I. основы общественного строя и политики ссср.

Практическая работа № 1

Тема:Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг.(2ч.)

Цель:

· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики;

· охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины надвигающегося экономического кризиса.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; портреты политических лидеров периода перестройки; мультимедиа-проектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Название работы: Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики в СССР к началу 1980-х гг.

Задание 1:

Исторический портрет: На основе приведенных материалов и собственных знаний дайте краткий политический портрет Л.И.Брежнева.

- Как вы думаете, изменится ли политический режим при таком руководителе?

- Подтвердятся или нет наши предположения? Ответ найдем в документах эпохи.

«В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А.Бовин).

«Брежнев пришел без своей программы развития страны. Это один из редких случаев в современной политической истории, когда человек принимает власть как таковую, без каких-либо определенных планов … Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крутых перемен … не вернулся к сталинским репрессиям, но успешно расправлялся с инакомыслящими». (Ф.М.Бурлацкий)

«Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущеву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф.Бурлацкий).

«Брежнев хорошо постиг технологию власти, но был плохо подготовлен к той роли, которая выпала на его долю. Он имел репутацию человека ограниченного, не обладавшего собственными представлениями о многих сферах жизни общества и политических проблемах. Правда, другие его «соратники» - Кириленко, Подгорный, Полянский – были в этом отношении даже похуже» (мнение авторов монографии «Наше Отечество»).

«Если же иметь в виду человеческие качества, то … Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек»,радовался доступным ему радостям жизни.

В житейском плане был добрый человек. В политическом – вряд ли … Ему не хватало образования, культуры, интеллигенции, в общем, в тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом» (А.Бовин).

Задание 2.Прочитайте отрывок из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС (1971 г.) Какие решения были приняты на съезде?

Из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС (1971 г.):

«В целях дальнейшего повышения ответственности и активности первичных парторганизаций в осуществлении политики партии, усиления их организаторской и воспитательной работы в коллективах трудящихся: распространить положение Устава КПСС о праве контроля деятельности администрации на первичные парторганизации всех проектных организаций, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений и организаций, функции администрации которых не выходят за рамки своих коллективов. В отношении партийных организаций, министерств, государственных комитетов и других центральных и местных советских хозяйственных учреждений и ведомств определить, что они осуществляют контроль за работой аппарата по выполнению директив партии и правительства, соблюдению советских законов».

Задание 3.Прочитайте отрывок из Конституции СССР (7 октября 1977г) и ответьте на вопросы:

- Какие противоречия содержались в ней?

- Почему многие положения Конституции существовали только на словах?

- Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?

Практическая работа № 2

Тема:Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х годов

на фоне традиций русской культуры(2ч.)

Цель:

· определить особенности духовной жизни советского общества

· охарактеризовать культурное развитие СССР в эпоху «развитого социализма».

Проблемное задание!Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира.

Комплексно-методическое обеспечение: раздаточный материал, презентация,

мультимедиа-проектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- письменно выполнить задание.

Название работы:Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура

Задание 1.Работа с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.Таблица для заполнения:

Виды искусства Основные идеи
Литература  
Театральное искусство  
Киноискусство  
Изобразительное искусство  
Музыкальное искусство  
Смеховая культура  
Диссидентское, правозащитное движение  

Задание 2.Ответьте на вопросы:

  • Какие темы преобладали в литературных произведениях?
  • С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
  • Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
  • Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
  • Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?

Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?

Задание 3. Работа с терминами: Раскрыть суть понятия«диссиденты», правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт.

Практическая работа № 3

Тема:Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х годов.(2ч.)

Цель:

· определить причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США

· охарактеризовать политическое развитие, понять каковы причины конфронтации во внешней политике;

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; атлас и контурная карта; мультимедиа-проектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Название работы:Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»

Задание 1.Раскрыть суть понятий: пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева».

Задание 2. Выполните тест:

1. Каковы причины ввода советских войск в ЧССР?

а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране

б) реформы, проводимые в Чехословакии, могли подорвать влияние СССР в стране

в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию

2. В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки?

а) 1972г., б) 1973г., в) 1975г.

3. Какие страны получали военную помощь от СССР?

а) Пакистан, б) Индия, в) Израиль.

4. Когда советские войска вошли в Афганистан?

а) 1975г., б) 1979г.,в) 1980г.

5. Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?

