Дипломатический этикет:обращении к высоким особам
Титул, должность | Форма обращения на русском языке | Форма звароту на беларускай мове |
Король Султан Эмир | Ваше Величество | Ваша Вялiкасць (дакладней было б) Ваша Велiчнасць |
Наследный принц Принц-консорт Великий князь Великий герцог Шейх | Ваше Высочество | Ваша Высокасць |
Герцог Князь Граф Маркиз | Ваша Светлость Ваше Сиятельство | Ваша Светласць Святлейшы спадар |
Президент Премьер-министр Глава палаты парламента Министр Посол Сенатор (член Палаты Лордов) Посланник | Ваше Превосходительство | Ваша Правасхадзіцельства (дакладней было б) Ваша Эксленцыя Ваша Выдатнасць Ваша Найлепшасць |
Папа Римский Патриарх помесной православной церкви | Ваше Святейшество | Ваша Свяцейшаства |
Митрополит Кардинал Легат Экселенцыя Нунций Интернунций | Ваше Высокопреосвященство | Ваша Экселенцыя |
41. Виды официальных приемов и условия их организации.
Официальные приемы могут быть как деловыми, так и светскими. Прием может быть устроен для налаживания деловых контактов. Светские приемы устраиваются в честь какой-либо знаменитости, семейного торжества, а также юбилея и т. д. На официальные приемы приглашаются люди, занимающие определенное положение в обществе. На деловые приемы приглашаются, как правило, главы или члены правительства, дипломатические представители иностранных государств, деятели науки, культуры и т. д.
Виды официальных приемов
Основными видами официальных приемов являются завтрак (Lunch), обед (Dinner), обед-буфет (Buffet Dinner), ужин (Supper), а-ля фуршет, коктейль и небольшие приемы – кофейный или чайный стол. Официальные приемы по времени проведения делятся на дневные и вечерние. В соответствии с формой обслуживания приемы могут быть с рассаживанием за столом или без него.
Завтрак является одним из видов приема с рассаживанием за столом. Его устраивают в промежутке между 12.00 и 15.00. Прием завтрак длится около 1–1,5 часа, при этом около 45–60 минут прием проводят за столом, а затем 15–30 минут – за кофе или чаем, которые подают на этот же стол или в гостиной.
Ланчем называют второй завтрак. Его устраивают в промежутке между 12.00 и 13.00. Ланч является приемом с рассаживанием за столом. На ланч приглашают по телефону, в особо торжественных случаях гостям рассылают приглашения. Ланч обычно проводят в ресторане, клубе или бистро. На него, как правило, приглашаются коллеги по работе или партнеры. Форма одежды – повседневная, в которой люди ходят на работу. Это, как правило, костюм с галстуком для мужчины и деловой костюм или платье для женщины. Затраты в ресторане оплачивает приглашающий.
Обед, как правило, проводят между 19.00 и 21.00. Он длится около 2,5–3 часов, при этом за столом гости проводят примерно 50–60 минут, все остальное время они остаются в гостиной. Обед прекращается, когда уходит главный гость. Обед обычно устраивают в ресторане высокого класса или красиво украшенном кафе. Он относится к приемам высокого ранга, с поименным рассаживанием за столом и обслуживанием официантами. Форма одежды на обеде – только вечерняя. Мужчины должны быть в темных костюмах с белой рубашкой и ярким галстуком, а женщины – в вечерних туалетах.
Ужин относится к приемам с рассаживанием за столом. Он проходит так же, как и обед, отличаясь только временем начала и тем, что за трапезой не подают суп. Ужин обычно начинается в 21.00 и позже. Форма одежды обычно указывается в приглашении.
Важные элементы подготовки:
Приглашения, Обслуживание, Меню, Рассаживание гостей за столом, Сервировка стола, Музыка.
Дневные приемы:
1. Рабочий завтрак: начало в 8.15-9.00. Длительность- от 30 минут до 1 часа.
