Особенности организации процесса воспитания детей дошкольного возраста. Условия, средства, методы воспитания.
Методы и средства воспитания
Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Средство воспитания — это совокупность приемов.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
§ Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
§ Содержание воспитания.
§ Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
§ Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
§ Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
§ Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
§ Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
§ Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
§ Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
§ Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Классификация методов воспитания
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
§ влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
§ влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Классификация методов воспитания на основе направленности:
§ Методы формирования сознания личности.
§ Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
§ Методы стимулирования поведения и деятельности.
§ Задачи и содержание процесса воспитания детей дошкольного возраста
§ Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья.
§ На что направлено содержание воспитания детей дошкольного возраста?
§ Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностныхпредставлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.
§ Содержание воспитания связано с приоритетными направлениями современного дошкольного образования: физическое, познавательноречевое, художественно-эстетическоеисоциально-личностноеразвитие детей. Соответственно этим направлениям определяются основные составляющие воспитательного процесса.
Адаптация детей к ДОО.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, могут стать для ребенка серьезной псхической травмой. Он может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много зависит от педагогов, они помогают родителям в психич. и физ. развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие жизни. Надо понять интересы, стремления поступающего в д/с малыша, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях д/у.
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации:внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватностьповедения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап жизни.
Прежде чем отдать ребенка в д/с, необходимо провести соответствующую подготовку, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуал. особенности ребенка, воспитатели, могут быстро найти и индивидуальный подход к нему. Выделено 3 фазы адаптационного процесса:
I.Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится около месяца). II.Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев). III.Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: - легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в д/у нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 1 раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
— средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в д/у. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
-тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2до6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
Надо стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к д/с, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах,но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
-от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
-от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
-от состояния здоровья;
-от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в д/ у;
-от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных пед. правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физ. развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство,грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. Работа с родителями.Период адаптации - тяжелое время и для родителей. Важна совместная работа воспитателя с родителями.Воспитателю надо разработать перспективный план по работе с родителями, где затронуты темы наиболее значимые для воспитания детей именно этого возраста. Предлагать различные советы с приемами воспитания.
Физическое развитие и воспитание дошкольников. Содержание, задачи, формы. Режим дня в условиях ДОО.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных на Одной из основ. задач, решаемой в процес. физ. воспит., явл. обеспечение оптимал. разв-я физ. качеств, присущ. человеку. Физ. качествами принято называть врождён. морфофункциональные качества (мышечная сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость.
Применительно к динамике изменения показат. физ. качеств употребляются термины «Физ. развит.» и «Физ. воспит.». Термин «развитие» харак-ет естествен. ход изменений физ. качества, а термин «воспитание» предусмат-ет актив. и направленное воздейств. на рост показателей физ. качества.
Естественно-научн. основу физ. рахзвит. и воспит. составляет учение И.М. сеченова и И.П. Павлова о высшей нервн. деятел. Оно позволяет понять закономерности формиров. двигат. навыков, особенности построения движений и развитие психофиз. качеств; методич. правильно построить процесс обучения и воспитания.
Детский организм рассмат-ся как единая саморегулируемая система, в которой взаим-ют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологич. и функцион-ые процессы. Физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятел-ти. Псих. деят-ть реб-ка носит условно-рефлекторный характер и форм-ся на протяжении детства под воздействием воспитания.
Полноценное физ. разв-ие дошк-ка – это, прежде всего своевременное формир-ние двиг-ых навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребёнку видам движений, воспитание положит. нравственно-волевых черт личности.
Задача всех взрослых научить ребёнка культуре физ. восп-ия, приучить его к тому, что поддержание спортивной формы – это естест-ый и постоянный процесс.
Физ. восп-ие в ДОУ – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направ-ых на укреп. здоровья и всесторон. физ. развитие реб-ка.
Целью физ. воспит. – явл-ся формиров. у детей основ здоров. образа жизни.
В проц-се физ. восп. осущест-тся оздоровит., образоват., воспит. задачи.
выков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.
Задачи физического воспитания в дошкольном детстве, сохраняя целевую направленность, конкретизируются с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей.
Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребёнка, обеспечение своевременного и полноценного физического развития форм и функций организма (костная система, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, внутренние органы, кожа), борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.
Образовательные задачи включают формирование двигательных навыков, развитие движений, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков.
Воспитательные задачи включают обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребёнка, необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении, развития нравственно-волевых качеств, положительных черт характера, двигательных качеств, способностей; содействие умственному, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию.
Все эти задачи решаются комплексно, на основе соответствующих принципов. Основные принципы физического воспитания дошкольников:
– высшая роль воздействия среды, воспитания и обучения в физическом развитии, связь физического развития с общим развитием ребенка;
– всесторонность физического воспитания;
– эмоционально-положительное влияние игры в системе физического воспитания;
– систематичность и последовательность, в работе по физическому воспитанию;
– учёт индивидуальных особенностей детей в физическом воспитании;
– сознательность и активность детей при овладении движениями, гигиеническими навыками. В процессе физического воспитания и обучения применяются общепедагогические принципы - наглядности, доступности и т.д.
