Взаимосвязь оргкультуры с её материальным основанием
Организационную культуру было бы неправомерно отрывать от её материального основания, от системы экономических отношенийв организации. Когда организационную культуру отождествляют лишь с предположениями, ценностями, верованиями, философско-идеологическими подходами, то фактически дело сводится только к идеальным, идеологическим представлениям о способе жизнедеятельности в организации, сам же этот способ в понятие оргкультуры не включается. Вряд ли это правильно, поскольку идеальные представления – это только часть культуры, относящаяся к отражению социальной действительности, и в этом смыслепредставляющая собой форму, а не содержание,которое представлено реальнымиотношениями.
Реальное же содержаниевнутриорганизационных отношений обусловлено их содержанием как социально-экономических отношений.Хозяйственная организация выполняет в обществе определённое предназначение, прежде всего связанное с необходимостью производства тех или иных видов продуктов и услуг, и тот экономический способ, которым она осуществляет это производство, определяет и способ её деятельности как социокультурной системы.
Например, экономические отношения, базирующиеся на коллективной собственности, неизбежно порождают иную систему социокультурных отношений, чем отношения, базирующиеся на наёмном труде. Даже экономическим отношениями долгосрочного найма, когда работник ощущает себя "пожизненной частицей" фирмы, сопутствует иная оргкультура, чем отношениям краткосрочного найма (об этом ярко свидетельствует различие в содержании оргкультуры японских и американских компаний).
Или,к примеру, если в коммерческой организации господствующим способом стимулирования является производство и распределение сверхплановой прибыли, да ещё и на основе управленческих решений, принимаемых коллективно, то тем самым обусловливается и соответствующее социокультурное содержание внутриорганизационных отношений – очевидно, что это отношения сотрудничества, партнёрства.Если же, напротив, руководство организации декларируетотношения партнёрства, но размеры вознаграждения работника определяет его supervisor (то есть непосредственный начальник) втайне как от других сотрудников, так и от самого работника, которого ставят перед фактом, то реальное(а не декларируемое) социокультурное содержание отношений в организации будет иным.
Поэтому, если речь идет не о декларируемой, а реальной оргкультуре в организации, не о том, что и как декларируется,а о том, что и как делается,то очевидно, что содержание оргкультуры обусловлено системой экономических отношений в организации.
Вместе с тем: декларации руководства, расходящиеся с его делами, – если такое явление присуще той или иной организации – это тоже одна из составляющих реальногосодержания ее оргкультуры.
Содержание организационной культуры
Наиболее продуктивным и наглядным было бы представить организационную культуру как единое содержание(способ жизнедеятельности организации с точки зрения его культурного "наполнения"), выраженное в трех основных формах:
в форме идеальных, идеологических представлений, ценностей, намерений, целей;
в форме деятельности, поведения, то есть в форме осуществления замыслов (намерений, целей) и функционирования реальных отношений людей;
в форме результатов этой деятельности, материализующихся в изменениях вещей, людей и социальных отношений.
Представляя собой, таким образом, диалектическое единство содержания социокультурной системы и форм ее существования, функционирования,организационная культура вместе с тем может быть рассмотрена как диалектическое единство ряда противоположностей.
Во-первых,она может быть рассмотрена как единство материального и идеального.В этом разрезе оргкультура предстает как противоречивое единство способа жизнедеятельности организации и идеальных представлений о нем, а также как противоречивое единство идеальных намерений организации и материальных результатов их осуществления.
Поэтому содержание организационной культуры включает и материальные культурные образцы, обладающие вещественной, предметной формой, соответствующим дизайном(здания, сооружения, кабинеты, автостоянки, доски объявлений, оборудование, технологические линии, мебель, интерьер, производимые продукты и т.д.), и материальные культурные образцы, не принимающие предметной формы, а выступающие в форме деятельности, поведения(обряды, ритуалы, традиции, стили руководства, способы и методы принятия решений, система коммуникации, язык общения, распорядок дня, культура питания, трудовые навыки, способы стимулирования, системы обучения персонала, производимые услуги и т.д.), и нематеральные культурные образцы, идеальные представления и отношения(философия и идеология организации, ценности, верования, предположения, предпочтения, ожидания, этические и эстетические воззрения, эмоциональные расположения и т.д.).
Во-вторых,организационная культура выступает как единство объективного и субъективного.Социокультурная система, отчуждаясь от создавших ее людей, становится как бы "над" ними, выступая в форме способов, образцов, ориентиров, объектов, условий упорядочения их деятельности. В этом качестве оргкультура как объективное начало воздействует на работников, обеспечивая их социальную адаптацию, "перестройку" и "подстройку" в соответствующих направлениях.
Субъективноеже её начало выражается в том, что творят оргкультуру сами люди, работники организации (прежде всего здесь велика роль ее руководителей, задающих нормы и стандарты поведения). Субъективная сторона оргкультуры выступает в качестве сил и способностей людей, реализуемых в их деятельности (здесь речь должна идти об уровне и характере их знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного и эстетического развития, широте кругозора, содержании мировоззрения и т.д.). Посредством деятельности люди воплощают себя в материальных и духовных объектах, в социальных отношениях, друг в друге.
В-третьих,организационная культура выступает как единство части и целого.С одной стороны, она является относительно обособленной и вместе с тем интегрированной частью (субкультурой) общечеловеческой культуры и её более объёмных субкультур мета-, макро- и мезоуровня (культуры региона мира, национального государства, внутригосударственного региона, отрасли, местного сообщества и т.д.). С другой стороны, она представляет собой совокупность составляющих её социокультурных единиц (субкультур) – отдельных личностей и их формальных и неформальных групп.