Одежда - повседневный деловой костюм. Цель - решение принципиальных вопросов по намечаемым договорам, сделкам и пр. одновременно с завтраком - из соображений экономии времени.
Рабочий завтрак целесообразен, если число участвующих невелико — не более пяти человек.
Алкогольные напитки не подаются, меню ограничено, супруги бизнесменов не приглашаются.
2. Завтрак: начало - 12.00-12.30. Продолжительность - 1-1,5 часа. Одежда - повседневная деловая.
Меню: холодные закуски,одно-два горячих блюда, десерт, кофе. Напитки - сухие вина,шампанское. Супруги бизнесменов не приглашаются (но может быть исключение).
В целом дневные приемы носят менее торжественный и более деловой характер, чем вечерние.
Вечерние приемы:
3. Коктейль, бокал шампанского - небольшой по длительности прием (1,5-2 часа), как правило, проходит стоя. Напитки, как и горячие и холодные закуски, разносятся официантами. Иногда такой вид обслуживания дополняется еще несколькими буфетами-стойками, где желающим предлагаются напитки. Начало приема - приблизительно в 17 часов.
4. "А ля фуршет" ("a la fourchette " - фр. - вилкой: так как "а" - предлог, обозначающий творительный падеж, a "lafourchette" -вилка). Продолжительность та же, что и у приема типа "коктейль", время начала приема -также около 17 часов.
Этот прием проводится стоя, но есть следующее отличие: на
приеме "а ля фуршет" накрываются столы с закусками, горячими блюдами, а также с посудой и приборами. Гости сами накладывают в свои тарелки желаемые блюда. Однако название приема подсказывает, что на столах находятся только те блюда, которые можно есть без использования ножа, стоя, т.е., держа тарелку в левой руке, а вилку - в правой.
Одежда на приемах типа "коктейль", бокал шампанского и "а ля фуршет" - обычный костюм, но более темного цвета, женские костюмы более нарядные, менее жесткие требования к украшениям.
5. Буфет-обед - прием, начало которого назначается примерно на 18-20 часов. Принципиальное отличие от приемов "коктейль" и "а ля фуршет", кроме времени начала и продолжительности (2,5—3 часа), в том, что хотя кушанья и приборы находятся на большом столе, играющем роль буфета, однако этот прием проходит не стоя, а сидя. В зале устанавливаются столы, и приглашенные, самостоятельно выбрав закуски, садятся за столы.
Поскольку в этом случае усаживаться за один длинный стол было бы неудобно (тарелки в руках у гостей, разное время занятия места за столом), столы ставятся таким образом, чтобы за каждым могли разместиться 4-6 человек.
Хотя это и вечерний прием, однако смокинг и вечернее платье не обязательны, поскольку прием предполагает самообслуживание, гостья в вечернем платье будет чувствовать себя неудобно, шествуя с тарелкой по залу в поисках места.
6. Обед - самая торжественная форма приема. Отметим, что на обед часть самых уважаемых гостей, например первые лица фирмы, могут быть приглашены с супругами (на все прочие перечисленные формы деловых приемов супруги не приглашаются).
ПРИГЛАШЕНИЕ
Говоря о правилах этикета, учитываемых в организации деловых приемов, следует прежде всего упомянуть о приглашениях.
Приглашения обычно выполнены типографским способом, а дополнительные сведения (фамилия, имя, отчество приглашенного) могут быть вписаны от руки.
В приглашении не ставятся дата отправления и подпись.
Первые строки приглашения дают информацию о том, кто (какая организация) и по какому поводу приглашает на прием. Обычно используется оборот "приглашает" или "имеет честь пригласить", далее идет фамилия, имя, отчество приглашаемого.
