Кибернетическая традиция: коммуникация как процесс обработки информации
Мы решили назвать всю область управления и коммуникативной теории, касается это механизмов или животных, кибернетикой (Wiener, 1948. P. 19).
Современная теория коммуникации возникла из союза кибернетики, статистики и теории управления (Krippendorff, 1989. P. 444).
Теория коммуникации, изучение и изложение принципов и методов, с помощью которых передается информация (Oxford English Dictionary, 1987).
Теория коммуникации. См. ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ (Audi, 1995).
Современная теория коммуникации ведет происхождение от кибернетической традиции и трудов таких мыслителей середины XX в., как Шеннон Винер, фон Нейман и Тьюрин (Heims, 1991; Krippendorf, 1989). Эта кибернетическая традиция вошла в современные теории различных областей знания: теория систем и информатика, когнитивные теории и исследование искусственного интеллекта, функционалистская социальная теория, сетевой анализ, бейтсоновская школа межличностной коммуникации и др. (например, Watzlawick, Beavin and Jackson, 1967).
Коммуникация в кибернетической традиции рассматривается как процесс обработки информации, что позволяет объяснить, каким образом все виды сложных систем, живых или не живых, макро или микро, способны функционировать и почему часто возникают функциональные нарушения. Если изложить кратко суть трансмиссионной модели, то кибернетика представляет собой проблемы коммуникации как сбои в потоке информации, являющиеся следствием шума, информационных перегрузок или несоответствия структуры и функции, а в качестве ресурсов для решения проблем коммуникации предлагает различные технологии обработки информации и соответствующие методы системного дизайна и анализа, управления и, в более «мягком» варианте, терапевтического вмешательства.
Кибернетика как способ теоретического анализа коммуникации вызывает доверие отчасти потому, что обращается риторически к привычным положениям бытового материализма, функционализма и рационализма. Для кибернетики различие между мыслью и материей лишь функционально, как различие между программным обеспечением и оборудованием. Мысль — это не более чем процесс обработки информации, поэтому вполне логично сказать, что индивидуальная мысль выступает как «внутриличностная» коммуникация, что группы и организации также мыслят, целые сообщества мыслят, и со временем будут мыслить роботы и искусственные организмы. Так, кибернетика вызывает к себе доверие мира, в котором Управляющая Информация может стать воистину самым «человечным.» членом Управленческой Команды; утверждать обратное — значит проявлять глупую сентиментальность (в Данном случае — это обоюдоострая критика.
Кроме того, кибернетика интересна, а иногда неправдоподобна, с точки зрения здравого смысла, потому что проводит вызывающие удивление аналогии между живыми и неживыми системами, подвергает сомнению устойчивые представления о значении сознания и эмоций и оспаривает наши обычные разграничения мысли и материи, формы и содержания, реального и искусственного.
Кибернетика подвергает сомнению упрощенные понятия линейного соотношения причины и следствия, обращаясь к более привычному представлению, что процессы коммуникации могут быть невероятно сложными и тонкими.
Хотя корни кибернетики уходят в технологичную функционалистскую научную мысль, она придает особое значение проблемам технологического контроля, сложности и непредсказуемости процессов обратной связи и всегда присутствующей вероятности того, что коммуникативные акты, несмотря на наши благие намерения, будут иметь неожиданные последствия. Замечательный практический урок, который преподает кибернетика, состоит в том, что целое больше, чем сумма его частей, поэтому для нас, как коммуникаторов, важно переступить индивидуальные границы, посмотреть на процесс коммуникации с более широкой, системной точки зрения и не считать индивидов ответственными за системные результаты, которые ни один из нас не может контролировать.
В определении ценности технологий и изобретений у кибернетики общие позиции с риторикой; низведением человеческой деятельности к процессу обработки символических систем она напоминает семиотику; делая акцент на формировании значении по ходу взаимодействия между элементами системы, она становится похожа на феноменологию. Кибернетика, однако, резко отличается от каждой из этих традиций. Коммуникация как риторика представляет собой искусство речевого воздействия, формирующее практические решения, но коммуникация как процесс обработки информации — это просто механизм, выполняющий определенные функции. У семиотики возникают проблемы с понятием «информация», используемым в кибернетике, поскольку последняя редуцирует семантическое содержание (что сообщение означает) до простой функции (такой, как обратная связь или уменьшение неопределенности). Феноменолог считает, что подлинная коммуникация требует согласованности (конгруэнтности) опыта и выражения, поэтому искренность является существенным моментом диалогических отношений Я — Ты. Однако кибернетик, подобно семиотику, подчеркивает, что мы никогда на самом деле не узнаем, искренен ли другой человек (или даже сам говорящий). С точки зрения кибернетики, есть более надежные способы оценки достоверности информации, чем пытаться угадать, искренен ли кто-то.
В общем, кибернетика, по контрасту с другими традициями теории коммуникации, культивирует практический подход, который принимает во внимание сложность проблем коммуникации и подвергает сомнению многие привычные положения о различиях между человеческими и нечеловеческими системами обработки информации.