Сравнительная характеристика скоростно-силовых качеств у бегунов на 400м с/б
В настоящее время большинство специалистов считают, что системообразующим фактором спортивной тренировки является планируемый соревновательный результат, который может выражаться как в определенных измеряемых показателях (сантиметрах, секундах, килограммах), так и характеризоваться успешность выступления спортсменов по итогам занятого места.
Для достижения высоких результатов в беге на 400 метров с/б необходимо придерживаться детальной разработки технологии всей системы подготовки, которая должна быть индивидуализирована применительно к возможностям и особенностям каждого спортсмена. Анализ передовой отечественной литературы и зарубежный опыт подготовки спортсменов высокого класса, научные исследования в беге подтверждают, что с ростом спортивного мастерства возрастает специфика тренировки, обусловленная индивидуальными особенностями данного спортсмена и его резервными возможностями. Что же касается периодизации спортивной тренировки на уровне спорта высших достижений, то она видоизменяется с учётом вида легкой атлетики, целей и задач, которые решаются на определенных этапах и периодах подготовки тренировки, поставленные перед конкретным спортсменом.
Для достижения высоких спортивных результатов в беге на 400м с/б необходимо иметь отличную технику бега, высокий уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливости.
При этом в рамках специальной выносливости бегуна на 400 метров принято выделять такие следующие виды выносливости: силовую, скоростную и координационную. Скоростная выносливость четырёхсотметровика - это способность противостоять утомлению при нагрузках максимальной или близкой к максимальной (субмаксимальной) интенсивности. Это означает, что при выполнении упражнений циклического характера поддерживается достигнутая скорость, несмотря на утомление. Достижения, связанные с выносливостью данного типа, требуют высокой аэробной и максимальной анаэробной производительности. При этом необходимо помнить, что основу для развития анаэробной возможности составляет аэробная производительность. При планировании и организации тренеру учебно-тренировочного процесса необходимо конкретизировать каждую тренировку не только в технико-тактическом плане, но и в плане совершенствования физических качеств.
С целью изучения скоростно-силовых качеств у бегуна на 400м с/б было проведено эмпирическое исследование.
Цель исследования состояла в исследовании скоростно-силовых качеств у бегуна на 400м с/б. В эксперименте участвовали 2 группы юношей по 10 человек в каждой, которые наряду с общей для всех тренировочной работой применяли различные варианты развития скоростно-силовых качеств.
На предварительном этапе проводилось педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение применялось с целью выявления показателей физической подготовленности спортсменов.
Основным методом контроля состояния тренированности является тестирование.Для этого использовались следующие тесты:
1. Прыжки вверх с места (по 10 повторений)
2. Бег на 400 метров с/б
3. Прыжок в длину с места (см)
После проведения эксперимента юношами экспериментальной группы проводились тренирующие упражнения на отработку скоростно-силовых качеств (рассмотренные в п.1.3), а с юношами контрольной группы занятия проводились в обычном режиме.
Тренировки проводились 5 раз в неделю, упражнения применялись в конце основной части занятия, после упражнений на снарядах.
По окончанию эксперимента повторно были проведены тесты в экспериментальной и контрольной группах.
Для этого использовались следующие тесты:
1. Прыжки вверх с места (по 10 повторений)
2. Бег на 400 метров с/б
3. Прыжок в длину с места (см)
В ходе проведения педагогического эксперимента были получены результаты по изменению различных показателей скоростно-силовых качеств бегунов.
Регистрировались показатели скорости и высоты выпрыгивания, а так же время пробегания дистанции 400 метров с последующим статистическим анализом результатов.
Изменения показателей представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – показателей скоростно-силовых качеств бегунов контрольной и экспериментальной групп в процессе эксперимента
Тест | Название группы | Тестирование | Достоверность различий | |
Начальное | Окончательное | |||
Бег на 400 метров с/б | Экспериментальная | 54,1 ± 0,7 | 53,7 ± 1,3 | Р<0, 01 |
Контрольная | 54,1 ± 0,9 | 54 ± 0,5 | Р<0, 05 | |
Прыжки вверх с места | Экспериментальная | 49,0± 1,35 | 51,2± 1,34 | Р<0, 05 |
Контрольная | 49,20±1,15 | 57,20± 1,34 | Р<0, 05 | |
прыжок в длину с места (см) | Экспериментальная | 190,5 ± 1,8 | 212,0 ± 3,1 | Р<0, 05 |
Контрольная | 194,4 ± 1,5 | 203,4 ± 1,6 | Р<0, 05 |
Таким образом, по итогам педагогического эксперимента установлено, что в результате педагогического эксперимента улучшились. Проведенный сравнительный анализ результатов тестовых упражнений выявил следующее. Так, высота выпрыгивания в контрольной группе до педагогического эксперимента составляла 49,0± 1,35 см, после – 51,2± 1,34 см; в экспериментальной группе соответственно 49,20±1,15 см и 57,20± 1,34 см. Прирост показателей высоты выпрыгивания в контрольной группе существенно ниже, чем экспериментальной: 2,2 см против 8 см.