Иногда фирма-хозяйка отправляет приглашение другой фирме без указания фамилий приглашаемых. Текст при этом может быть примерно следующим: "Фирма М приглашает двадцать сотрудников фирмы N на банкет по случаю..." В современной деловой практике это встречается довольно часто. В такой ситуации фирма, сотрудников которой приглашают, сама определяет фамилии тех, кто будет присутствовать на приеме, и передает список фамилий приглашающей фирме. Сотрудники, чьи фамилии есть в списке, должны предъявить охране при входе в помещение, где будет проходить деловой прием, документ, удостоверяющий личность (однако первому лицу приглашаемой фирмы должно быть послано именное приглашение).
Во второй части приглашения указывается, какой будет форма приема (обед, коктейль и др.), когда он состоится и где.
В приглашении на завтрак, бокал шампанского, бокал вина, коктейль принято указывать время начала и окончания приема, например 12.00-13.30.
Приглашение, как правило, содержит просьбу о подтверждении намерения присутствовать на приеме. Принято эту просьбу обозначать заглавными французскими буквами: R.S.V.P. (Repondez s 'il-vous-plaot - "Ответьте, пожалуйста"). Все общепринятые условные тексты в этикете (аналогичные тексту, данному выше) обычно бывают представлены на французском языке, языке "страны галантности", хотя родина этикета - Италия. Однако американская деловая активность пробила дорогу подобным же английским фразам, которые, тем не менее, присутствуют не самостоятельно, а после соответствующих французских.
Ответить на приглашение и подтвердить свое присутствие или сообщить об отсутствии полагается в течение суток со дня получения приглашения. Можно также сделать это по телефону или факсу - последнее предпочтительнее, так как сохраняет текст подтверждения. Отказ рекомендуется обязательно оформить письменно - в виде почтового послания или по факсу; в письме-отказе кратко указывается причина, по которой приглашенный не мо-жет присутствовать.
Приглашение, как и визитная карточка, печатается на бумаге хорошего качества, белой или любого светлого оттенка. Неуместными считаются различные украшательские элементы -виньетки, цветочки, фигурки и т.п. Строгий шрифт, ясно и четко отпечатанный текст с соблюдением правил этикета и с использованием обязательных "формул вежливости" - вот что требуется от идеального приглашения на деловой прием.
42. Виды презентаций и их организация, особенности устных выступлений на презентации в зависимости от типа аудитории.
У презентаций есть бесконечное количество форм. Однако в мире бизнеса, виды презентаций не так многообразны. В основном они разделяются на: продающие, ознакомительные, информационные, мотивирующие, опросные, инструктирующие, отчетные, презентации при тренингах и, конечно же, презентации для формирования имиджа.
Какой бы тип презентации вы ни готовили, нужно понимать, что все они преследуют три базовые цели:
· Информировать
· Убедить
· Вызывать расположение
По уровню подготовки презентации могут быть профессиональные и любительские. Создаются чтобы показывать, либо убеждать. В ходе презентаций можно импровизировать, читать заготовленный заранее текст или говорить по памяти.
Информационные презентации
Они делятся на две категории – доклад и разъяснение. Презентация-доклад сообщает слушателям сведения о последних проектах или событиях, рассказывает, как идут дела. Как правило, это встречи акционеров, инструктажи, либо устные доклады о ходе продаж.
Разъяснительные презентации снабжают информацией о продукте, технологическом процессе, правилах, инструкциях, операциях и прочих базовых сведениях.
В основе информационной презентации лежат обсуждения, семинары, мастер-классы, конференции. В сфере бизнеса это может быть беседа супервайзера с работниками о недавно введенных формах, продукции, правилах и регистрационных процедурах.
Убеждающие презентации
Здесь задачей является попытка подтолкнуть аудиторию к приобретению товара или услуги, поддержать задумку или цели, либо заставить людей передумать и сменить подход. Убеждающие презентации еще часто называют «транзакционными» или «мотивирующими».
В деловом контексте, супервайзер может сделать презентацию для трудового коллектива с целью мотивировать его на поддержание новых совместных начинаний в структуре компании.