а) переговоры о разоружении

б) сотрудничество с США в области освоения космоса

в) усиление влияния СССР в Восточной Европе.

Задание 3.

а) Из статьи Маршала Советского Союза Н.И.Крылова «Поучительные уроки истории».30 августа 1969г.

Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил.

Ракетные войска - олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью.

Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно инеотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля, танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволяют противнику осуществлять внезапное нападение.

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 557)

б) Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств-участников Совещания.1 августа 1975г.

II. Неприменение силы или угроза силой.

Государства – участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще

в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для этого, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа.

Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника…Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.

Никакое такое применение силы или угроза силой не будет использоваться как средство урегулирование споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 559)

Ответьте на вопросы:

· Каковы причины перехода к политике разрядки?

· Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?

· Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?

· Какие противоречия существовали в оценках хельсинкских мирных инициатив между лидерами СССР США?

Задание 4. Подумай, почему Советский Союз вывел свои войска из Афганистана? Почему эти события называют «советским Вьетнамом»?

Практическая работа № 4

Тема:Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе(2ч.)

Цель:

· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической

политики государств Восточной Европы;

· охарактеризовать причины отказа от социалистической модели развития стран.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; портреты политических лидеров периода; мультимедиа-проектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Название работы:Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. и их отражение на дезинтеграционных процессах в СССР.

Задание 1:На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций (Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет).

Причины революций в Восточной Европе:

1) Внутренние факторы:

1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.

2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).

3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.

4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия-77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).

2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка).

Задание 2.Восстановите последовательность событий:

1. 1. «Пражская весна». 2. Создание СЭВ. 3. Народное восстание в Болгарии. 4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии. 5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР. 6. Создание Организации Варшавского Договора. 7. Народное восстание в Румынии. 8. Введение военного положения в Польше. 9. Приход коммунистических партий к власти. 10. Объединение Германии.

Задание 3.Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах, используя исторический календарь:

Эволюционная форма преобразований «Взрывная» форма преобразований
Венгрия Февраль 1989г. Польша Февраль 1989 г «Бархатные» революции (достижение революционных целей без пролития крови) Органы порядка применили силу Народное восстание Гражданская война
ГДР Сентябрь - ноябрь 1989 Болгария Ноябрь 1989 г. Чехословакия Ноябрь - декабрь 1989 г. Албания 1990 г. Румыния Декабрь 1989 г. Югославия 1991 г.
Общим качеством было…
               

Исторический календарь

Албания

апрель 1985 г. — смерть Э. Ходжи. Первым секретарем Албанской партии труда избран председатель президиума Народного Собрания Албании Р. Алия

апрель 1987 г. — пленум ЦК. АПТ признал ошибочной линию по ограничению личного подсобного хозяйства крестьян, изменил политику в сельском хозяйстве

осень 1990 г. — албанское руководство заявило о проведении политики реформ

декабрь 1990 г. — создание Демократической партии Албании, фактически возникает многопартийность. Сейчас партия располагает большинством мест в парламенте

февраль 1991 г.— во время демонстрации студентов при столкновении с силами охраны порядка убито четверо

март 1991 г. — первые парламентские выборы на многопартийной основе

апрель 1991 г. — провозглашение Республики Албания

июнь 1991 г. — АПТ преобразована в Социалистическую партию Албании. Сейчас партия находится в оппозиции

Болгария

10 ноября 1989 г. — пленум БКП отстранил Т. Живкова от занимаемых должностей

декабрь 1989 г. — образование Союза демократических сил во главе с Ж. Желевым — движения, оппозиционного БКП

апрель 1990 г. — создание Болгарской социалистической партии на основе БКП. Лидер — П. Младенов

весна 1990 г. — П. Младенов избран президентом

август 1990 г. — отставка Младенова, парламент избирает президентом Ж. Желева

декабрь 1990 г. — сформировано первое многопартийное правительство Болгарии

январь 1992 г. — прямые всенародные президентские выборы. Президент — Ж. Желев

1996 г. — избрание президентом П. Стоянова (Союз демократических сил)

Венгрия

июнь 1987 г. — сформировано правительство К. Гросса. Предложение радикальной экономической реформы, критика застойных явлений в обществе

июнь 1987 г. — создание альтернативного движения либеральной интеллигенции — Венгерский демократический форум (летом 1989 г. был преобразован в партию)

май 1988 г. — Всевенгерская конференция ВСРП. Смена старого партийного руководства (отставка Я. Кадара). Новое политбюро (К.Гросс, И.Пожгаи, Р.Ньерш.

