Наследственность как предпосылка развития личности
Понятие о развитии личности
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении.
Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
на формирование личности влияют три фактора воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности.
Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант - это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей. Маркс К Энгельс Ф. Немецкая идеология, соч. 2-е Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась озарению, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Концепции развития личности
Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.
Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?
На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:
• биогенетическая (биологическая);
• социогенетическая (социальная).
Биологическая концепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.
Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.
Социальная концепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.
Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.
Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.
Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.
Основными идеями биологической концепции являются:
• психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;
• детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;
• наличие биологической связи между ребенком и обществом;
• воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;
• недопустимо вмешательство в природу ребенка.
Внутри биогенетической концепции существует множество теорий развития. Одна из них принадлежит З.Фрейду. Его психодинамическая теория (психоанализ) развития заключается в том, что инстинкты, порождающие либидо (желания) являются основным источником развития личности. Энергия либидо может быть положительной и отрицательной в зависимости от направленности. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не получило выхода, энергия становится разрушающей и проявляется в виде агрессии. Согласно теории Фрейда между желаниями человека («оно») и морально-этическими ограничениями («сверх-я») идет постоянное взаимодействие, борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность («я»).
Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.
Знаменитая теория оперантногообусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая.
Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:
• создание основы идеи развития личности;
• описание важности роли активности для саморазвития;
• определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;
• положено начало развитию теории научения личности;
• начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.
Социогенетическая концепция
Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую.
Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:
• развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;
• основой становления личности является воспитание и обучение;
• развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.
Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:
• ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;
• социальные нормы усваиваются в процессе развития;
• анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;
• ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.
Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.
Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% - это результат влияния среды.
Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.
Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.
Понятие о развитии личности
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении.
Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
на формирование личности влияют три фактора воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности.
Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант - это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей. Маркс К Энгельс Ф. Немецкая идеология, соч. 2-е Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась озарению, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Наследственность как предпосылка развития личности
Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу.Носителями наследственности являются гены (от греческого «рождающий»). Вся информация освойствах организма находится в генном коде.
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире, обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.
К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.
Большой интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). В воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает прежде всего возможность успешной деятельности в отдельных областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.
Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества.
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, отечественная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей.
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур — разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма»,согласно которым пришедший в мир человек — «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, — до концепции современного «ситуационализма» (В.Мишель) в теориях личности.
Как правило, одни и те же факты интерпретируются по-разному представителями противоположных направлений в решении проблемы соотношения наследственности и среды в личности. Представления о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности сохранились и в настоящее время. Отечественный психолог (А.Г. Асмолов) считает, что в их основе лежит механистический «линейный» детерминизм, вызывающий резкие возражения. В конце 20-го дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Раскрывая ограниченность этих противоборствующих подходов, А.М.Эткинд обращает внимание на результат, ставший итогом экспериментальных исследований в этой области: за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев.
Наследственная программа развития человека включает детерминированную и переменную части, определяющие и то общее, что делает человека человеком и то, что делает людей разными, непохожими друг на друга.
Детерминированная часть программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности и т.п. От родителей к детям передаются внешние (особенности телосложения, тип конституции, цвет волос, глаз, кожи) и внутренние (группа крови, резус фактор, сочетание в организме различных белков) признаки. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.
Переменная, или вариантная, часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособится к изменению условий существования. Важно также знать, что человек наследует природные способности к развитию в виде задатков к различным видам деятельности.
Задатки – это природные (потенциальные) возможности развития способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательного аппарата, а также органов чувств. Иначе говоря, это анатомо-физиологические предпосылки развития способностей. Все генетически заданные свойства человеческого организма характеризуют его способность к саморазвитию. Это внутренняя природная активность индивида, его организма, проявляющаяся как в анатомо-физиологическом созревании, так и в психическом развитии. Установлено, что биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практические реализует их не более чем на 10-15%. В чем причина? Отчасти, видимо, в том, что не создаются оптимально-благоприятные условия для их реализации. Удастся ли индивиду развить свой талант – зависититот обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества. Отсутствие жёсткой запрограмированности наследственных признаков предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своего потенциала путём саморазвития и самосовершенствования.
3.
4.Взаимосвязь развития и воспитания личности
Психическое развитие и воспитание взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.
В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, совершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определённые стадии и закономерности. Теория психического развития личности получила название онтогенеза. В теории онтогенеза установлено, что факторами психического развития являются предметная деятельность и общение; в совместной деятельности со взрослым (воспитателем), в сотрудничестве учащийся осваивает знаковые и символические структуры; в результате формируются его сознание и личность. Индивид становиться личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших психических функций, связанных с использованием в жизни общепринятых норм и духовных ценностей.
В тоже время психика человека - продукт культурно-исторического развития всего человечества. Развитие психики как явления в эволюции органического мира является предметом филогенеза. В филогенезе различают следующие стадии (по А.Н.Леонтьеву); сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание. Эти же стадии наблюдаются в общем и сокращенном виде и в онтогенетическом развитии ребенка. [10].
Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: ранее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возраст, юность. Этим стадиям соответствуют свои образовательные учреждения: детский сад, школа, университет и др. они выделены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Так, развитие ребенка младшего школьного возраста может соответствовать дошкольному уровню (в случае отставания), либо уровню подростка (в случае акселерации - опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.
Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсивно развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.