Располагающие презентации
Такая презентация частенько приобретает форму послеобеденных речей и включает в себя элементы развлечений. Иногда наоборот, выбирается церемониальная форма. В этом случае демонстрируются награды, произносятся хвалебные речи.
Цель располагающих презентаций очевидна – построить уважение людей к организации, продукту, коллегам, вышестоящим, а их самих поместить в зону комфорта.
К примеру, компания ежегодно может проводить мероприятия по награждению отличившихся сотрудников, с привлечением инструментов презентации.
Имиджевые презентации
Могут быть информационными развлекательного характера. Однако стоит помнить, что их цель расположить и убедить аудиторию. Имиджевые презентации в себя включают целую гамму подходов. Они могут проводиться в классе, в виде простой доверительной беседы. Но могут использовать целые концертные залы с музыкой и визуальными эффектами, превращаясь в настоящее шоу.
В сфере бизнеса такие презентации могут сопровождать попечительские или спонсорские направления компании.
Мотивирующие презентации
Являются вариацией убеждающих презентаций. Однако имеют более яркий, давящий характер. Аудитория поддерживается в постоянном эмоциональном напряжении, используются зажигательные презентационные тактики для поддержания интереса слушателей ко всей презентации целиком.
Такие презентации применяются внутри компаний и направлены на трудовой коллектив, либо используются общественными лидерами для поддержания действий своих последователей и волонтеров.
Опросные презентации
К примеру, известная или, наоборот, малоизвестная личность, выступая на радио или по телевидению, фактически создает презентацию в ходе общения с ведущими. Другой аналог опросной презентации, типичное интервью при трудоустройстве, когда соискатель не только пытается прояснить для себя фигуру интервьюера, но и создать представления о компании в целом.
Многоцелевые презентации
Презентации, как правило, и так имеют более одной цели. Но, не всегда люди уделяют этому достаточно внимания. Может оказаться, что информационная презентация параллельно поставит цели убеждения. Вариаций много. Просто держите это в уме.
43. Проксемические особенности деловых сношений (личное пространство, официальное пространство, общественное расстояние)
Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Это понятие ввел американский антрополог Эдвард Холл в начале 60-х гг. Слово «проксемик» (от англ. proximity) означает близость. Его исследования в этой области привели к новому освещению отношений между людьми.
Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, например, квартиру, дом, участок, огороженный забором; сюда входит его машина, его собственная спальня или его личный стул, а также, как обнаружил доктор Холл, определенное воздушное пространство вокруг его тела.
Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Знание дистанций позволяет прогнозировать реакцию другого человека в процессе общения.
Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:
· интимная зона (до 50 см),в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что вторжение в интимную зону влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове. Преждевременное нарушение ее границ всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
· личная или персональная зона (50 - 120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
· социальная зона (120 - 400 см) обычно создается во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях малознакомыми и незнакомыми людьми;
· публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге.
У разных народов эти пространственные зоны различны. Так, у североамериканцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцев или японцев.
Выбор дистанции общения зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей людей (например интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).
Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, в транспорте, в лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например в автобусе или в лифте:
· ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;
· не рекомендуется смотреть в упор на других;
· лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого проявления эмоций не разрешается;
· чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;
· в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.
Общаясь с собеседниками, необходимо обращать тщательное внимание на пространственное размещение, которое несет определенную смысловую нагрузку. Рассмотрим технику включения и включения партнера из разговора. Когда третий человек желает присоединиться к двум другим, которые образуют закрытую формацию, он будет желанным гостем, если к нему другие два собеседника развернут свои тела и все вместе образуют треугольник. Если участие третьего человека нежелательно, то два собеседника, образующие закрытую формацию, только повернут свои головы к нему или к ней, говоря о том, что они его видят.
