Символизм рыцарской культуры

Средневековый институт рыцарства отличался не только определенным образом жизни, системой ценностей и стереотипами, но также религиозной впечатлительностью, отчасти связанной с многочисленными проповедями. Поэтому проявлением этого миропонимания стала рыцарская культура, представлявшая собой некий сплав возвышенных идеалов, к которым постоянно стремился благородный воин Идеи героических сражений и куртуазной любви создавали жизненную позицию рыцаря и воплощались в строительстве замка, стены которого могли защитить Прекрасную Даму в минуты опасности и прославить их доблестного защитника. Связь рыцарства с христианством явно прослеживается в идее служения: священник служил Богу, а рыцарь – своему господину. Пожалуй, можно с большой долей уверенности утверждать: рыцарство стало рыцарством в полной мере лишь тогда, когда осознало себя духовным братством воинов, связанным невидимыми узами высшего элитарного сословия и обязанностью защищать братьев по вере.

Типичный облик рыцаря и его замка выражал идею защиты, с одной стороны, и агрессии, с другой. Башня замка, похожая на грозящий меч, нередко считалась Божьей.
Как и прежде, рыцарь на клинке приносил торжественные клятвы. Только теперь это были клятвы не во славу языческого бога Одина, а во славу Христова дела или служения своему сюзерену, которому приносил клятву верности рыцарь. Эта двойственность нашла отражение и в средневековом обычае (существовавшем как в реальной жизни, так и в эпической поэзии и рыцарских романах) вкладывать в рукоять меча мощи святых или ношения ковчежца со святыми реликвиями на груди поверх защитной брони.
Особое отношение к оружию было закреплено и в законодательстве Средневековья: закон ограничивал владение мечом и копьем представителями третьего сословия. Ношение и владение оружием напрямую связывалось с понятиями благородства и чести. Эта связь ощущалась не только в Средние века, но и на протяжении последующих веков. Уровень развития техники в то время заставлял ценить выше оружие наступательное, в особенности меч. Его изготовление было сопряжено с огромными трудностями. Не так-то легко было выковать достаточно длинный клинок, который не разбивался бы вдребезги при ударе. Технические трудности при его изготовлении, быть может, объясняют отчасти, почему меч считали священным оружием. Оружие постепенно превратилось в предмет роскоши. Оно украшалось искусными ремесленниками, стоило очень дорого. Речь идет прежде всего о религиозно-магической ценности таких предметов, как меч. Его обрабатывали как величайшую драгоценность, оплачивали ценой целых состояний, брали с собой в самое долгое путешествие в тот край, откуда никто не возвращается. Подобно другу-коню, меч тоже неразлучный спутник воина. Элементы сакральности, связанные с символикой меча, которые можно вычленить в германских источниках, следующие: его чудесное происхождение, чаще всего божественное - сам бог вручает его герою; меч имеет личностную характеристику, что подчеркивается наречением его именем собственным; меч "испытывает потребности", "выдвигает претензии", даже "навязывает свою волю", то есть самовыражается как своего рода личность; меч свят настолько, что на нем приносят присягу.Своему сокровенному боевому другу герой дает имя. Начертанные на клинке руны - магический язык меча. Тайна, окутывающая его происхождение, превращает меч в существо одушевленное, живое, со своим собственным характером - в личность. Оружие символизирует мужское начало.в средние века рукоять меча все чаще использовалась в качестве хранилища реликвий. Приобретение рукоятью крестообразной формы могло привести при совершении ритуального акта к "исчезновению" функциональной значимости меча как орудия войны. Он становился символом, священным предметом. Однако христианское средневековье, хотя и пыталось заменить оружие святыми мощами при принесении присяги, в конце концов предпочло двусмысленность, заключив реликвии в рукоять холодного оружия.

Конь как мифорелигиозный символ в культурах, внесших свой вклад в становление западного средневековья, двулик. Одна ипостась его героическая, солярная. Другая - погребальная и хтоническая. Символических определений коня: он и спутник в странствиях героя, и его помощник во время испытаний, например убийства чудовища , и советчик, обладающий даром речи, и животное, которое необходимо пожертвовать усопшим и использовать как вожатого душ в загробном мире , и обличье, принимаемое божеством.Конный воин, с оружием в руках сокрушающий чудовище, превращается в символ победы над смертью. Сакральное отношение к лошади.Накануне европейского средневековья германцам, последовавшим примеру степных народов и их обычаям, удалось создать религиозно-магическую систему, центральным пунктом которой было единство "конь-всадник". "Оскорбить коня - это то же, что оскорбить всадника".

