Обязанности руководителя практики от профильной организации
Руководителем практики от профильной организации назначается директор спортивной школы или лицо его замещающее.
Для выполнения программы производственной практики руководитель практики от профильной организации:
- обеспечивает необходимые условия прохождения практики, проводит работу с тренерами, обслуживающим персоналом, учащимися школы по вопросам предстоящей практики;
- знакомит студентов с работой и структурой спортивной школы составом тренеров, передовым педагогическим опытом, документацией, тренировочной базой, с общей постановкой учебно-воспитательной работы, представляет практикантам возможность присутствовать на заседаниях педагогического, тренерского советов, родительского комитета и методических занятиях;
- инструктирует студентов по охране труда и технике безопасности;
- посещает (выборочно) тренировочные занятия, воспитательные, спортивные и другие мероприятия, проводимые студентами-практикантами и принимает участие в их обсуждении;
- консультирует студентов при подготовке к проведению тренировочных занятий, составлении планов на месяц и планов-конспектов ТЗ, утверждает учебные планы и планы-конспекты предстоящих занятий;
- осуществляет разбор-анализ, оценивает тренировочное занятие, как в присутствии всей группы, так и в индивидуальном порядке;
- дает характеристику о деятельности студента и оценку его работы;
- на основе обобщения опыта вносит предложения по совершенствованию практики;
– по окончании практики оценивает профессиональные и общепрофессиональные компетенции практиканта, участвует в подведении итогов практики.
Обязанности практиканта
В соответствии с программой практики и в целях успешного ее выполнения студент обязан:
– своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, на высоком качественном уровне осуществлять учебно-воспитательный процесс;
– организовать свою деятельность в соответствии с Уставом организации в которой проходит практику, подчиняться правилам внутреннего распорядка, распоряжениям администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, последний может быть отстранен от прохождения практики.
Для получения положительной дифференцированной оценки студент должен:
- полностью выполнить программу практики;
- своевременно сдать руководителю практики отчетную документацию, подготовленную в процессе практики;
- защитить результаты практики перед комиссией по окончании практики.
Практикант, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или не защитивший результаты практики, считается не прошедшим производственную практику.
Студенты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики университета, администрации и тренерам СШ, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики, участвовать в конференциях и совещаниях, пользоваться библиотекой, кабинетами и, находящихся в них, учебно-методическими пособиями.
9 методические рекомендации студентам
По прохождению практики
9.1 Методические рекомендации по выполнению заданий практики.
9.1.1 Индивидуальный план работы студента на период практики
К разработке индивидуального плана студент приступает после предварительного ознакомления со спортивной школой в целом.
В индивидуальном плане необходимо предусмотреть весь объем предстоящей работы в соответствии с программой практики и интересами спортивной школы, в которой она проводится.
Содержание работы следует планировать строго по разделам.
Каждый пункт плана должен быть конкретизирован и четко сформулирован. При этом указываются даты выполнения каждого мероприятия. После завершения намеченной работы, в графе «Отметка о выполнении», записывается «выполнено» или «не выполнено» с указанием причины невыполнения.
План должен быть подписан руководителем от профильной организации и руководителем от университета. Выполнение плана проверяется еженедельно.
В индивидуальном плане практиканта предусматриваются следующие разделы:
Организационная работа: участие в организационном собрании; ознакомление с базовой организацией (СШОР, СШ): помещение администрации, спортивные сооружения (имеющиеся и арендуемые), специальное оборудование и инвентарь общего пользования, методический кабинет; ознакомление с нормативно-правовыми документами школы и документами, регламентирующими работу СШ (программа СШ, программа по виду спорта, инструкция по охране труда и технике безопасности, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, положение о тренерском совете, положение о платных дополнительных услугах). Ознакомление с организацией планирования и учета тренировочной работы; задачами работы тренерского коллектива (распределение обязанностей, режим работы тренеров, система аттестации). Ознакомление с документами планирования и учета работы школы: годовым планом тренировочной и воспитательной работы; календарным планом спортивно-массовых мероприятий; планом работы на месяц, журналом учебной группы и конспектами тренировочных занятий; протоколами соревнований, личными картами спортсменов, расписанием занятий. Составление индивидуального плана студента на период производственной практики; посещение тренировок и наблюдение за деятельностью тренера по виду спорта; cоставление сведений по итогам производственной практики; оформление личной отчетной документации.
