Педагогическое обеспечение процесса адаптации ребенка в ДОУ.

Педагогические условия развития ребенка раннего возраста в ДОУ:

Требования к педагогу

Особенности педагогического взаимодействия с детьми

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Адаптационный период -этап привыкания детей к условиям ДОУ.

Изменения в жизни ребенка:

Ø отсутствие родителей,

Ø необходимость приспособиться к новым условиям (которые существенно отличаются от тех, к которым он привык в семье): присутствие большого количества детей (потребность в общении со сверстниками м.б. еще не сформирована, а в группе детям предстоит контактировать друг с другом);

Ø новый, четкий режим дня,

Ø новое помещение.

Защитная реакция:

Ø плач,

Ø отказ от еды,

Ø отказ от сна,

Ø отказ от общения с окружающими.

Задачи взаимодействия с родителями в период адаптации

Ø Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

Ø Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

Ø Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

Ø Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Формы взаимодействия

· родительские собрания;

· беседы;

· анкетирование;

· совместные праздники;

· выставки;

· папки-передвижки;

· консультации;

· присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;

· укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.

Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад (по И.В.Лапиной):
1-й шаг-приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2-ой шаг- приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
3-ий шаг-ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;
5-ый шаг– ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6-ой шаг– ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители ;
7-ой шаг– ребёнок остается один на целый день.

Требования к личности педагога

Ø Любовь к детям. Искренность, позитивное принятие ребенка, эмпатия, эмоциональность.

Ø Обладание позитивными человеческими качествами.

Ø Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей.

Необходимые умения

Ø Организовывать ведущие в раннем возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей;

Ø Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников

Ø Высокий профессионализм и компетентность. Это не только знание возрастных особенностей, но и способность строить индивидуальный маршрут развития ребенка с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.

Ø Реализовывать педагогические методики физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Ø Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Ø Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего возраста.

Ø Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего возраста;

Ø Знать общие закономерности развития ребенка в раннем детстве;

Ø Знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем возрасте;

Ø Знать основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего возраста. Понимать высокую ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей.

Ø Следить за изменениями в культуре для детей.

Предметно-развивающая пространственная среда

Наши рекомендации