Основными средствами физического воспитания дошкольников являются:
1) гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.
2) Естественные силы природы (солнце, вода воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка и используются для его закаливания.
3) Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Все эти средства физического воспитания имеют свои характеристики, методы и пути осуществления для детей разного возраста.
Особенности организации процесса воспитания детей дошкольного возраста. Условия, средства, методы воспитания.
В воспитательном процессе можно выделить ряд тесно связанных между собой компонентов: цель воспитания и развития детей, формы и методы, направленные на реализацию цели и содержания воспитания, предполагаемый результат.
Воспитательный процесс– это специально организованный процесс для получения определенного результата на каждом возрастном этапе развития ребенка.
Это процесс двусторонний. В нем участвуют воспитатели и воспитуемые. Дети в процессе воспитания являются и объектом, и субъектом воспитания. По отношению к воспитателю ребенок выступает как объект, на которого направлены воздействия взрослого, а сам по отношению к сверстникам и другим детям может выступать как субъект воспитания.
Следует помнить, что воспитательный процесс будет только в том случае эффективным, если ребенок проявляет заинтересованность и активность.
Процесс воспитания дошкольников длительный и непрерывный, результат его проявляется не сразу. Только в старшей группе детского сада более или менее отчетливо видны результаты деятельности воспитателя, музыкальных работников, педагога по физическому воспитанию, педагога психолога. В полной мере результаты воспитательного процесса проявляются только в школе.
Результаты воспитания по отношению к разным детям не могут быть одинаковыми. Это объясняется индивидуальными особенностями ребенка, неравномерностью его психического и физического развития. Большое внимание на результат воспитания оказывает жизненный опыт воспитанников, их семьи и окружения. Поэтому воспитатель при организации процесса воспитания должен учитывать всю совокупность воспитательных влияний, их взаимосвязь, особое внимание обращая, на те факторы, которые могут оказать отрицательное воздействие на ребенка.
В воспитательном процессе дети вступают в систему отношений: к окружающему миру, к природе, к сверстникам и взрослым, играм и занятиям и т. д. Чтобы вникнуть во внутренний мир ребенка, необходимо постоянно анализировать те отношения, в которые он вступает в процессе активной и разнообразной деятельности. Задача воспитателей заключается в том, чтобы в ходе воспитательного процесса целенаправленно и сознательно направлять складывающиеся отношения воспитанников, не забывая при этом о личностно-ориентированной педагогике.
Воспитательный процесс не остается неизменным, он постоянно развивается и изменяется. Это обусловлено возрастными, индивидуальными особенностями детей, новыми теоретическими положениями психологии, физиологии и педагогики.
Движущие силы, которые определяют изменчивость, подвижность воспитательного процесса, связаны с противоречивостью развития личности ребенка и самого процесса воспитания. Противоречия могут быть ‘ внешними и внутренними.
Внешние противоречия связаны как с деятельностью воспитателя, так и с деятельностью воспитанников. С первых дней пребывания в детском саду дети включаются в его режимные моменты, осваивают определенные правила и нормы поведения в группе, на занятиях, на прогулке. Все эти требования исходят от взрослых. Но часто в силу домашнего воспитания, особенностей физического и психического развития, дети не готовы к выполнению поставленных перед ними правил, задач, требований. Возникает противоречие. Чтобы этого не происходило, все правила, задачи, нормы поведения должны быть продуманы и приведены в соответствие с возрастными возможностями детей, уровнем их развития, с одной стороны, и целями воспитательного процесса – с другой. При этом необходимо рассчитывать на «зону ближайшего развития» ребенка, на формирующиеся функции.
К внутренним противоречиям воспитательного процесса относится противоречие между возрастающими внешними требованиями к ребенку и его личными стремлениями. Несоответствие между притязаниями ребенка и его возможностями также ведет к возникновению внутреннего противоречия.
Все противоречия в воспитательном процессе должны быть разрешены. Преодоление противоречий способствует развитию и воспитанию ребенка.
Систему воспитания и развития определяют принципы воспитания, принятые педагогической наукой.
Система воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений организуется по следующим принципам:
воспитание личности в процессе деятельности; единство требований к воспитаннику и уважение его личности; сочетание педагогического руководства и развитием инициативы, творчества и самодеятельности детей; соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Главными факторами воспитания и развития личности являются деятельность и общениеребенка. Именно эти факторы определяют процесс психического развития и воспитания ребенка, формирование его взглядов, суждений, оценок, отношений и в конечном итоге – формирование качеств личности.
В процессе специально организованной деятельности с ее определенным содержанием дети овладевают культурными ценностями общества, приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми.
От возраста к возрасту деятельность детей изменяется – расширяется, наполняется новым содержанием, становится более сложной. Воспитатель дошкольного учреждения, организуя деятельность детей, определяет ее конечный результат и таким образом влияет на их развитие.
В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются – игровая, познавательная, художественно-эстетическая, предметная, оздоровительная.