1. От рождению до 2-3 лет - стадия развития природных психических функций. 2. От 2-3 лет до 12-14 лет - стадия развития простейших культурных психических функций. 3. От 12-14 лет до старости - стадия развития высших культурных психических функций. Основоположником данной классификации является Л. С. Выготский - автор культурно-исторической теории развития психики.
Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция появляется не сразу, а имеет некоторый подготовительный период развития в предшествующей стадии и свою базу - одну или несколько более элементарных функций. Высшие функции «наслаиваются» на предыдущие. При этом более простые функции, вплоть до инстинктов, продолжают действовать и управлять поведением человека. Психика воспитанного человека имеет слоистое строение. Продуктом воспитания на каждой стадии является очередной слой новых психических функций.
Первая стадия (0-2 года) начинается со дня рождения ребенка. Интенсивно развиваются: сенсорные функции (зрение, слух и др.), моторика (координация движений рук, ног, головы, туловища), эмоции (улыбка, удовольствие, удивление, ожидание, радость, любопытство, переживания, интерес, желания и т.д.), воля, сенсорный интеллект. Мышление малыша выражается в практическом анализе и синтезе связей между предмтами, непосредственно воспринимаемыми в обозреваемой ситуации. Появляются простейшие способы общения звуками и жестами. Ребёнок осваивает первые слова-предложения, но речь еще не связана с мышлением, нет знаковой деятельности. Основные факторы развития - мать и другие взрослые, общение с ними, игрушки и другие предметы, включенные в деятельность младенца. При отсутствии этих факторов психическое развитие прекращается и ребёнок на всю жизнь остается умственно отсталым. При систематическом действии этих факторов ребёнок постепенно переходит на следующую стадию развития.
На второй стадии (2-13 лет) на базе природных психических функций появляются и развиваются простейшие, основные культурные психические функции: речь, прямая походка, умение читать, считать, писать, пользоваться различными культурными средствами (столовыми приборами, орудиями ручного труда и др.), обогащаются эмоции (уверенность, надежда, стыд, застенчивость, агрессия, враждебность и др.), воля; на основе сенсомоторного интеллекта образуются конкретные операции и дооператорный интеллект; мышление становится речевым, а речь - осмысленной. На этой стадии ведущими являются эмоции, а интеллект их обслуживает, поэтому учащийся вначале руководствуется чувствами, а потом разумом. Чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, учитель должен нравиться детям. При неблагоприятных условиях жизни учащийся может остаться на этой стадии на всю жизнь. Благоприятные условия развития - хорошая культурная среда, заботливые воспитатели, организация коллективной, совместной самостоятельной деятельности, разнообразие средств, интеллектуальное общение и др. - обуславливают переход учащихся на следующую стадию развития.
На третьей стадии (12-20 лет) учащиеся приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-символьных моделей действительности. Наиболее интенсивно развивается интеллект, формально-логическое мышление, которое становится ведущим, опережая развитие эмоций. Психические функции приобретают знаковое, вербальное выражение; основными стимулами и орудиями становятся знаки, реакции обусловлены логикой отношений между знаками; жизнь среди знаков и значений регулируется высшими психическими функциями. Появляются сознание, сознательная воля, другие произвольные процессы (память, восприятия и т.д.), высшие эмоции (совесть, долг, патриотизм, чувство свободы, чувство юмора, альтруизм и др.). воспитание постепенно уступает свое место самовоспитанию. Появляются такие новообразования, как антиципация (умение предвидеть развитие событий, возможные результаты и последствия деятельности как своей, так и других людей) и рефлексия - новое качество личности, система, в составе которой интроспекция (самонаблюдение), самокритика и желание стать лучше, избавиться от недостатков предшествующего воспитания. Эти высшие психические функции сосуществуют с природными и простейшими культурными функциями, на базе которых они и появляются.
Рассмотренные стадии психического развития существуют объективно и жестко следуют друг за другом. В зависимости от наследственности, биологических и культурных условий, характеристик учебно-воспитательного процесса, - стадии развития могут быть более или менее длительными, а переход учащихся с одной стадии на другую - более или менее успешным. Существенную роль здесь играют отношения между средой и воспитанием среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане её влияния на психическое развитие, есть система культурных (в частности духовных) ценностей, выполняющих роль условий становления внутреннего мира личности. [16].
Условия воспитания для ребёнка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребёнок осваивает культуру тремя путями.
Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п. в ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе. Это «стихийное воспитание» - освоение культуры народа под влиянием других людей без принуждения, без педагогической цели. Оно бывает, в частности, в некоторых семьях, если в них царит взаимная любовь и уважение, а родители пользуются авторитетом. В таких благополучных семьях родители говорят, что они не воспитывают детей, - дети сами, по собственному желанию впитывают новые духовные ценности под влиянием среды и обстоятельств жизни.
Во-вторых, культура народа может осваиваться по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным взрослым - воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. Воспитатель (не обязательно взрослый) - личность, владеющая некоторой системой духовных ценностей; воспитанник (не обязательно ребёнок) - индивид, которому предстоит освоить фрагмент культуры. Развивающее воспитание - целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.
В-третьих, ученик может осваивать культуру по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития. Самовоспитание обусловлено тем, что воспитатели предлагают к освоению культурные ценности, утвердившиеся в обществе несколько десятков лет назад. Они кажутся воспитанникам несколько устаревшими, немодными. Появляется желание изучить новейшие модели поведения, познать современную культуру