Основные черты и цель системы физического воспитания
и образования личности
Системе физического воспитания и образа личности присущи основные черты, характерные для системы обучения и воспитания в целом. К их числу относятся идейность, научность и народность, специальная направленность.
Идейностьнаправлена на воспитание и образование подрастающего поколения новой демократической России, убежденных патриотов Отечества, отстаивающих государственные интересы страны, спортивную честь на международной арене.
Научностьопределяется тем, что изучаются проблемы физического воспитания и образования разных групп населения, профессиональной деятельности, спорта высших достижений и профессионального спорта. Научные изыскания дают возможность четко определить эффективность различных средств, форм, методов физической культуры; установить пути формирования и совершенствования психологических качеств личности; обосновать критерии изучения и оценки физической и психологической готовности спортсменов к выступлению на ответственных соревнованиях.
Народностьопределяется тем, что в процессе развития физической культуры и спорта решается задача общенародного характера – укрепление здоровья граждан, что является национальной безопасностью государства.
Специальная направленностьопределяется существенными различиями в требованиях к физической подготовленности граждан страны, спортсменов разной квалификации и видов спорта, особенностями учебной и трудовой деятельности.
Цельсистемы физического воспитания и образования личности состоит в создании условий для обеспечения физической подготовленности граждан всех возрастов к обучению в образовательных учреждениях, производительному труду и творческой деятельности; службы граждан России в силовых ведомствах; устойчивому перенесению физических нагрузок, нервно-психическим напряжениям, повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов в профессиональной деятельности; достижению высоких спортивных результатов в соревнованиях мирового масштаба.
Цель достигается решением общих специальных задач, результатами научных исследований, исторического и современного опыта.
Общие задачи системы физического воспитания и образования личности заключаются в следующем: развитие и совершенствование физических качеств, что зависит от уровня выносливости, силы, быстроты и ловкости.
Значимость физических качеств подтверждена влиянием их на состояние личности. Если человек разностороннее физически подготовлен, то он в условиях воздействия больших нагрузок и нервно-психических напряжений значительно превосходит по различным показателям работоспособности тех, у которых развитие этих качеств только соответствует удовлетворительному уровню или находится ниже его.
Овладение прикладными навыками. К примеру, человек хорошо передвигается на лыжах, выполняет приемы самозащиты, что становится эффективным средством развития и совершенствования физических и психологических качеств. Передвижению на лыжах, как правило, обучаются в районах со снежной зимой. В настоящее время имеются возможности передвижения в любую погоду на лыжероллерах, роликовых коньках.
Умение плавать жизненно необходимо всем, что важно на случай экстремальных условий. Плавание с использованием подручных и аварийно-спасательных средств, в легководолазном снаряжении, ныряние и другие действия на воде и под водой создают благоприятные возможности для совершенствования физических и волевых качеств личности, повышения функциональных возможностей организма особенно сердечнососудистой и дыхательной системы, укрепления здоровья и закаливания.
В процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований происходит воспитание целеустремленности, смелости и решительности, инициативности и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, других качеств. Все это достигается при систематическом и целенаправленном применении на занятиях упражнений и методических приемов, которые используются с учетом уровня физической и психологической подготовленности личности.
Укрепление здоровья и закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности – важное направление оздоровления молодежи. Хорошее здоровье должно рассматриваться как одно из главных приоритетов правильно организованного процесса физического воспитания.
Существенное значение имеют специальные задачи, которые находят свое конкретное, концентрированное выражение в требовании к физической подготовленности, например, спортсмена.
Правильное определение этих задач имеет большое влияние на содержание и направленность его физической и психологической подготовки. Научное определение специальных задач связано с трудностями, которые в каждом виде спорта часто на первый взгляд незаметны. Taк, если к тяжелоатлетам и пловцам применять одинаковые требования то в их подготовке, могут возникнуть противоречия, которые приведут к нежелательным результатам.
Проблема определения специальных задач по отношению к подготовленности спортсмена состоит в выявлении физических, психологических, специальных качеств и двигательных навыков, необходимых только ему для проявления и сохранения высокого уровня профессиональной
работоспособности в экстремальных соревновательных условиях.
Экспериментальный подход используется для научного обоснования требований к физической подготовленности спортсмена, для этого изучаются и оцениваются исходный уровень, изменение показателей работоспособности и состояния организма, влияние отдельных или комплекса факторов, характерных для каждого вида спорта.