Часто разговор между тремя людьми может начаться в открытом треугольнике, но постепенно два человека могут образовать закрытую формацию, чтобы выключить третьего собеседника. Такое образование должно быть четким сигналом третьему человеку, что он должен уйти из группы, пока еще не испытал смущения. Подтверждением сказанного является направление носков обуви. Ступни не только указывают направление, в котором человек хотел бы передвигаться, но также указывают на людей, в которых человек заинтересован или находит привлекательными. Представьте, что вы находитесь на приеме и замечаете группу из трех мужчин и одной весьма привлекательной женщины. Кажется, что разговор ведут мужчины, а женщина только слушает. Затем вы замечаете, что все мужчины одной ногой как бы указывают в направлении женщины. Таким очень простым невербальным намеком все мужчины демонстрируют свой интерес. Подсознательно женщина принимает эти сигналы и весьма вероятно, что она останется с группой, пока будет видеть эти знаки внимания.
Если вы хотите завязать какие-либо отношения с человеком, то используйте положение треугольника. Когда вы хотите невербально оказать на него давление, то встаньте непосредственно перед ним. Положение «угол 90°» позволяет другому человеку думать и действовать независимо, не испытывая невербального давления с вашей стороны.
Замечено также, что очень часто в переговорах, когда один человек решил закончить разговор или хочет уйти, он разворачивает свое тело или ноги в направлении ближайшего выхода. Если вы увидите такой сигнал во время общения, то лучшее, что вы можете сделать, это заинтересовать человека и попытаться вовлечь его в разговор. В крайнем случае, лучше закончить беседу первым, чтобы сохранить контроль над ситуацией.
В ваших ежедневных встречах с другими людьми развороты тела, а также ног и позитивное сочетание жестов, таких, как открытые руки, видимые ладони, наклоны вперед, наклоны головы и улыбка могут облегчить ваше общение с другими людьми, заставить их чувствовать к вам расположение.
Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. В процессе общения в условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом собеседники могут занимать четыре основных положения относительно друг друга (рис. 6.3).
Рисунок 6.3. Взаимное расположение в процессе общения
(а) Позиция непринужденного общения. Эта позиция обычно используется людьми, которые находятся в дружеских отношениях и ведут непринужденную беседу. Эта позиция позволяет видеть не только глаза, но и жесты другого человека. Угол стола представляет собой частичный барьер в случае, если один из собеседников начинает чувствовать угрозу, а при этом нет территориального деления на крышке стола.
(б) Позиция сотрудничества. Собеседники совместно работают над одним проектом, стремятся к взаимопониманию и эффективному взаимодействию. Это одна из самых удачных позиций для обсуждения и выработки общих решений.
(в) Соревновательно-оборонительная позиция. Такое расположение способствует тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения. Стол между ними становится своеобразным барьером. Когда люди сидят непосредственно друг напротив друга, они бессознательно делят стол на две части. Каждый осознает половину стола как собственную территорию и возражает против вторжения собеседника. Если В хочет убедить в чем-либо А, то соревновательно-оборонительная позиция сокращает шансы В на успешное проведение переговоров. Но может оказаться, что А является менеджером, который должен серьезно поговорить с сотрудником В, и соревновательная позиция может усилить его упреки, или В необходимо, чтобы А чувствовал свое превосходство, поэтому он выбирает позицию напротив.
(г) Независимая позиция. Эту позицию занимают люди, когда они не хотят общаться с другими людьми. Это говорит об отсутствии интереса и даже враждебной позиции по отношению к другим людям, особенно если вы вторгаетесь в территориальное владение этого человека. Такого положения надо избегать, когда между А и В требуется какой-либо открытый разговор.
На создание психологического климата существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов, размер стула и различные аксессуары.
Квадратный стол (формальный) устанавливает соревновательные или же оборонительные отношения партнеров на переговорах. Это относится к людям, занимающим равное положение в обществе. Квадратные столы являются идеальными для коротких прямых переговоров или создания отношений начальник - подчиненный. При этом больше всех вам будут помогать люди, сидящие рядом. Тот, который сидит справа, будет помогать больше, чем тот, который сидит слева. Наибольшее сопротивление будет оказывать человек, который сидит непосредственно напротив вас.
