Кадровое и методическое обеспечение курса
АННОТАЦИЯ
Знание правил поведения в обществе крайне важны современному образованному человеку. Этикет не усложняет жизнь, как это может показаться на первый взгляд, а, наоборот, облегчают процесс коммуникативной взаимодействия. Освоив основные принципы и правила поведения человека в обществе можно легко и непринужденно чувствовать себя в любой ситуации. Особенно знание этикета необходимо для будущих педагогов, тех, кто не только словом, но и своим личным примером воспитывает подрастающие поколения. Наличие грамотной речи, обладание высокими морально-нравственными качествами и безупречными манерами поведения позволяют современному педагогу быть настоящим примером для подражания. Знание этикета поможет учителю правильно выстраивать свои отношения не только со своими учениками, но и их родителями, коллегами по работе, вышестоящим начальство, общественностью и т.д. Таким образом, необходимость освоения правил бытового и делового этикета обусловлена реалиями современной жизни.
Цели программы:
Предметные:
1. Овладение основными знаниями правил поведения в обыденной и деловой жизни, позволяющие максимально эффективно осуществлять профессиональную деятельность в образовательных учреждениях.
2. Овладение теоретико-методологическими основами преподавания современного бытового и делового этикета в образовательных учреждениях.
3. Формирование научно-исследовательских компетенций в культурно-образовательной сфере.
Личностные:
1. Развитие способности к логическому, аналитическому, критическому мышлению.
2. Формирование готовности к саморазвитию и само рефлексии.
3. Воспитание высоких морально-этических качеств.
Задачи программы:
1. Формирование устойчивых знаний в области современного этикета;
2. Развитие навыков культурного поведения в повседневной жизни и опыта нравственных взаимоотношений в коллективе;
3. Воспитание потребности личности в самосовершенствовании.
4. Приобретение практических навыков правильного поведения человека в обществе.
Нормативно-правовое основание:
- Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании» (от 1 сентября 2013 г. № 273 - ФЗ);
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Устав ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»;
- Положение о Центре дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина».
После прохождения программы слушатели должны обладать следующими специальными компетенциями:
– умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
– готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;
– осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
В результате освоения программы, обучающийся должен:
Знать:
- основные этические принципы и нормы поведения человека в обществе.
- принципы профессиональной этики педагогического работникам.
- этические принципы взаимоотношений в детском и трудовом педагогическом коллективе
- особенности современного европейского бытового и делового этикета.
Уметь:
- оперативно и адекватно оценивать сложившуюся коммуникативную ситуацию и применять знание правил этикета на практике.
- создавать здоровую атмосферу в организации, поддерживая дух товарищества и взаимопонимания между коллегами.
Владеть:
- усвоение этических знаний о самосовершенствовании личности, этических приемах регулирования отношений, которые складываются в организации между менеджерами, партнерами, наемными работниками
- нормами этикета, которые невозможно отделить от этических и моральных принципов.
Описание целевой аудитории
Основной целевой аудиторией курса дополнительного образования являются студенты педагогических вузов, а также все желающие освоить правила поведения в обществе.
2 Трудоемкость курса:
1. Форма обучения: очно-заочная форма без отрыва от обучения.
3. Количество часов:44 часа
4. Режим занятий: вечернее время по 2 часа в день
Структура программы
Данная программа – состоит из двух разделов:
1. Современный бытовой этикет
2. Современный деловой этикет и протокол.
Итоговая аттестация проводится в виде зачета.
Кадровое и методическое обеспечение курса
Обучение проводится на базе кафедры «Экономика предприятия». Занятия ведут преподаватели кафедры, специалисты, имеющие большой опыт работы в этой области.
Все практические работы проводятся в активной и интерактивной формах.
Основная литература:
1. Архангельская М. Д. Бизнес-этикет, или Игра по правилам. СПб.: Питер, 2011. 240 с.
