Особенности предметной деятельности
целенаправленность и самостоятельностьв предметной деятельности.
Ø деятельность ребенка младше двух лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет для него какого-либо самостоятельного значения.
Ø К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Для того чтобы помочь ребенку действовать целенаправленно, необходимо выделить в его сознании представление о конечном результате действия.
Развитие речи
Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Появление игровых действий
К концу 3 года жизни появляется Игра.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Для возникновения и развития игры необходимо обогащать жизненный опыт малышей. Именно он ложится в основу сюжетных игр.
Развитие образа Я
Развитие представлений о собственных физических возможностях и способностях
Способность влиять на поведение других людей
Развитие умения описывать свое поведение
Проявление чувства собственности
Способность ребенка понимать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать его чувствам
Развитие конкретной самооценки
Кризис трех лет
Негативизм
Упрямство
Строптивость
Своеволие
Целевые ориентиры образования в младенческом и
раннем возрасте (к 3-м годам):
Ø ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
Ø использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.).
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте (к 3-м годам):
Ø Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
Ø владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
Ø стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
Ø проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
Ø ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
Ø у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
«Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования как к родителю, так и к педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: они должны хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития"
(Л.С. Выгодский).