Круглый стол (неформальный) создаст атмосферу неформального отношения и является идеальным для ведения дискуссий среди людей, занимающих одинаковое положение в обществе, так как каждый человек занимает одну и ту же территорию стола. Если убрать стол и поставить кружком стулья, также появится атмосфера расслабления.
Факторы, которые как бы повышают статус человека, следующие: размер стула и его спинки, высота, на которой находится стул от пола, и местоположение стула в кабинете.
Чем выше спинка стула, тем большей властью обладает человек, и тем выше его статус. Многие начальники сидят в кожаных креслах с высокими спинками, в то время как посетителю они предлагают обычные стулья с низкими спинками;
Вращающиеся стулья и стулья на колесиках позволяют обладателю стула иметь некоторую свободу движения, когда он находится в затруднительном положении. Обычные стулья не дают такой свободы движений, и отсутствие движения компенсируется различными жестами, которые могут выдать человека и показать его собеседнику, что он думает и что чувствует на самом деле. Кресла с ручками, особенно те, в которых можно откидываться, лучше, чем стулья, у которых нет таких преимуществ.
44. Пространственный фактор в организации деловых мероприятий (правила рассадки).
На официальных завтраках и обедах рассадка гостей проводится в соответствии с их рангом в порядке протокольного старшинства.
§ 25. Официальные должностные лица, имеющие ранг или титул, находящиеся в отпуске или не у дел, другими словами, не выполняющие своих функций, соответствующих своему рангу, уступают старшинство гостям того же ранга, находящимся в активной работе. Если гость выполняет обязанности более высокие, чем положено ему по рангу, он занимает положенное ему самое высокое место.
§ 26. Поскольку женщины все чаще и чаще занимают высокое положение в выборных органах и на административных постах, на официальных завтраках и обедах женщины рассаживаются среди мужчин в зависимости от их ранга.
§ 27. На неофициальных завтраках и обедах, где присутствуют мужчины и женщины, по возможности не рассаживаются рядом. В таких случаях, если только женщина не является главой представительства, женщины рассаживаются в соответствии со старшинством мужей.
§ 28. Вдовы сохраняют ранг мужей. Женщины без сопровождения мужчины рассаживаются в соответствии с возрастом, положением или почетным званием. Замужние женщины имеют старшинство выше вдовствующих или разведенных. Все женщины по старшинству выше молодых девушек, если только их ранг и выполняемые обязанности или почетные звания не дают кому-либо из них особого предпочтения.
§ 29. Муж женщины, занимающей официальное положение, садится среди мужчин в соответствии с рангом жены, если занимаемое им положение не дает ему право на более почетное место.
На встречах, где присутствуют как официальные должностные лица, так и выдающиеся деятели, неизбежны противоречия между старшинством по праву и старшинством по соображениям вежливости. В этих случаях необходимо учитывать следующие правила:
· всегда принимается во внимание относительное старшинство лиц, занимающих официальное положение;
· когда старшинство определено, почетные гости размещаются среди должностных официальных лиц, с отданием предпочтения по соображениям вежливости лицам, занимающим высокое положение и имеющим большее влияние в общественной жизни;
· преимущество иностранных гостей общепринято. Равные по рангу иностранные гости занимают более высокое место, чем граждане своей страны. Граждане, работающие за пределами своей страны, имеют более высший ранг, чем их соотечественники.
§ 30. На приемах типа завтрак, обед, ужин гости рассаживаются за столом в строго определенном порядке. Места за столом делятся на более и менее почетные. Самое почетное место справа от хозяйки (на неофициальном приеме) или справа от хозяина (на приеме официальном). Далее идут места слева от хозяйки и хозяина по мере удаления менее почетные.
