Фрагменты лекции №1 по курсу

Фрагменты лекции №1 по курсу

«Основы радиожурналистики»

Радиовещание в системе современных СМИ.

Функции радиовещания. Тенденции развития отечественного радиовещания.

Роль и место радиовещания в структуре современных СМИ.

Каким же образом радио удается сохранить свою привлекательность в очень трудных для него условиях жесточайшей конкуренции? Здесь правомерно выделить три уникальных свойства радиовещания, которые и обусловили его жизнеспособность.

· В структуре современных СМК радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладали техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии в момент начала этого события. Радиожурналист посредством телефона приглашает в качестве комментаторов актуальных событий представителей общественности, государственных деятелей, компетентных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

· Из всех СМК радио является самым удобным(«неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Разнообразие интересов именно этой части аудитории способствовало увеличению числа современных форматоврадиостанций..

· Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио воздействует более других на воображение человека. На это обращали внимание еще великие русские ученые И.М. Сеченов и И. П. Павлов. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные образы.

Процесс этот не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

· На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано! Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

Главная особенность радио и его контента – ориентированность исключительно на слуховое восприятие, требующее простоты и ясности изложения контента.

Каждая современная радиостанция имеет свою концепцию, формат, целевую аудиторию, а, следовательно, приоритеты контента. В зависимости от этого формируется эфирная сетка, создаются различные программы.

· Сегодня формат– это концепция радиостанции, включающая в себя: содержание (контент), ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих (ди-джеев), подбор музыкальных композиций,особенности организации передач (рекламные ролики, джинглы, отбивки и т.д.) в соответствии с потребностями целевой аудитории и спецификой станции.

По существу, формат – это подбор и расположение программных элементов в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция.

Плюсы радиовещания

u возможность восприятия «чистого» звука – ситуация, когда слушатель не делит свое внимание к звуку с визуальным рядом;

u · активизация воображения слушателей;

u · возможность прямого эфира, оперативность, интерактивность;

u · условно бесплатное получение информации.

Функции радиовещания

Ш. Культурно-просветительская функция.

Эстетическая функция.

Функция просвещениябыла особенно важна для страны с огромной территорией, и первоначально низким образовательным уровнем населения. Сегодня функция просвещения, конечно, видоизменилась, обрела новую конкретику, но познавательные потребности аудиториибудут существовать всегда.

6. Функция развлеченияестественна для радио, так как оно не может не откликаться на стремление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, свободное от работы или учебы.

Итак, радиовещание выполняет множество разнообразных функций. В некоторых ситуациях значение радио оказывается больше, чем телевидения или прессы, например, в чрезвычайных ситуациях, природных аномалиях. Когда говорят, что радио – самое оперативное СМИ, а его функция – информировать, это не значит, что телевидение, интернет и даже пресса не выполняют функцию информирования. Просто в ряде случаев радио, благодаря своей природе, выполняет её лучше.

На радио сегодня нужна ЛИЧНОСТЬ!Каков эталон современного радиоведущего?

Главное для радио, как ни смешно, - это голос. Не обязательно бархатистый с переливом, чтобы девушки охали, но выразительный, яркий голос. Хорошая реакция — очень радийная черта. Безусловно, обаяние!

Харизматичный, эрудированный, обаятельный, желательно, остроумный — это портрет хорошего ведущего. ХАРИЗМА (charisma - милость, дар) - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безусловную веру в ее возможности; высокая одаренность, личная притягательность. (Словарь иностранных слов, 2006)

Фрагменты лекции №1 по курсу

«Основы радиожурналистики»

Наши рекомендации