конец 1988—1989 г. — обсуждение в парламенте вопроса о введении многопартийной системы в стране

февраль 1989 г. — пленум ЦК ВСРП. Переоценка событий 1956 г., отказ от руководящей роли ВСРП

весна 1989 г. — начало заседаний «круглого стола». Выработка соглашения о создании парламентской демократии, правового государства, коренной реорганизации ВСРП

лето 1989 г. — отставка ряда депутатов Государственного собрания Венгрии (парламента), начало работы в Парламенте представителей оппозиционных партий. Провозглашение Венгерской Республики, многопартийности

октябрь 1989 г.— решение чрезвычайного съезда ВСРП о создании Венгерской социалистической партии

весна 1990 г. — выборы в Государственное собрание. Формирование коалиционного правительства без коммунистов и социалистов

ГДР

7 октября 1989 г. — массовые антиправительственные демонстрации в Лейпциге, Дрездене и других городах. Разгон демонстраций и аресты участников вызвали рост протеста

18 октября 1989 г. — пленум ЦК СЕПГ освободил Э.Хонеккера от поста Генерального секретаря «по состоянию здоровья»

4 ноября 1989 г. — демонстрация в Берлине (500 тыс. человек) требует отставки правительства и проведения свободных выборов

ноябрь 1989 г. — отставка Политбюро ЦК СЕПГ

ноябрь 1989 г. — падение Берлинской стены

декабрь 1989 г. — съезд СЕПГ. Образование на ее основе Партии демократического социализма. В дальнейшем — попытка созвать «круглый стол»

март 1990 г. — свободные демократические выборы парламента ГДР.

Победа объединения «Альянс за Германию»

31 августа 1990 г. — договор между ФРГ и ГДР об объединении

3 октября 1990 г. — Договор об объединении вступил в силу, ГДР стала частью ФРГ

ноябрь 1990 г. — общегерманские выборы в бундестаг

17 марта 1991 г, — вступление в действие Договора о полной целостности Германии

Польша

весна 1989 г.— «круглый стол». Соглашение между ПОРП и «Солидарностью» о проведении парламентских выборов на многопартийной основе

июнь 1989 г. — парламентские выборы, формирование правительства Т.Мазовецким. Представители ПОРП — в меньшинстве

январь 1990 г. — решение о самороспуске ПОРП. Образование партий: Социал-демократия республики Польша и Социал-демократического союза

январь 1990 г. — начало экономической реформы. «Шоковая терапия»

декабрь 1990 г. — отставка В.Ярузельского. Победа на президентских выборах Л.Валенсы

1996 г. — поражение Л.Валенсы на очередных выборах президента. Победа кандидата социалистов А. Квасьневского.

Румыния

декабрь 1989 г. — расстрел демонстрации в Тимишоаре.

21 декабря 1989 г. — попытка властей провести митинг в поддержку политики Чаушеску в Бухаресте. Выступление против власти, разгон демонстрантов, введение особого положения в стране. Начало восстания в Бухаресте. Переход армии на сторону народа. Вооруженная борьба с «Секуритате» (служба государственной безопасности) продолжалась в течение недели. Создание Фронта национального спасения во главе с И.Илиеску.

22 декабря 1989 г. — арест Николае и Елены Чаушеску (25 декабря были расстреляны по приговору чрезвычайного военного трибунала).

23 декабря 1989 г. — Совет Фронта национального спасения взял государственную власть в свои руки.

февраль 1990 г. — в ходе работы «круглого стола» с участием всех оппозиционных партий создан Временный совет национального согласия (И.Илиеску).

май 1990 г. — выборы президента и парламента. Победа И.Илиеску и ФНС.

ноябрь 1991 г. — принятие конституции Румынии

1996 г.— президентом Румынии избран Э.Константинеску.