При этом диалектика развития оргкультуры в более объёмном социокультурном пространстве такова, что не следует умалять ни влияния на культуру организации тех социокультурных систем, подсистемой которых она является, ни ее обратного влияния на них (его сила пропорциональна значимости места ироли хозяйственной организации в системе национальных и транснациональных связей). Сегодня крупнейшие фирмы США, Японии, Европы во многом определяют культурные образцы и стандарты в тех сообществах мира, где функционируют их подразделения.
Структура организационной культуры
При рассмотрении структурыорганизационной культуры нередко ссылаются на подход, разработанный американским ученым Эдгаром Шайном.
По мнению Э. Шайна (Shafritz J.M., Ott S.J. Op. cit. - P. 388-392. Описание модели Э. Шайна), структура организационной культуры состоит из трех уровней.
Первый,поверхностный уровень, составляют, как он их называет, "артефакты" и "творения",то есть сконструированное оргкультурой физическое и социальное окружение: оформленное определенным образом физическое пространство, технологии, письменный и устный язык общения, наблюдаемые образцы поведения и т.д. Всё это является наглядным, но представляет собой поверхностный уровень оргкультуры, не позволяющий подвергнуть ее расшифровке.
Второй уровень– это более глубинный, уже подповерхностный уровень, который представлен ценностями.Ценности разделяются членами организации как их общее понимание и ощущение того, что следуетделать в отличие от того, что реально делается, и оформляются в философию, идеологию организации. Причем необходимо различать те ценности, которые выполняют нормативную функцию (определяя, что можно делать, а что нельзя) или служат ориентиром для устремлений в будущее, и те, которые совместимы с глубинными представлениями и верованиями, определяющими реальное поведение (люди могут на словахпровозглашать нечто ценностным, не действовать, поступатьвопреки тому, что провозглашается).
Когда ценности воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся, они, по мнению Э.Шайна, постепенно переходят в верования и базовые представления, которые выпадают из сознательного и переходят в бессознательное, становятся такими же автоматически действующими, как привычки.
Третий уровеньоргкультуры – это и есть уровень глубинный, уровень бессознательных представлений (assumptions), которые уже не предполагают, по мнению Шайна, какого-либо выбора. Это уже не просто ценностные ориентации, а внутренние необсуждаемые и не подвергаемые сомнению представления, которые и управляют поведением.
Модель Э.Шайна оказала большое влияние на формирование представлений о структуре и содержании оргкультуры, разрабатываемых западной организационно-управленческой мыслью. Согласно Шайну, сущность оргкультуры определяется именно базовыми представлениями и верованиями, которые находятся на самом глубинном уровне и функционируют подсознательно, определяя отношение членов организации к ней и ее окружению.
Поскольку структура представляет собой систему отношений, зафиксированную в своих взаимосвязях, мы полагаем, что структура организационной культуры может быть раскрыта в следующих основных аспектах:
1) как структура материальных и идеальных составляющих оргкультуры,то есть, прежде всего, тех реальных отношений и предметов, которые представляют собой материальные культурные образцы деятельности людей в организации, и тех идеальных представлений о своей деятельности и ее результатах, которые вырабатываются людьми в процессе труда и общения;
2) как структура объективных и субъективных составляющих оргкультуры,то есть тех факторов, которые в данный момент могут быть зафиксированы как выступающие в качестве условийсоциальной деятельности, и тех факторов, которые в данный момент играют роль источников или носителей активной, преобразующейдеятельности (например, сложившиеся в организации отношения "начальник-подчинённый" будут выступать в качестве объективной составляющей, а принципиальная позиция пришедшего в неё нового руководителя, внедряющего отношения "лидерства-следования", – в качестве субъективной составляющей);
3) как структура этапов внутриорганизационного социокультурного процесса,а именно: а) факторов, образующих представления, замыслы и цели; б) факторов, образующих пре творение замыслов в жизнь, то есть поведение, деятельность; в) факторов, представляющих собой результаты деятельности;
4) как структура сфер внутриорганизационной социокультурной активности,то есть, например, культура труда, культура быта и отдыха, культура управления, культура питания, куль тура общения и т.д.;
как структура процессных и результативных составляющих,то есть факторов, образующих процессы деятельности людей в организации, и факторов, представляющих собой результаты этих процессов;
как структура субъектных составляющих,то есть субъектов-носителей оргкультуры, образующих ее субкультуры (это и субкультуры отдельных индивидов, и субкультуры формальных и неформальных групп, особая субкультура руководителей) – это одновременно как бы структура «укладов» оргкультуры:соотношение более передовых и менее передовых субкультур, например, партнерства и командования, и т.д.
Следует заметить, что составляющие оргкультуры структурированы в каждой конкретной организации специфически, и конкретная организационная культура представляет собой структуру множества переменных, имеющих определенные качественные характеристики. В любой оргкультуре можно вычленить приоритетныеидеальные представления, образцы и нормы поведения, способы и средства общения, материально-вещественные объекты, сферы деятельности, и т.д., а так же ранжироватьпо значимости ее субкультуры, культурные "уклады". Конкретным соединением всего множества переменных и определяется специфика социокультурной системы организаций, то, почему одна оргкультура отличается от другой.