Показатели скорости выпрыгивания соответственно равны: 1,75± 0,06 м/с и 1,91± 0,11м/с – в контрольной группе; 1,77± 0,07 м/с и 2,05± 0,09 м/с – в экспериментальной. Прирост показателей в экспериментальной группе также существенно выше, чем в контрольной: 0,28 м/с и 0,16 м/с соответственно.
И, наконец, в беге на 400 м спортсмены экспериментальной группы показали значительный, по сравнению с контрольной группой, прирост результатов: 3,52 с против 0,82 с (52,6 ±2,27 с до и 49,08 ±1,33 с после эксперимента; 52,48 ±2,31 с до и 51,66 ±1,36 с после эксперимента, соответственно. Полученные данные говорят об эффективности проделанной работы.
2.2. Этапы круглогодичной подготовки в беге на 400 м с/б
Наиболее эффективно построен процесс подготовки спортсмена, когда его тренировочная деятельность максимально индивидуализирована и строится на основе учета тренировочного эффекта от проделанной работы.
При работе над скоростно-силовыми качествами необходимо учесть:
- во-первых, освоение объемных (но оптимальных) нагрузок скоростно силовой направленности, что является необходимым условием для глубоких адаптационных перестроек в организме, обусловливающих повышение уровня работоспособности спортсмена;
- во-вторых, выбор интенсивности выполняемых упражнений. Чем выше квалификация бегуна, тем больше должна быть интенсивность [9, с. 56].
Однако чрезмерное повышение объема или интенсивности может привести к адаптационным срывам. Из этого следует, что дальнейшее совершенствование процесса скоростно-силовой подготовки бегунов на 400 метров с/б должно идти не в сторону бесконечного увеличения, а в сторону оптимизации их распределения во времени, которое обеспечивает достижение запланированной динамики состояния и заданного уровня специальной физической подготовки к главному старту сезона.
Под распределением тренировочной нагрузки во времени понимается способ размещения ее по отдельным этапам годичного цикла подготовки [9, с. 56].
При этом размещение нагрузки может быть равномерным и концентрированным. Первый способ предлагает относительно равномерное размещение средств скоростно-силовой направленности в рамках годичного цикла, второй - сосредоточение их на определенных этапах подготовки. Некоторые спортсмены и тренеры вообще не задают себе вопроса: «Какой способ организации скоростно-силовой подготовки в многолетнем смысле оказывает наиболее существенное влияние не только на уровень скоростно-силовых показателей, но и на рост и стабильность спортивного результата?» [6].
В исследовании некоторых авторов получен материал, который показывает, что концентрированный способ распределения нагрузок скоростно-силовой направленности на определенных этапах годичного цикла эффективнее, чем равномерный [6; 4].
Программа тренировки с использованием концентрированных нагрузок должна отражать следующие положения:
- максимальный объем беговой аэробной нагрузки планируется на общеподготовительных этапах в сочетании с комплексами упражнений скоростносиловой направленности;
- максимальный объем беговой аэробной нагрузки в аэробной-анаэробной зоне предусматривается на специальных подготовительных этапах в сочетании с бегом и прыжками в гору;
- целенаправленная работа над повышением уровня специальной беговой направленности, планируется на фоне реализации отставленного тренировочного эффекта (ОТЭ) после скоростно-силовых нагрузок в зимнем и летнем соревновательных периодах;
- для подтверждения и повышения показателей скоростно-силовой подготовки к главному старту сезона планируется летний этап, где концентрированная работа скоростно-силовой направленности наряду с беговой нагрузкой в аэробной зоне мощности сочетается с повышением объема бега в аэробноанаэробной зоне объема, характерных для подготовительного периода подготовки;
- беговые средства - повышающие скорость, планируются на протяжении всех периодов подготовки, однако учитывая пониженный уровень скоростносиловой подготовленности на этапах концентрации специальной нагрузки, такой бег следует выполнять в виде ритмовых пробежек в неполную силу [10, с. 19].
Таким образом, основная идея предлагаемого перехода к планированию тренировочных нагрузок бегунов на 400 метров заключается в отличном сочетании эффекта скоростно-силовой работы с беговой подготовкой. Такая последовательность распределения тренировочных средств позволяет сохранить отставленный эффект скоростно-силовой работы до главного старта сезона.