§ 31. На официальном приеме, где приглашенные присутствуют без жен или мужей, главному гостю предлагается место за столом напротив хозяина.
Наиболее распространенные схемы рассадок.
Официальный прием. Присутствуют только официальные лица. Женщины занимают места соответственно своему официальному статусу.
Раскладка на официальных приемах:
1 - 12 гости в порядке официального старшинства.
Раскладка на официальных приемах с хозяйкой:
1 - 14 гости в порядке официального старшинства.
На неофициальных приемах с супругами, хозяин и хозяйка занимают места друг против друга за торцами стола.
Неофициальный прием. Стол П-образный, хозяин и хозяйка сидят напротив друг друга. Этого плана рассадки, хотя он и принят в международной практике, следует избегать, т.к. гости 7-12 практически не могут общаться с хозяином.
Гораздо удобнее будет рассадка по следующей схеме.
Возникает естественный вопрос: почему же супружеские пары или представители хозяев и гостей рассаживаются порознь? Этот порядок соблюдался исстари. При размещении гостей за столом во время званого обеда или ужина соблюдалась субординация. Этот обычай в какой-то мере повторял порядок, принятый при распределении мест в царской думе еще допетровской Руси. Наиболее знатные бояре сидели ближе к царю.
Вспомним пример, упоминаемый нами в случае с боярином Дружиной Андреевичем Морозовым, воспротивившимся сидеть за царским столом во время трапезы ниже Бориса Годунова.
Во время такого обеда и ужина соблюдалась не только субординация, но учитывались интересы людей, сидящих друг с другом. Застольная беседа, являвшаяся непременным условием приема, становилась об-щей, отражающей взаимные и равные интересы обеих сторон. Рассаживали так, чтобы женщины сидели между мужчинами, супругов в разные места. Исключение составлялось только для помолвленных, которых сажали рядом.
Этот обычай, соблюдаемый сегодня протоколом в официальных приемах, к сожалению, зачастую игнорируется в приемах частного характера, хотя и носящих торжественный характер. Рассмотрим прядок рассадки, к примеру, за свадебным столом.
Как правило, на таком торжестве встречаются люди, впервые друг друга видящие и знакомящиеся. Вспомним, как жених и невеста с родителями рассаживают гостей за П-образным столом. Да, гостей и рассаживать не нужно. Они сами садятся. Гости невесты все вместе с ее стороны, гости жениха - соответственно с его. Не уверен в том, что в среде этих двух разобщенных между собой компаний, не найдется пары человек, способных сделать между собой нетактичное замечание в адрес невесты, жениха, их родителей или всего торжества в целом. Предлагаемая же нами рассадка и практикуемая, кстати, во всем цивилизованном мире, исключает подобные обсуждения и разбирательства. Наоборот, способствует пусть более трудному, но более тесному и доброму контакту малознакомых между собой гостей.
Правильной и более доброжелательной на свадьбе будет рассадка в соответствии с приведенной схемой, где родители и гости занимают свои места в соответствии с равенством положения. И выглядеть это должно так. По приведенной выше схеме рассадки за П-образным столом:
Хозяйка - невеста
Хозяин - жених
· М1 - свидетель
· Ж1 - свидетельница
· М2 - отец невесты
· Ж2 - мать невесты
· МЗ - отец жениха
· ЖЗ - мать жениха
Ну, и далее, в том же порядке по старшинству родственников и гостей. Такая рассадка заранее предопределяет дружеское расположение и взаимолюбезные контакты.
Ниже приводятся еще несколько схем рассадок за столом на официальных и неофициальных приемах. П- и ГП-образные столы лучше раздвинуть, образовав проходы.
Иногда в дипломатической практике используется круглый стол. Приемы рассадки за таким столом те же, что и за прямоугольным. Круглый стол удобен, как на официальных, так и на неофициальных приемах, когда положение участников приема более или менее одинаково.
