О бережности к основам
(о духовном движении)
А.В.Владимиров 21 янв. 2016
Культура – это аккумулятор лучших достижений человечества и основание для дальнейшего развития. Культуру характерно выделяет бережное отношение к основам. Музеи, как хранилище достижений культуры, как свидетельство её движения, нужны не только подрастающему поколению для воспитания, и не только всем остальным людям, чтобы они сознанием не утонули в серой, механизированной рутине будней, но и творцам, которые развивают культуру дальше.
Любое духовное движение имеет свои основания. В том числе и имена. И их вовсе не два-три, а намного больше. Как и культура, подлинная духовность бережёт свои строительные основания не потому, что они были абсолютно безупречными, а по главной ценности – по близости к Высшему.
Охрана оснований от извращения или поругания требует соизмеримости. В истории духовных движений и религий не нанесли им столько урона их прямые враги или соперники, сколько это сделали преследованиями и третированием так называемые «охранники святынь». Золотая середина жизни предполагает взаимодействие с окружающим и положительное устремление и строительство в реальных, далёких от идиллии, условиях. Инквизиция, цензура подталкивают к крайности – выхолащиванию и стерильности, т.е. к убийству духа, а значит – к смерти. Несмотря на проклятия, посылавшиеся такими борцами во имя чистоты церкви на язычников, многие известные церковные храмы оказались построенными на фундаментах языческих «капищ» или языческих храмов. Большинство ритуалов и символов христианства оказались взяты из третируемых здесь иных религий, в том числе и от «язычников». Среди язычников, т.е. среди «безблагодатных», у церковников числятся Платон, Пифагор и вообще весь цвет античной культуры, не говоря о наследии великих Вед, святых и пророков иных традиций и религий.
Любой цензор, любой ратоборец за чистоту веры стремится и жизнь, и людей поделить на две половины: на чёрное и белое. В Учении Живой Этики также называются эти два полюса, однако говорится и другое, что земная жизнь очень сложно перемешана. В чём заключается подмена Учения и самозванство цензора? Он либо исходя из личных миражей, либо в угоду политической линии своих начальников берёт на себя миссию подменить течение кармы и высшей правды и указать пальцем, кого зачислить в стан света, а кого в стан тьмы, кого в стан друзей, а кого в стан врагов. Причём отныне и навеки. Соответственно, понудить остальных строго придерживаться такого навязанного деления, угрожая ослушавшихся отлучить.
Как свидетельствует история, культурный и нравственный уровень таких осудителей был, как правило, крайне посредственный. Имена осуждённых мы знаем: Сократ, Фидий, Анансагор, Аспазия, Ориген, Жанна д’Арк, Джордано Бруно, Пушкин, Лев Толстой, Блаватская, Рерихи. А кто их отлучатели и осудители?
В Беседах с Учителем, в книгах Живой Этики, равно как и в Письмах Махатм, т.е. в прямых источниках высказываний Учителей, мало названо прямых пособников Тьмы. Причину редкости указаний можно усмотреть в том, что непосредственных, прямых служителей тьмы, как сказано, нужно искать на ином плане, а к людям в миру, к тем, на кого воздействуют, они подходят часто даже не напрямую, а через одного или несколько звеньев посредников. Тем не менее, наиболее злостные авторы разлагающих текстов названы: Ледбитер, Рудольф Штайнер и Алиса Бейли. Разумеется, не во всём их многотомном наследии, которое смешано и с иными источниками и идеями. Но во избежание искушения и попадания в ловушку нам разумнее просто отставить эти источники и их последователей в сторону и заниматься иными книгами и иными делами, благо их и без трёх названных лиц – предостаточно.
Уважение или почитание основ, заметных строителей основ, отличается от идеализации и следованию им во всех деталях. Так, мы своих родителей чтим не за что-то конкретное, а просто в силу того, что они наши родители. И факт нашего появления просто невозможен без наших родителей, без той земли, которая поддержана их трудом. Аналогично и в отношении Родины, планеты и так далее. А по уму можно было бы сказать, что раз таковое было уготовано карме, значит этот выбор имеет свои причины и не нам о них судить. И если мир строится, как сказано, по образу и подобию, то и земных своих родителей и свою Родину мы должны видеть некоторым небольшим подобием Родительского Древа Духа, подобием нашей Духовной Родины.
И при этом со своими родителями мы можем расходиться в убеждениях, а современный поток жизни может заметно отличаться от потока прежних времён. И чтя и даже уважая своих родителей, мы можем и должны двигаться вперёд по новому и к новому горизонту. В глубинной сути наши цели и идеалы – тождественны, и только формы во времени отличаются.
Поэтому давайте ценить и беречь те основы, и большие и малые. Давайте беречь и ценить тех тружеников и борцов за наши идеалы, которые есть в нашем ещё очень молодом общественно-духовном движении. Давайте, как принято в культуре, находить в творцах и строителях высшее, а не существующие в любом явлении низины.
Вершинами человечество поднимается.
Приложение.