Теории, изучающие личность
Концепции, в рамках которых развивается личность:
1) Марксистская концепция личности. Личность рассматривается как результат деятельности общества. «Тезисы о Луи Фейербахе», «Личность есть ансамбль общественных отношений». Результат пребывания человека в обществе. «Экономические рукописи» 1844 год, Маркс писал: «Личность есть результат общественных действий».
2) Функциональная концепция личности. Главная идея – личность есть результат включения индивидов в деятельность различных групп. В каждой группе индивид выполняется свои определённые функции.
3) Чарльз Кули – теория зеркального «я». Теория самооценки и представлени исвоего места в обществе. Личность – это результат трёх действий:
· Каким меня видят в группе другие?
· Что я думаю о самом себе?
· Что я думаю, по поводу того, что думают обо мне другие.
4) Зигмунд Фрейд – концепция «Я». Существует три личности:
· Оно (бессознательное, природное).
· Я (появление сознательного, но очень много природного).
· Сверх «Я» (то, что формирует нашу систему ценностей).
Ролевая теория личности. Личность как результат вхождения в различные группы и выполнения в этих группах разных социальных ролей.
Интегральная теория личности (Щепаньский) – интегральная теория личности. Личность – это результат взаимодействия индивидов с обществом в целом. Личность – это взаимодействие индивида с группой, в результате чего формируются его личные качества.
Дисцпозиционная теория личности (Ядов) – главное внимание обращается на структуру личности с точки зрения выполнения ею разных функций.
Социализация личности
Три типа студента:
1) Отличник. Ориентированность на учёбу.
2) Разнообразие видов деятельности в студенческой жизни (в том числе развлечений).
3) Не тратить много сил на занятия, жизнь в развлечениях.
Типы личности:
1) Авторитарный. Концентрация власти в руках и её использование в своих целях.
2) Индивидуализированный тип личности. Формирование личностных качеств, когда личность находится в центре внимания. Уходят коллективистские формы деятельности и заменяются индивидуализированные.
3) Конформистский тип личности. Ориентация на принятие позиции большинства.
Типы личности 2:
1) Социального характера – по образу жизни.
2) Национального характера – по этническим признакам, традициям.
Типы личности по Герберту Маркуза:
1) 1970-е годы «Одномерный человек». Тип личности – одномерный человек. Появился средний класс, который жил по определённым нормам и стандартам. Эти нормы и стандарты – одномерность (все как все). Стандарты деятельности, одежды, жилища, требований к образу жизни и т.д.
Типы личности определяются образом жизни. Они позволяют соотнести индивида с той группой, к которой он может себя причислить.
Социализация – процесс становления личности, формирование её индивидуальных качеств, процесс усвоения индивидами и группами индивидов социальных ролей и связанными с ними функциями, усвоение социальных норм, позволяющих жить в обществе, процесс формирования системы ценностей.
Социальная роль – ожидаемое обществом поведение индивида.
Социальные нормы – это правила, которые существуют либо в форме закона, либо в форме обычая, традиции, которые позволяют индивиду становиться членом группы или общества в целом.
Ценности – это значимость для индивида или группы индивидов предметов, объектов предметов природной и общественной среды.
Два типа социализации:
1) Первичная. Человек осваивает нормы, правила поведения, начиная с рождения до изменения его социального статуса. Период детства, подросткового возраста, юности (до 20 лет).
2) Вторичная. Вступление в трудовые отношения, в том числе военные.
Виды социализации:
1) Стихийная. Происходит в семье, в группах по интересам (например, тусовки).
2) Направленная. Происходит в семье (когда родители знают, как и какие качества они хотят развить у ребёнка). Дошкольное и школьное образование. Трудовой коллектив. Академические группы. Воинский коллектив.
Социализация проходит в двух основных направлениях:
1) Адаптация. Приспособление к требованиям окружающей среды.
2) Интериоризация. Сущностное освоение норм, правил и требований среды.
Факторы социализации:
1) Факторы – это условия и обстоятельства, которые оказывают воздействие на то или иное явление, вызывая в нём те или иные изменения.
2) Общие факторы. Действуют на уровне всего общества.
3) Специфические факторы. Влияют на часть общества, на группы общества. Носят объективный или субъективный характер, связанный системой ценностей, мнениями, суждениями, оценками.
4) Факторы – это механизмы воздействия на индивидов, это механизмы социализации:
· Семья.
· Школа и образование.
· Трудовые коллективы.
· Средства массовой информации (электронные).
· Религии и религиозные организации.
· Политические деятели.
· Молодёжные организации.
· Искусство, кинематограф.
Формы социализации:
1) Процесс социализации. Процесс формирования человека, длящийся всю жизнь.
2) Процесс десоциализации отказ от выполнения социальных ролей и функций. Бывает сознательной и вынужденной. Ресоциализация. Восстановление социальных ролей и функций. Бывает только сознательной.
Процессы социализации проходят по-разному в зависимости от возраста:
1) В детстве это неразрывная связь детей и родителей.
2) В подростковом возрасте это отделение от родителей и попытка создать своё собственное «Я» любыми путями.
3) В зрелом возрасте это полная самостоятельность, десоциализация (отказ от выполнения социальных ролей) и ресоциализация (изменение социальных ролей).
4) В пожилом возрасте это нарастающая зависимость от других, человек перестаёт работать, и трудовые связи исчезают, человек чувствует себя невостребованным.