Формы предупреждения конфликтов
1) Устранение причин конфликта - это деятельность по выявлению и устранению крупных экономических, социальных и политических факторов, дезорганизующих общественную и политическую жизнь.
2) Устранение конкретных социальных противоречий
3) Необходимость анализа конфликта
Анализ потенциальных конфликтов – это комплексная деятельность по исследованию:
· технологий контроля за ситуацией
· психологического состояния
· субъектов
· общественного мнения
· массового настроения
4) Поддержка сотрудничества
· сохранение репутации партнера, уважительное к нему отношение, даже если интересы обоих партнеров расходятся
· неразделение заслуг
· своевременное информирование партнера о возможных или предстоящих переменах
«Даже если Вы делаете работу лучше других, не ведите себя, как победитель»
5) Социальное партнёрство - это
в широком смысле - гармонизация интересов различных классов, слоев, социальных групп;
в узком - принцип взаимоотношений между работодателем и наемным работником.
Закон РФ от 11 марта 1992 г.
«О коллективных договорах и соглашениях»
6) Институционализация отношений - это деятельность по созданию органа, который препятствует возникновению конфликта, помогает решать спорные вопросы.
Данный орган реализует свою деятельность через систему социальных институтов: института власти, механизмов взаимодействия государственных органов и территориального управления, через развитие правового статуса личности.
7) Нормативные механизмы
Институты не действуют без норм.
Конфликт, как и всякое отношение между социальными субъектами, в той или иной степени обычно регулируется нормами общественного поведения.
При этом действуют нормы различного рода и содержания: правовые, нравственные, религиозные, политические и т.д.
8) Воздействие правовых норм; Информационное воздействие; Декларирует ценности; Принудительная сила, в отношении тех, кто игнорирует требования;
Психологические методы предупреждения конфликтов:
1. Рациональные – эмоциональные переживания
2. Эмоциональные переживания – поведение, когда человек может изменить, если ему доставляет неудобства связанные с конфликтом.
3. Оздоровление коллектива
Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер прочных традиций, привычек, институтов.
В зависимости от их характера группы подразделяются на:
ЗРЕЛЫЕ, с высоким уровнем развития позитивных взаимоотношений
НЕЗРЕЛЫЕ, с отношениями низкого уровня
Социология толерантности.
Б.С. Гершунский ввел такие понятия, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение”.
В.А. Тишков первым писал о необходимости “межнациональной толерантности”.
По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”
Б.З. Вульфов в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” определил «толерантность» как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни»
Интолерантность-нетерпимость, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе.
Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни.
В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности воспитание толерантности многопланово и имеет чаше всего характер поликультурного образования, основными целями которого являются:
· глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры;
· формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям;
· формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
· воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Проблема толерантности на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г. Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят своё место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.
Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:
Гендерная толерантность
Расовая и национальная толерантность
Толерантность по отношению к инвалидам
Религиозная толерантность
Сексуально-ориентационная толерантность
Политическая толерантность
Образовательная толерантность
Межклассовая толерантность
По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:
насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями;
в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
возможности формирования толерантных установок[4].
Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию[5].