихся сотрудников по случаю каких-либо знаменательных дат или достижений, проводы на заслуженный отдых ветеранов организации и т.д.
Нравственные нормы,или нравы– это такие образцы поведения, такие обычаи, которые считаются существенными для благополучия социальной общности и недопустимыми для нарушения. В случае нарушения следует нравственное осуждение. Поэтому они действуют автоматически. Руководство фирм и компаний придает большое значение таким неписаным нормам и намеренно культивируют их.
Институциональные нормы– это образцы поведения, которые сознательно разрабатываются и приобретают форму формальных правил и процедур, оговаривающих, что можно делать, а чего делать нельзя. Они имеют тенденцию принимать письменную форму, становится "писаными правилами".
В современных зарубежных организациях главным нормативным документом,в наиболее общем виде регламентирующим поведение сотрудников, как правило, является письменно оформленная миссияорганизации, выполняющая роль корпоративной конституции.
Работники организации обязаны ориентироваться на неё во всех своих действиях и поступках, "сверяться" с её установлениями в возникающих проблемных ситуациях.
Тем самым задокументированная миссия выступает в качестве основного проводника той организационной культуры, которую внедряет руководство организации, и является важнейшим элементом оргкультуры как управленческого инструмента.