§ 32. В дипломатическом протоколе существует техника обозначения за столом. Небольшие прямоугольные карточки с именем гостя раскладываются около приборов. В зале, где собираются гости и подаются напитки, на небольшом столике выставляется план рассадки. Строго с соответствием с планом рассадки каждое место за столом обозначается карточкой.
§ 33. Хозяин должен позаботиться о том, чтобы каждый гость был представлен даме, которую он должен сопровождать к столу.
§ 34. Если при определенных обстоятельствах не представляется отвести почетное место гостю, положенное ему по протоколу, то хозяин приносит ему свои извинения сразу же по приходе гостя и объясняя ему причину отступления от протокола.
§ 35. Хозяин и хозяйка встречают гостей в холле перед обеденным залом. Один из распорядителей приема называет имя входящего гостя. Гость следует через холл (зал) и здоровается с хозяйкой и хозяином. Прибытие гостей должно быть субординировано. Первыми прибывают гости менее значимые по старшинству. До прибытия почетных гостей они развлекаются беседой, знакомством и аперитивом.
§ 36. Как только метрдотель объявит о приглашении к столу, хозяин предлагает руку первой даме и первым проходит в столовую. Почетный гость предлагает руку хозяйке, и они входят последними.
§ 37. Метрдотель ожидает хозяйку и почетного гостя у входа в столовую, затем следует за ними к столу и пододвигает им кресла. Гости занимают свои места после того, как сядет хозяйка.
§ 38. По окончании приема за столом хозяйка первой встает и выходит из-за стола.
§ 39. Если прием не церемониальный, особенно завтрак, дамам не принято подавать руку. В этом случае после объявления метрдотелем, что "кушать подано", хозяйка сопровождает в столовую женщин, хозяин - мужчин.
§ 40. Хозяин и хозяйка всегда следят за тем, чтобы беседа за столом была общей и исключала критические замечания в адрес властей и отсутствующих лиц.
45. Письменные виды деловых отношений: служебная корреспонденция и ее классификация.
Термин «документ» от латинского «поучительный пример», «способ доказательства». Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве (в соответствии с ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»). Процесс создания документов называется документированием; деятельность, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами называется делопроизводством или документационным обеспечением. Под системой документации понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назанчения, вида, сферы, деятельности, единых требований к их оформлению.
Классификация док-тов:
1. по способу передачи инф-ции:
-визуальные
- тактильные
- слуховые
2. по технике воспроизведения:
- ручные
- с помощьютехнических ср-в
3. по видам деятельности:
- специальные (учетные, плановые, статистичные)
- документы специальной стороны деятельности организации (распорядительные, информационные)
4. по месту составления
- внутренние
- внешние
5. по сложности содержания:
- простые (рассматривается 1 вопрос)
- сложные
6. по виду материального носителя
- бумажные
- электронные
7. по срокам ранения:
- постоянного хранения
- временного хранения (до 10 и т.д. лет)
Сроки хранения зависят от ценности инф-ции.
8. по срокам исполнения:
- срочные
-несрочные
9. по степени обязательности исполнения:
- директивные
- информационные
10. по степени гласности:
- обычные
-секретные
11. по юридической силе:
- подлинные
- подложные
Письменное ДО чаще всего выглядит как документ, применяется для передачи информации и во взаимодействии междулюдьми в обмене деловыми письмами.
В ДО особенностью является установление правил, ограничений, регламента. Написанное слово обладает силой гараздо большей, чем слово, которое произнесено.
Договор – док-т, правовое соглашение юридических лиц или физического лица с юридическим лицом.
Заявление – док-т, содержащий обращение гражданина, жалобу или предложение, направлен на реализацию прав и интересов заявителя или на устранение недостатков на предприятии, адресован организации или должностному лицу.
Акт – док-т, удостоверяющий установленные действия и факты жизни, составляется несколькими лицами.
Справка – подтверждение каких-либо фактов
Служебная записка – форма внутренней деловой переписки, составляется работник