Структкрные уровни культуры
Морфология культуры – это раздел культурологии имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, её внутреннее строение и функциональную организацию. Существует множество концепции, делящих культуры по разным направлениям (А.П.Садохин).
1. Материальные и духовные формы культуры. К материальной культуре относят всю область материально-производственной деятельности человека и её результаты – орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода. Одежду. Транспортные средства и т.п. Духовная культура включает сферу духовного производства (производство идей, образов, ценностей культуры) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.
2. Национальные (этнические) культуры – мировая культура. Национальная (этническая) культура есть совокупность продуктов культурной деятельности различных социальных групп и слоев соответствующего общества. Обязательные признаки людбой этнической культуры, составляющие её своеобразие. – неповторимость и оригинальность. Это своеобразие (менталитет) этнической культуры проявляется в языке, религии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях. Главным фактором является чувство этнической идентичности, общей истории и культуры какого-либо народа или этнической группы.
3. Массовая и элитарная культура. Массовая культура – совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, пропагандируемая и реализуемая по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Элитарная культура – рассматривается как антипод массовой культуры, который зарождается в ответ на потребности «верхушки» общества – родовой аристократии, политических лидеров, крупных бизнесменов.
4. Контркультура и субкультуры. Контркультура - это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей (хиппи). Субкультура - (подкульту́ра, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры (готы, панки, байкеры и т.д.).
Сложная многоуровневая структура культуры определяет разнообразие её функций в жизни общества и человека. Но о вопросе количества функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. Тем не менее все они соглашаются с идеей полифункциональности культуры. С тем, что каждый её компонент может выполнять разные функции. Сопоставление различных точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод, что к числу основных функций культуры относятся адаптивная, знаковая (сигнификативная), познавательная, информационная, коммуникативная, интегративная, регулятивная, аксиологическая и др.
Адаптивная – позволяет человеку приспособиться к окружающей среде. Что выступает необходимым условием выживания всех живых организмов в процессе эволюции. Человек, не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания.
Сигнификативная (знаковая) – функция присвоения имен. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для нас не существуют. Присовив название предмету или явлению и оценив его, например, как угрожающий, мы одновременно получаем необходимую информацию, позволяющую нам действовать. Чтобы избежать опасности.
Познавательная – культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его дальнейшего познания и освоения. Наиболее полно эта функция проявляет себя в науке и научном познании.
Информативная – естественным условием жизнидеятельности как отдельного человека, так и общества в целом является потребность в информации по самым различным вопросам.
Коммуникативная – ни одну сколько-нибудь сложную задачу человек не может решить без помощи других людей. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности.
Интегративная – близка к коммуникативной: культура объединяет народы, социальные группы и государства, т.е. любые социальные общности. В основе единства таких групп лежат: общий язык, единая система ценностей и идеалов, а отсюда – общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей.
Регулятивная – нормативная. Любые человеческие общности нуждаются в регулировании поведения составляющих их индивидов. Это необходимо для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида.
Аксиологическая – оценочная. Поскольку степень значимости предметов и явлений окружающего мира для жизнедеятельности людей неодинаково, формируется определенная система ценностей общества или социальной группы. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека.
Функция социализации и инкультурации. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем социализация обеспечивает стабильность общества. Инкультурация – каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Это процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре.