Особенности построения, содержания и методики проведения уроков физической культуры с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники рас­пределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.

Подготовительная группа - учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а так­же недостаточную физическую подготовленность.

Задачи занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы: укрепление их здоровья, улуч­шение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчени­ем сложности, сокращением длительности упражнений и коли­чества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с боль­шими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением пре­пятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Специальная группа - учащиеся, имеющие такие от­клонения в состоянии здоровья, которые являются противопока­занием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как времен­ный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболе­вания и других отклонений в состоянии здоровья).

Задачи физического воспитания учащихся, от­несенных по состоянию здоровья к специальной медицинс необходимости ее коррекция;

- обучение рациональному дыханию;

- освоение основных двигательных умений и навыков;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физичес­кой культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

-создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Для решения этих задач организуются занятия лечебной фи­зической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.

В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболева­ниями желудочно-кишечного тракта.

Основной формой физического воспитания учащихся с откло­нениями в состоянии здоровья является урок, где продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. В заключительной части урока (3—5 мин) вы­полняются простые упражнения на расслабление, ходьба в мед­ленном темпе, дыхательные упражнения.

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем ре­комендуется выполнять при ЧСС 120—130 уд./мин, с постепен­ным увеличением интенсивности физических нагрузок в основ­ной части урока и частоты пульса до 140—150 уд./мин. (контроль нагрузки по пуль­су, дыханию и внешним признакам утомления детей).

Кроме уроков используются: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры не­большой интенсивности на переменах, различные спортивные раз­влечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.

63 Специально-физическая подготовка юных спортсменов (цель, задачи, содержание, организационные формы, использование).

Специально-физическая подготовка-педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Задачи: - развитие физических способностей, специфичных для данного вида мышечной деятельности;

- развитие качеств, обеспечивающих успех тактических действий.

Средства: специальные подготовительные и соревновательные упражнения (упражнения для развития быстроты ответных действий, быстроты перемещения, прыгучести, специальной выносливости и т.д., акробатические упражнения, игры).

Наши рекомендации