Технологии регулирования конфликтов
Технология урегулирования конфликтов (Емельянов)
1) Информационная
2) Коммуникативная
3) Социально – психологическая
4) Организационные
Формы разрешения конфликтов:
· Уступки
· Компромисс
· Уход
· Сотрудничество
Способы разрешения конфликта:
а) Административные
б) Педагогические
Основные структурные элементы регулирования:
1. Распознавание (осознание существования)
2. Общение
3. Определение коренной причины конфликта
4. Планирование конфликта
5. Вовлечение сотрудников в разрешение конфликта
6. Осознание ценности конфликта
7. Реализация плана по урегулированию конфликта
8. Проверка исполнения
Уровни принятия:
1. Селективный
2. Адаптационный
3. Иновационный
Регулирование и разрешение конфликтов по Дарендорфу 1. Политические конфликты 2. Социальные конфликты, т.е. вырастающие из социальной структуры противоречия. Принципиально нельзя разрешить в смысле окончательного устранения. Прекращение конфликта обещает успех, поскольку оно соответствует социальной реальности. Регулирование социального конфликта является решающим средством уменьшения насильственности всех видом конфликтов.
Конфликтная модель общества: 1. Каждое общество на насилии одним его членом над другими. 2. Конфликты являются следствием изменений и сами ведут к ним. 3. В каждом обществе несогласия и конфликты повсеместны.
Ценностная диагностика конфликтов
Уровни иерархии ценностей:
· повседневные ценности
· целевые ценности (ценности будущего)
· ценности-средства (ценности настоящего)
· высшие ценности, ценности-причины (ценности прошлого)
Конфликт – борется за ценности
Спор – претензия на ценности
Диалог – Обмен ценностями
1. Повседневные ценности (комфорт, настроение)
2. Целевые ценности (стремится осуществить в будущем, например, карьерный рост, диплом)
3. Ценности – средства (материальные ценности, средства, социальные связи)
4. Высшие ценности (природа, культура, государство, семья, религия и т.д.)
Принципы диалогической коммуникации.
Диалог-это форма коммуникации социальных субъектов, характеризующаяся взаимным обменом различными ценностями при обособленности сторон друг от друга.
ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
n бытовой разговор
n деловая беседа
n собеседование
n интервью
Переговоры
ОСОБЕННОСТИ БЫТОВОГО РАЗГОВОРА
n незапланированность;
n большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.) и используемых языковых средств;
n частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
n разговорный стиль речи и др.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ
n быстрота реагирования на высказывание партнеров, способствующая достижению поставленной цели;
n критическая оценка мнений и предложений;
n ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Переговоры - это процесс целенаправленного и ориентированного на достижение определенных результатов делового общения в форме диалога.
ВИДЫ ДИАЛОГА
n Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения, между партнерами имеется разрыв в знаниях.
n Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.
УСЛОВИЯ ДИАЛОГОВОГО ОБЩЕНИЯ
n разрыв в знаниях
n потребность в общении
n соблюдение причинно-следственных связей
n наличие общей памяти
n общие языковые знания
Семантическая связность
МЕТОДЫ ДИАЛОГОВОГО ОБЩЕНИЯ
«Мозговая атака»применяется при попытках решения сложных и нечетко сформулированных проблем.
Вначале подбираются две группы людей, которые будут участвовать в решении проблемы, — «генераторы» и «эксперты». «Генераторы» выдвигают идеи, а «эксперты» их оценивают. Разрешается высказывать любые, в том числе и заведомо «безумные», идеи, категорически запрещается их критика. Строго фиксируются все мысли и предложения, возникающие у «генераторов».
«Дельфи-метод»используется при прогнозировании событий.
Дельфи-метод является групповым методом прогнозирования. В группу включается значительное число экспертов (40-50 и более). На нее возлагается задача дать скорректированный и статистически обоснованный прогноз.