Чехословакия

17 ноября 1989 г. — митинг студентов (15 тыс.) в память о расстреле антифашистского выступления пражских студентов в 1939 г. перерос в антиправительственную демонстрацию. При разгоне демонстрации были раненые

ноября 1989 г. — демонстрация протеста в Праге и других городах

ноября 1989 г. — продолжение демонстраций, учреждение «Гражданского форума» в Чехии

20 ноября 1989 г. — демонстрация в Праге (150 тыс. человек), учреждение организации «Общественность против насилия» в Словакии

24 ноября 1989 г. — отставка руководства КПЧ

начало декабря 1989 г. — заседания «круглого стола», решение о формировании коалиционного правительства

10 декабря 1989 г. — начало работы коалиционного правительства, Г.Гусак объявил об отставке с поста президента

29 декабря 1989 г. — выборы в Федеральное собрание. Председателем Федерального собрания избран А.Дубчек, президентом страны — В. Гавел

1990 г. — Чехословакия преобразована в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику

декабрь 1992 г. — Федеральное собрание ЧСФР приняло закон о разделении федерации

1 января 1993г. — провозглашение суверенных Чешской Республики и Словацкой Республики

Югославия

1988 г. — обострение отношений между албанцами и сербами в автономном крае Косово (Сербия), автономия Косова была упразднена, мусульманское (албанское) большинство Косова стремится к решению национального вопроса

январь 1990 г. — чрезвычайный съезд СКЮ, жесткое противостояние между республиканскими союзами коммунистов. Распад партии на самостоятельные республиканские организации

1990 г. — первые многопартийные выборы в парламенты республик Югославии. Приход к власти партий и лидеров с националистическими лозунгами

25 июня 1991 г. — выход из состава Югославии Словении и Хорватии. Обострение «сербского вопроса» в Хорватии, начало гражданской войны

17 ноября 1991 г. — провозглашение суверенитета Македонии

январь 1992 г. — направление миротворцев ООН в Хорватию

апрель 1992 г. — провозглашение суверенитета Боснии и Герцеговины

1992 г. — Сербия и Черногория образовали Союзную республику Югославию

1999 г. — военные действия США и их союзников против СРЮ

3адание 4.Соотнесите название страны и имя политического деятеля:

Страна Государственный деятель
Албания Т. Живков
Болгария В. Гавел
Венгрия Н. Чаушеску
ГДР С. Милошевич
Польша Э. Ходжа
Румыния В. Пик
Чехословакия И. Надь
Югославия В. Ярузельский

Задание 6.Выполните тест:

1. СССР не принимал участия в освобождении:

а) Албании;б) Болгарии;в) Румынии.

2. «Народная демократия» означает:

а) высшую форму демократии;

б) тоталитарный коммунистический режим;

в) общую характеристику социалистического лагеря.

3. Решения XX съезда КПСС привели к:

а) ужесточению социализма сталинского образца;

б) попытке изменить социально-политический строй;

в) распаду социалистического лагеря.

4. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились:

а) индустриализация;б) кооперирование;в) ликвидация неграмотности.

5. Народные выступления против тоталитарного государства в 50 - 70-х гг. происходили в:

а) Венгрии, Польше, ГДР;б) Албании, Чехословакии, Польше;в) Болгарии, ГДР, Чехословакии.

6. Для Румынии в 50-80-х гг. нехарактерны:

а) полная поддержка курса СССР;

б) создание культа личности Н. Чаушеску;

в) политика балансирования между Востоком и Западом.

7. «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью:

а) Болгарии;б) ГДР;в) Югославии.

8. Лидером «Пражской весны» был:

а) А.Дубчек;б) Г.Гусак;в)Л.Свобода.

9. «Бархатная революция» — это:

а) отказ от радикальных преобразований революционного типа;

б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный;

в) распад федеративного государства.

Практическая работа № 5

Тема:Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг. анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей (2ч.)

Цель:уяснить понятие «Перестройка», выяснить причины, суть и последствия перестройки.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; портреты политических лидеров периода перестройки; мультимедиа-проектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Методические указания: Для этого задания группа должна разделиться на три подгрупп.

Данная практическая работа должна быть выполнена в три этапа:

1. Исследовательский этап- группы выполняют задания.

2. Информационный этап- группы делают отчет о проделанной работе.

3. Рефлексивный этап - группа делает анализ своей работы (с чем справились, в чем ошиблись).

Название работы:Программные документы и биографии политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг.

Задания для 1 группы:

№1.Узнайте политического деятеля:

- Родился 2 марта 1931 года.

- Член КПСС с 1952года.

- С 1970 г. первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС с 1978 г. Секретарь ЦК КПСС с 1980 г. Член Политбюро.

