Современная педагогическая возрастная периодизация
В современной педагогической науке принята следующая периодизация детского возраста:
I. Раннее детство (от рождения до 3 лет):
1. Младенческий возраст (от рождения до I года).
2. Ранний возраст (от I года до 3 лет).
II. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):
1. младший дошкольный возраст (3-4 года);
2. средний дошкольный возраст (4-5 лет);
3. старший дошкольный возраст (5-6 лет).
III. Школьный возраст (6-17 лет):
1. младший школьный возраст (6-10 лет).
2. средний школьный возраст (10-15 лет)
3. старший школьный возраст (15-17 лет).
Возрастные особенности детей разного возраста
Отличительные особенности младенческого возраста:
— быстрый темп физического и психического развития;
— формирование двигательной активности и сенсомоторной координации;
— формирование интеллекта на основе действий с предметами;
— появление первых слов, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям;
— интенсивное развитие общения с взрослым;
— начало формирования образа «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»);
— восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм;
— развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.
Этими особенностями определяются содержание и условия педагогической работы.
Отличительные особенности раннего возраста:
— темпы роста и физического развития по сравнению младенческим возрастом несколько снижаются;
— интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития;
— увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;
— увеличивается период активного бодрствования (до 4—4,5 часов);
— организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;
— ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами);
— овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
— активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного мышления;
— овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи;
— проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками;
— осознает свою половую принадлежность («Я — мальчик», «Я — девочка»);
— испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;
— появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление к достижению результата своей деятельности.
Отличительные особенности младшего дошкольного возраста:
— происходит дальнейший рост и развитие организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;
— интенсивно развиваются моторные функции, возрастает двигательная активность;
— движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер;
— увеличивается работоспособность;
— совершенствуются основные виды движений, но физические качества пока развиты слабо;
— отмечается слабость волевых регуляций, усилий по преодолению трудностей;
— наиболее интенсивно развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер;
— способность к целеполаганию находится еще в стадии становления.
Отличительные особенности среднего дошкольного возраста (4-5лет):
— возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни (выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения);
— большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст почемучек);
— ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий, много фантазирует, прибегая к символическому средству — речи;
— расширяются, качественно изменяются, возникают новые способы
ориентировки в окружающем, содержательно обогащаются представления и знания о мире;
— наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2—3 действия;
— ребенок начинает понимать язык чувств, эмоциональные экспрессии (выражение радости, печали и т. п.);
— ребенок способен сдерживать непосредственные ситуативные желания Я хочу;
— он начинает проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся регулятором поведения и общения;
— возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей;
— ребенок становится более самостоятельным, инициативным.
Отличительные особенности старшего дошкольного возраста:
— возникают первичные этические инстанции (моральные сознание, оценки, регуляция поведения, социальные и нравственные чувства);
— в сюжетно-ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм и правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей;
— формируется внутренняя позиция (С.Г. Якобсон М.И. Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность делает возможными как активно-действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому
(Е.О. Смирнова);
— самосознание сочетается с самопознанием собственной индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам, дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;
— преобладает оценочное, объектное отношение к себе и к другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование. Все это может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность),
Учет половых различий и индивидуальных особенностей в воспитании детей
Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка:
— физиологические, к которым относятся: темп психических процессов, подвижность нервной системы (лабильность), стеничность (общий тонус), активность, тип личности (мыслительный или
художественный);
— приобретенные в результате неправильных педагогических действии, включающие тревожность, замкнутость, интеллектуализм (как гипертрофированное развитие ориентировки на мыслительную
деятельность), вербализм (замена действий разговором), демонстративность, ригидность (застревание на одном и том же, излишняя пунктуальность), невротизацию.