Требования к минимуму содержания дисциплины
Федеральное агентство по образованию
Вологодский государственный технический университет
Кафедра социокультурного сервиса и туризма
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Методические указания
по организации самостоятельной работы
для студентов заочной формы обучения
всех специальностей
Вологда
УДК 82.085
Русский язык и культура речи: методические указания по организации самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей. – 3-е изд., испр. и доп. – Вологда: ВоГТУ, 2008. – 48 с.
Составлено в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (февраль 2000 г.) с целью оказания помощи в организации самостоятельной работы при изучении курса.
Методические указания предназначены студентам заочной формы обучения всех специальностей ВоГТУ.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ
Составитель:Н.Д. Середа, канд. филол. наук, доцент
Рецензент:Г.Ю.Козлова, канд. филол. наук, доцент (Вологодский государственный педагогический университет)
В В Е Д Е Н И Е
Цель и задачи курса
Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком специалистами нефилологического профиля в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения гуманитарного кругозора, опирающегося на владение коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
Задачами курса является формирование у студентов следующих основных навыков, которыми должен обладать профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества для успешной коммуникации в различных сферах (бытовой, научной социально-государственной, политической, правовой,): продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения; участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням: фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию при понимании речи.
Требования к минимуму содержания дисциплины
Язык как знаковая система. Язык как средство общения. Язык и речь, их роль, функции, особенности, соотношение.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Речевая (языковая) норма, ее особенности и роль в становлении и функционировании литературного языка.
Культура речевого общения. Правильность речи. Речевое мастерство. Лексические (тропы) и синтаксические (фигуры) средства выразительности речи. Орфоэпические нормы. Направления совершенствования навыков устной и письменной речи: литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление, дикция, др.
Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Функционально-смысловые типы речи. Функциональные стили современного русского литературного языка. Взаимодействие и взаимопроникновение функциональных стилей.
Художественный стиль в системе функциональных разновидностей литературного языка. Особенности, средства и приемы выразительности, жанры художественной речи.
Научный стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Специфика элементов различных языковых уровней, языковые средства, приемы и речевые нормы в разных сферах и жанрах.
Официально-деловой стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Сфера функционирования, видовое и жанровое разнообразие, языковые средства, специальные приемы и речевые нормы, особенности структурирования и оформления жанров. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Речевой этикет в документе.
Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Устная и письменная разновидности публичной речи. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи.
Разговорный стильв системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, разграничение разговорности и просторечия.
Особенности устной публичной (ораторской) речи. Оратор и его аудитория. Контактоустанавливающие речевые действия. Этапы подготовки и проведения публичной речи. Правила построения ораторской речи и композиция устного публичного выступления. Логические законы, этические нормы, эстетические качества речи. Основные виды аргументов. Основные качества публичной речи.