- В 1985г. Избран Генеральным секретарем ЦК КПСС 15 марта 1990 г.Президентом СССР в 1991 г. ушел с поста Генерального секретаря, затем с поста Президента СССР.

№2.События 19-21 августа 1991 г. были связаны:

а) с выборами первого Президента СССР

б) с выводом войск из Афганистана

в) попыткой государственного переворота

г) отставкой М.С.Горбачева с поста Президента

№3.Определите положительные и отрицательные изменения, которые произошли в условиях резкого роста объема информации. Представьте информацию в виде таблицы.

Положительные стороны Отрицательные стороны

№4. Проведите экономическое расследование «Сколько стоило России война с Афганистаном и ее влияния на экономику СССР».

Из книги С.Ф. Ахромеева, Г.М. Корниенко «Глазами маршала и дипломата. Критический взгляд на внешнюю политику СССР до 1985 г.»

… в целом для Вооруженных сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 – 5,0 млн.руб. Кроме того постоянно всем необходимым надо было снабжать Афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился 10-11 млн.руб.

№5. Чем «горбачевская» перестройка отличалась от «хрущевской» оттепели? Проведите сравнение.

№6.Какие цели преследовал курс на ускорение? Что это означало? На сколько, по-вашему, были достижимы цели этого курса в тех условиях?

Задания для 2 группы:

№1.Узнайте политического деятеля:

- Родился в Львове в 1952г.

- Был слесарем, потом окончил институт им.Г.В. Плеханова в Москве.

сторонник создания рыночной экономики.

- Сотрудничал со школой им. Дж.Кеннеди при Гарвардском университете.

- Экономический советник М.С.Горбачева.

- Один из авторов программы «500» дней.

№ 2. 12-го июня 1990 г. был принят документ:

А) Декларация о государственном суверенитете России,

Б) Новый союзный договор,

В) Программа «500 дней».

Г) Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР

№3.Заполните таблицу:

Практическая работа № 6

Тема:Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий (2ч.)

Цели:

· определить особенности идеолог, политики и экономики государства в 90-е

· охарактеризовать причины распада СССР;

· определить каковы последствия распада СССР и образования СНГ.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; портреты политических лидеров периода; карты, мультимедиа-проектор, интерактивная доска; документальная кинохроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть 1»; документальная кинохроника «Обращение М.С.Горбачева 22 августа 1991 года».

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Название работы:Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ.

Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.

Практическая работа № 7

Тема:Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. (2ч.)

Цель:

· определить особенности идеологи и национальной политики государства в 90-е гг;

· охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР;

· определить каковы последствия национальных конфликтов.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; портреты политических лидеров периода; карты, мультимедиа-проектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Название работы:Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

Задание 1: Изучить документ, ответить на вопросы к документу.

Практическая работа № 8

Тема:Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный,

социально-экономический и политический аспекты (2ч.)

Цель:

· определить основные цели существующих международных организаций по поддержанию мира и правопорядка;

· охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР;

· определить роль организаций-миротворцев на постсоветском пространстве.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; символика международных организаций; карты, мультимедиа-проектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Название работы:Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

Задание 1: Изучить текст и ответить на вопросы:

1. Выделите основные направления внешней политики России.

2. Проанализировав ситуацию в мире в 90-е гг., с какими из стран СНГ у России развиваются добрососедские отношения, с какими существуют конфликты?

3. Членами, каких международных организаций стала Россия?

4. Как развиваются российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений?

Практическая работа № 9

Тема:Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах (2ч.)

Цель:

· определить основные цели существующих международных организаций по отношению к России;

· определить роль организаций-миротворцев на постсоветском пространстве.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; символика международных организаций; карты, мультимедиа-проектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Название работы:Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

Задание 1. Проанализируйте таблицу «Друзья и враги России». Ответьте на вопросы.

Задание 2. Изучите документ. Сделайте выводы.

Практическая работа № 10

Тема:Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ (2ч.)

Цель:

· охарактеризовать основные международные договоры и соглашения РФ со странами мира;

· определить с какими из стран СНГ у России развязываются добрососедские отношения, с какими существует конфликт.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; портреты политических лидеров периода; карты, мультимедиа проектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Название работы:Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией.

Задание: проанализируйте таблицу «Основные международн

Наши рекомендации