методическая работа: разработать годовой плана-график; план тренировочного процесса на месяц для прикрепленной группы; составить один конспект тренировочного занятия для прикрепленной группы и один на зачетное тренировочное занятие; провести педагогический анализ тренировочного занятия.
ТРЕНиРОВОЧНАЯ РАБОТА: проведение части и целого тренировочного занятия, в том числе и зачетного; проведение тестирования физической и технической подготовленности занимающихся; осуществление спортивного отбора в группы начальной подготовки.
воспитательная работа: участие в проведении воспитательной работы с занимающимися прикрепленных групп (по плану воспитательной работы тренера).
спортивно-массовая работа: участие в организации и проведении соревнований, подготовка документов планирования и отчетности.
научно-исследовательская работа: подбор методов исследования; оценка уровня физической или технической подготовленности занимающихся, краткий анализ результатов тестирования
АГиТАЦиОННО-ПРОПАГАНДистская работа: Участие в мероприятиях СШ с целью популяризации физической культуры и спорта и формирования потребности в здоровом образе жизни. Беседа с занимающимися на спортивную тематику.
финансово-хозяйственная работа: составление сметы на проведение соревнований, участие в подготовке и ремонте спортивного инвентаря, оборудования, спортивных площадок.
иТОГОВАЯ РАБОТА: анализ качества профессионально-педагогической деятельности практиканта;подготовка письменного отчета по практике;сдача материалов по практике.
По усмотрению руководителя практики, тренера или практиканта в индивидуальный план могут быть дополнительно включены и другие разделы, например, планирование и учет, хозяйственная работа и др. Они идут как дополнительные к выше перечисленным обязательным пяти разделам.
9.1.2 Учебный план тренировочной работы на год
Данный документ представляет собой последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого тренировочного занятия. План тренировочной работы составляется на основании годового графика распределения учебных часов с учетом реального хода учебного процесса и условий спортивной школы и с учетом единых требований, предъявляемых к студентам по теории физической культуры и спорта.
Разработка учебного плана тренировочной работы на год начинается с определения состава двигательных действий и необходимых двигательных способностей, способствующих овладению этими действиями на данный тренировочный период (месяц).
Следующим этапом работы является представление материала по предложенной форме с учетом распределения очередности прохождения учебного материала по тренировочным занятиям.
Задачи в учебном плане тренировочной работы формулируются так, как будто тренер ставит их перед собой в повелительном наклонении (что надо сделать).
Образовательные задачи предполагают обучение двигательным действиям и спортивное совершенствование, оздоровительные − развитие двигательных способностей, воспитательные задачи являются общепедагогическими задачами, которые связаны с гуманитарным образованием спортсменов.
Для разработки учебного плана тренировочной работы используется стандарт по спортивной подготовке по виду спорта.
План тренировочной работы на месяц
Составляется на основании годового плана-графика прохождения учебного материала. В нем планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В этом документе в методической последовательности излагается содержание теоретического и практического материала каждого тренировочного занятия.
В первом столбце указывается номер урока и дата.
Во втором столбце формулируются тема урока (например: «Обучение технике прыжков в длину с места» (обучающие уроки), «Совершенствование техники ведения мяча» (уроки, направленные на закрепление материала), «Провести оценку сформированности двигательных навыков, развития физических качеств» (контрольные уроки) и т.п.).
В третьем столбце формулируются задачи урока: развивающая, образовательная, воспитательная, оздоровительная (например: 1) развивать быстроту и координационные способности; 2) совершенствовать технику ведения мяча, закрепить навык ловли и переда мяча; обучать правилам игры в баскетбол; 3) воспитывать волю к победе, дисциплинированность, честность, чувство командного духа; 4) способствовать укреплению мышц верхних и нижних конечностей и туловища).
В четвертом столбце перечисляются средства физического воспитания, которые будут использоваться на конкретном уроке (бег, прыжки, метания, гимнастические упражнения, акробатические упражнения, ОРУ, построения и перестроения, упражнения с предметами, упражнения на растягивание (стретчинг), подготовительные и подводящие упражнения, подвижные игры, спортивные игры, учебные игры, имитационные упражнения, идеомоторные упражнения, упражнения на внимание, дыхательные упражнения и др.)