Главное, что отличало рыцарскую культуру Средневековья — это ее промежуточный характер, основанный на взаимодействии отдельных ценностных оснований доминирующей христианской культуры, профессиональных кодексов воинской чести, а также эталонов поведения сословной аристократии. Первое было связано с тем, что именно церковь в IX в. начала разрабатывать идею праведной христианской войны и образ воина-христианина, призванного спасти веру. Во-вторых, формирование особой, профессиональной по своему содержанию, рыцарской культуры обусловлено было тем, что к X в. появился особый профессиональный слой воинов. И третье — этот слой рекрутировался из разных сословий, но, как правило, из свободных и достаточно богатых людей, жизнь которых регулировалась правилами, принятыми в среде сословных аристократов.

Единый «образ жизни» отличал рыцарей от всех прочих слоев средневекового общества, что дает возможность говорить о формировании в X—XI вв. рыцарской субкультуры, в основе которой лежал дух солдатского братства и товарищества. Постепенно формировался этический кодекс рыцарства, основанный на идеале бескорыстного, преданного, мужественного и прекрасного воина; предусматривалась особая рыцарская символика: особый ритуал посвящения, особый покрой одежды, торжественный обычай вручать оружие и т.д.

Культура рыцарства – явление, которые можно понять лишь в режиме «большого времени». Истоки этого явления лежат в варварском мире, а культурный резонанс рыцарства во многом определяет характер духовных ценностей современного европейца. Как и культура варварской Европы, культура рыцарского мира с его обязательным замком внесла свой вклад в тот культурный багаж, который лег в основу европейского Возрождения, а затем и Нового времени. Романтические рыцарские идеалы и ценности во многом задавали направление духовным поискам европейцев всех последующих эпох.

Средневековое монашество

Огромную роль в распространении религиозного мировоззрения как на Западе, так и Востоке, играл институт монашества. Максимально приближенная к христианскому идеалу аскетизма, самоотреченной любви к Всевышнему и ближнему, организация монастырской жизни позволила не только добиться значительных успехов в области ведения хозяйства, о чем достаточно широко известно, но и превратить монастыри в подлинные центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания, науки. Монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом.

В период Раннего Средневековья, в 529 г. Бенедикт Нурсийский основал католический монашеский орден в Монтекассино (Италия), по образцу монастырей на Востоке, поставив задачу накопления знаний и развития науки. Монахи бенедиктинских монастырей вскоре стали известны как искусные врачеватели и фармацевты, научившиеся выращивать лекарственные растения и изготавливать лекарственные средства. На рубеже VII и VIII вв. в Англии англосаксонский летописец монах Беда Достопочтенный (672 — 755) произвел расчет церковного календаря, связанного с периодичностью астрономических явлений. Он же автор первого крупного сочинения по английской истории. Известность получили энциклопедический сборник аббата Грабана Мавра (VIII в.), в котором были собраны сведения по различным наукам: «Книга о делении чисел», «Правила счета на абаке», а также трактат по геометрии французского монаха Герберта (X в.); «Записки о различных ремеслах» монаха Теофила (X в.) и т. д. К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226—1274 гг.), сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. Католическая Церковь объявила Фому Аквинского вечным авторитетом в области религии, философии, истории, политики и права.
В период Классического Средневековья монастыри не потеряли своего значения как центры культурной жизни. В начале XIII в. возникли нищие монашествующие ордены, члены которых в поисках хлеба насущного бродили по городам и селам, оказывая влияние на народную культуру.

Главную роль в становлении системы образования сыграли школы, находившиеся в V—IX вв. в руках церкви. Целью школ была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла отбор учащихся. Наряду с изучением богословских наук в церковных школах сохранились предметы, доставшиеся ей в наследство от античной системы светского образования: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Параллельно с этими школами церковь открывала «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Во второй половине XI в. в Европе стали появляться светские школы для обучения детей из знатных семей.

В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет(рг лат. universitas — совокупность, общность).

В XII—XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым — университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Это был типичный средневековый университет, где преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств) и богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет). Церковь достаточно успешно осуществляла контроль за преподаванием в университетах. Так, по требованию церкви из университетов изгонялись неугодные ей преподаватели, а богословы получали привилегированное положение среди коллег, как это произошло, например, в 1255 г. в Парижском университете на основе специальной буллы папы Александра IV.

Наши рекомендации