Отставленный тренировочный эффект скоростно-силовой нагрузки:
- объемные нагрузки скоростно-силовой направленности негативно влияют на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата бегуна и текущий уровень его специальной скоростно-силовой подготовленности.
После снижения объема нагрузок и перехода на поддерживающий режим наблюдается интенсивный рост скоростно-силовых показателей. Данное влияние и получило название отставленного тренировочного эффекта (ОТЭ) скоростно-силовой нагрузки большого объема. Суть его состоит в том, что изменения в организме наблюдаются не в момент выполнения объемной нагрузки, а спустя лишь некоторое время после снижения.
Выводы по 2 главе
С целью изучения формирования скоростно-силовых качеств бегунов на 400 м с/б было проведено эмпирическое исследование. Цель исследования состояла в исследовании скоростно-силовых качеств у бегуна на 400м с/б. В эксперименте участвовали 2 группы юношей по 10 человек в каждой, которые наряду с общей для всех тренировочной работой применяли различные варианты развития скоростно-силовых качеств.
На предварительном этапе проводилось педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение применялось с целью выявления показателей физической подготовленности спортсменов. После проведения эксперимента юношами экспериментальной группы проводились тренирующие упражнения на отработку скоростно-силовых качеств, а с юношами контрольной группы занятия проводились в обычном режиме. В ходе проведения педагогического эксперимента были получены результаты по изменению различных показателей скоростно-силовых качеств бегунов.
Регистрировались показатели скорости и высоты выпрыгивания, а так же время пробегания дистанции 400 метров с последующим статистическим анализом результатов. По итогам педагогического эксперимента установлено, что в результате педагогического эксперимента улучшились. Полученные данные говорят об эффективности проделанной работы.
По изучению методической литературы и исходя из опыта были предложены рекомендации по формированию скоростно-силовых качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Легкая атлетика – массовый вид спорта, не требующий больших финансовых затрат. Легкая атлетика включает в себя 5 видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья.
Барьерный бег является одним из наиболее сложных в координационном отношении видов легкой атлетики. Кроме высоких скоростных качеств, спортсмену необходимо обладать достаточным уровнем технической подготовленности, что в свою очередь требует хорошей координации движений, гибкости и подвижности в суставах. Техника барьерного бега на дистанции 400 м имеет свою специфику. Для детального ее рассмотрения в общей структуре бега с барьерами выделяются фазы: старт и стартовый разбег, бег по дистанции с преодолением барьеров и финиширование. Дистанция 400 м с/б преодолевается с достаточно высокой скоростью (92-96% от скорости бега 400 м без барьеров), поэтому важную роль здесь отыгрывают скоростно-силовые способности.
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях,в которых наряду со значительной силой мышц требуется и стремительностьдвижений (бег с препятствиями, прыжки в длину и высоту с места и разбега, метание снарядов т.п.). Скоростные способности спортсмена проявляются в трех основных формах: в латентном времени двигательной реакции, в скорости одиночного движения, в частоте движений. Сочетание этих трех форм и определяет все случаи проявления быстроты. Методика воспитания скоростных способностей – это прежде всего выполнение хорошо освоенного задания на предельных скоростях, что позволяет спортсмену сосредоточить все усилия на скорости, а не на способе выполнения упражнений.
С целью изучения формирования скоростно-силовых качеств бегунов на 400 м с/б было проведено эмпирическое исследование. Цель исследования состояла в исследовании скоростно-силовых качеств у бегуна на 400м с/б. В эксперименте участвовали 2 группы юношей по 10 человек в каждой, которые наряду с общей для всех тренировочной работой применяли различные варианты развития скоростно-силовых качеств.
На предварительном этапе проводилось педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение применялось с целью выявления показателей физической подготовленности спортсменов. После проведения эксперимента юношами экспериментальной группы проводились тренирующие упражнения на отработку скоростно-силовых качеств, а с юношами контрольной группы занятия проводились в обычном режиме. В ходе проведения педагогического эксперимента были получены результаты по изменению различных показателей скоростно-силовых качеств бегунов.
Регистрировались показатели скорости и высоты выпрыгивания, а так же время пробегания дистанции 400 метров с последующим статистическим анализом результатов. По итогам педагогического эксперимента установлено, что в результате педагогического эксперимента улучшились. Полученные данные говорят об эффективности проделанной работы.
По изучению методической литературы и исходя из опыта были предложены рекомендации по формированию скоростно-силовых качеств.