Внеклассная работа по физическому воспитанию: цель, задачи, формы организации, направленность (физкультурно-оздоровительная работа, спортивная, военно-патриотической направленности и пр.).

Внеклассная работа – система организован­ных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.

Цель: а) содейство­вать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта, в) выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; г) обеспечивать здоровый, ак­тивный, содержательный отдых. Содержание занятий определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

Задачи:

- вовлечение в систематические занятия физическими уп­ражнениями возможно большего количества школьников;

- расширение возможностей качественного усвоения учебного материала и повышения успеваемости по предмету «Фи­зическая культура»;

- формирование умения и привычки самостоятельно исполь­зовать средства физического воспитания в повседневной деятель­ности;

- выбор спортивной специализации и достижение результа­тов на уровне нормативных требований спортивной классифика­ции для соответствующего возраста;

- выявление лучших спортсменов и подготовка их к участию во внешкольных соревнованиях за команду школы;

Особенности внеклассной работы: 1. организуется на добровольных началах (содержание и формы занятий определяются школой с учетом конкретных условий работы, учащимся предоставляется право выбора видов занятий); 2. широкая активность занимаю­щихся, объединенных в коллектив физической культуры, при по­стоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, членов педагогического коллектива и родитель­ской общественности; 3. педагогическое руководство имеет кон­сультативно-рекомендательный характер, стимулирующий прояв­ление творческой инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.

Формы организации работы.

1. Групповые занятия (представлены урочными формами их организации) проводятся по твердо установленному расписанию с ограниченным, но относительно постоянным составом занимаю­щихся, объединенных в учебные группы кружка физической куль­туры, секции ОФП, спортивной секции.

2. Массовые физкультурные мероприятия - не­урочные формы организации занятий — туристские походы, со­ревнования, праздники физической культуры (проводятся с неоднородным, меняющимся контингентом).

1. Кружок физической культуры - основная форма проведения групповых занятий с учащимися младших классов. Занятия проводятся Один-два раза в неделю по 45 мин.

Задачи: а) активизация двигательного режима младших школьников; б) расширение круга специальных знаний и двига­тельных умений учащихся; в) формирование интереса к заняти­ям физическими упражнениями.

Направленность содержания занятий - раз­ностороннее физическое развитие учащихся, овладение ими «шко­лой движений», формирование правильной осанки, улучшение ка­чества усвоения материала учебной программы. В занятия вклю­чаются упражнения школьной программы, выполняемые в усложненных условиях и преимущественно в иг­ровой форме.

2. Секция ОФП - форма дополнительной работы по предмету «Физиче­ская культура» и переходная ступень к специализированным занятиям спортом. Она создается для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможно­сти для специализации в том или ином виде спорта. Задачи: а) приобщить возможно большее количество школь­ников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации; б) улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе со­действовать успешному выполнению требований учебной про­граммы.

3. Спортивные секции создаются для желающих зани­маться одним из видов спорта.

Задачи: а) приобщить наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом;

б) содействовать совершен­ствованию учащихся в избранном виде спорта и на этой основе выполнению требований спортивной классификации; в) готовить школьников к участию в районных (городских) соревнованиях за команды школы; г) содействовать приобретению знаний и навы­ков инструкторской работы и судейства соревнований. В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям.

Разновидности массовых физкультурных мероприятий.

1. Туристские походы.

2. Соревнования

Задачи: а) содействовать улучшению физической подготовлен­ности школьников; б) обеспечить возможность выполнения спортивной классификации; в) объектив­но оценить качество спортивной работы в школе; г) выявить сильнейших спортсменов и лучшие команды школьников; д) содей­ствовать пропаганде физической культуры.

3. Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного ха­рактера, способствующие пропаганде физической культуры. Задачи - демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы.

Требования к организации внеклассной работы. Тесная связь с учебной работой как в плане преемственно­сти содержания, так и в организационно-методическом.

1. Доступность занятий и разнообразие их форм, обеспечиваю­щих возможность привлечения к ним широкого круга школьников.

2. Проведение внеклассной работы по физическому воспита­нию как составной части системы всей внеклассной образователь­но-воспитательной работы школы с соблюдением преемственности принципов и методов работы и опорой на ученический актив.

3. Использование помощи родителей и шефствующей органи­зации, которая может выражаться в материально-техническом обеспечении спортивной базы, организации физкультурных меро­приятий, в руководстве секциями, командами и пр.

4. Четкое руководство администрации и педагогов деятельно­стью коллектива физической культуры, родителей.

66 Управление процессом подготовки юных спортсменов (общая схема, обязательные компоненты).

Управление – совокупность управляемой и управляющей подсистем, действие который направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач (перевод объектов из одного состояния в другое, заранее заданное).

Основные компоненты: биологические, социально-экономические, материально-технические, информационные и др.

В системе управления выделяют организационную структуру (совокупность взаимосвязей и соподчиненности различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом) и механизм управления (комплекс методов, приемов, стимулов, применяемых в процессе управления).

Включает: - организацию планирования тренировки;

- контроль и учет;

- отбор и спортивная ориентация.

Данные мероприятия решаются средствами:

- сбор информации о состоянии спортсменов;

- анализ полученной информации (данные о сущности, сложности, величине тренировочных нагрузок, соревновательной деятельности, данные, зарегистрированные в стандартных условиях);

- принятие решений в виде составления планов;

- реализация принятых планов;

- контроль за ходом реализации тренировочных планов, анализ полученной информации в ходе контроля, внесение коррективов.

Наши рекомендации