Врачебный контроль за тренировочными занятиями юных спортсменов (цели и задачи, виды, организация).
Цель: контроль за состоянием юного спортсмена.
Задачи: определение возможности занятий данным видом спорта; контроль за динамикой функционального состояния; текущее функционального состояния юного спортсмена; выявление влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на организм юного спортсмена; итоговый контроль после года, двух лет, этапа подготовки.
Виды: перед началом занятий в спортивной секции; после окончания занятий (в течение года); перед каждым спортивным соревнованием; текущий (в процессе занятий).
- срочный – контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению очередной попытки, очередного упражнения. Направлен на оценку реакции организма на тренировочные и соревновательные нагрузки. Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий (на соревнованиях и в процессе тренировочных занятий с лицами, имеющими физические недостатки);
- текущий – оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, регистрация и анализ повседневных измерений уровня подготовленности юных спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями (перед соревнованиями, а также по мере возникновения отклонений в состоянии здоровья);
- итоговый – измерение и оценка в конце этапа подготовки различных показателей (два-три раза в год, в начале соревновательного и подготовительного периода, в конце соревновательного периода).
1. Диспансеризация с углубленным изучением функционирования всех систем и органов (ВСМ 2 раза в год, до ВСМ – 1); 2. ФК- подростковые врачи городского и регионального уровня; 3. врачи ДЮСШ.
88 Тенденции развития физической культуры в современном обществе.ФК зарождалось исходя из соревновательно-зрелищной функции, что решало лишь общественно-значимые задачи – единство групп населения, подготовка к общественно-полезным действиям (оборона, труд) и, в меньшей степени, рассматривала личность. В последние годы в цивилизованных странах ФК стала приобретать спортивно-оздоровительный характер:
1. Широкое распространение получают спортивные и физкультурные занятия.
2. Появляются принципиально новые соревновательные и физические упражнения национального и регионального плана.
3. Широко внедряются новые средства научно-технического прогресса:
- медико-биологического воздействия (средства восстановления – витамины и т.п., средства повышения работоспособности, средства увеличения мышечной массы);
- принципиально новые спортивные снаряды и средства экипировки спортсменов;
4. Широкое распространение получает массовый аэробный спорт;
5. Традиционные и новые системы оздоровления.
89 Новые формы физического воспитания в школе (региональные и авторские программы, содержание, праздники и дни здоровья и пр.)
Закон РФ «Об образовании» и ГОСТ - руководящие организации составления типовых программ. Федеральные – для всей РФ; Региональные – для групп регионов РФ; Местные – для области, города.
ГОСТ – обязательный перечень ЗУН, которыми должен обладать выпускник каждой ступени обучения (базовая часть программы).
1-ая ступень - ГОСТ(60%) и вариативная часть(40%)
2-ая ступень - ГОСТ (50%) и вариативная часть (50%)
3-ая ступень - ГОСТ (30%) и вариативная часть (70%)
Вариативная часть может заполняться каким-либо видом спорта, оздоровительными факторами ФК, целенаправленной всесторонней физической подготовкой
Авторская программа – рабочая программа учителя ФК (что может сам, интересы учащихся, условия, мат.-техн. база). Ввод вариативной части приемлем для данной школы, может включать культивируемые в данном регионе виды ФУ (л/а, ед-ва). Такие комбинации позволяют внедрять принципиально новые формы ФК, которые становятся обязательными для данного учебного заведения после того, как утверждаются на совете школы и составляются рабочие документы (год. план и т.д.).
Физкультурные праздники - демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся не реже 2—3 раз в год.
90 Спортивная тренировка детей: требования к построению занятий с юными, особенности воспитательной работы, планирование и контроль за тренировочным процессом, индивидуализация подготовки.
Спортивная тренировка – направлена на подготовку спортивного резерва, т.е. состава сборной команды РФ по виду спорта. Различают резерв: действующий (лица, вошедшие в сборную страны); ближайший (спортсмены высокого класса, готовые заменить действующий резерв); перспективный (вся система организации спортивной тренировки с первых шагов соревновательной деятельности). Для осуществления процесса спортивной тренировки юных спортсменов создаются соответствующие общественно-государственные учреждения: ДЮСШ – (9-16 лет) – совершенствование в избранном виде спорта. Группы НП-1г об., НП-2г об., УТГ 1 и 2 г об. Этапы предворительной подготовки, начальной и углубленной специализации.
СДЮШОР (с 15 до 22 лет) – подготовка спортивных резервов.
УОР (14-16 лет) – для получения среднего ФК образования юными спортсменами, не успевающими по школьной программе. Спортивные классы общеобразовательных школ – классы целенаправленной подготовки спортивных резервов (школьников успевающих по школьной программе и проявивших предрасположенность к занятиям спортом). Программа – основа планирования, утверждается спортивным комитетом, реализуется пед. составом соответствующего заведения (год. план для данного возраста, нед. план, план-конспект). Отражает общий объем тренировочной нагрузки и его распределение по этапам подготовки: теоретические знания, контрольные нормативы, ОФП и СФП). Контроль за осуществлением подготовки осуществляется 2-мя способами: динамика спортивных результатов и выполнение контрольных нормативов.Особенности воспитательной работы – формирование важных личностно-общественных качеств (морально-волевых, целеустремленности, настойчивости и т.п.). Индивидуализация – важнейший элемент обеспечения и динамики СФП и ОФП (на основе учета возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенности типологии).