2. Горчакова В.Г. Имиджелогия: Теория и практика / В.Г. Горчакова. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 336 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115022
3. Деловое общение. Учебное пособие. Авт.- сост. Кузнецов И.Н. 5-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.
4. Кузнецов, И.Н. Деловое общение : учебное пособие [Электронный ресурс] / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 528 с.
5. Сканави А. А. Бизнес-этикет в арабских странах. М.: КноРус, 2010. 423с.
6. Подопригора М. Г. Деловая этика: учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. 116 с.
Дополнительная литература:
1. Кузнецов, И.Н. Деловой этикет. Учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - М.: Инфра-М, 2011. - 528с.
2. Матолыгина, Н.В. Профессиональная этика и этикет в сфере сервиса : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.В. Матолыгина, Л.В. Руглова. - СПб: ИЦ "Интермедия", 2013. - 160 с. - URL:
3. Соколова З.Н. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013 -216 с.
4. Хоманн, К. Экономическая этика и этика предпринимательства [Электронный ресурс] / К. Хоманн, Ф. Бломе-Дрез. - М. :Директ-Медиа, 2013. - 227 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137214 (дата обращения 20.06.2015).
5. Этика и психология деловых отношений: хрестоматия [Электронный ресурс] / М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 463 с. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90896 ( дата обращения 20.06.2015).
Материально-техническое обеспечение курса:
Аудитория со свободны передвигаемой в пространстве мебелью, мультимедийное оборудование, видеоаппаратуры для организации ролевых игр и тренингов.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
www.biblioclub.ru | ЭБС «Университетская библиотека онлайн» |
www.elibrary.ru | Научная электронная библиотека |
www.ebiblioteka.ru | Универсальные базы данных изданий |
http://tetatet-club.ru/etic205_povedenie_detei.htm | Энциклопедия современного этикета |
http://www.knigge.ru/ | Правила хорошего тона |
http://delovoi-etiket.ru/ | Деловой этикет |
http://www.debretts.com/ | debretts |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Современный этикет
№ п/п | Наименование учебного модуля, раздела, дисциплины, тем занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля (итоговой аттестации) | ||
лекции | практ. занятия | самост. работа | ||||
1. | Основы современного бытового этикета | См. раб. "Правила приветствий и представлений". | ||||
2. | Основы современного делового этикета и протокола | См. раб. «Речевой этикет» | ||||
ИТОГО: | Зачет |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дополнительной профессиональной программы
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование учебного модуля, раздела, дисциплины, тем занятий | Всего часов | В том числе | ||
лекции | Практические занятия, выездные занятия, стажировка, деловые игры, лабораторные, семинары и т.д. | См. раб. | |||
1. | Основы современного бытового этикета | ||||
1.1. | История возникновения современного этикета | - | |||
1.2. | Основы этикета. Встречи, приветствия, представления, прощания и извинения. Правила комплимента. | - | - | ||
1.3. | Семейный этикет | - | |||
1.4. | Этикет поведения родителей и детей | - | |||
1.5. | Гостевой этикет | - | |||
1.6. | Поздравления и подарочный этикет | - | |||
1.7. | Застольный этикет | ||||
1.8. | Телефонный этикет | - | |||
1.9. | Этикет особого случая | - | |||
1.10. | Этикет поведения в транспорте ближнего и дальнего следования | - | |||
2. | Основы современного делового этикета и протокола | ||||
2.1. | Основные правила и принципы делового этикета. | - | |||
2.2. | Межличностные коммуникации и психология общения | - | |||
2.3. | Современный речевой этикет: культура устной речи | - | |||
2.4. | Особенности делового общения в трудовом коллективе. | ||||
2.5. | Роль юмора в деловом общении. | - | |||
2.6. | Стиль и имидж делового человека. | - | |||
2.7. | Виды деловых приемов. | - | |||
2.8. | Этикет дистанционного делового общения. | - | |||
2.9. | Подарки, сувениры и "взятки" в деловом общении. | - | |||
2.10. | Международный этикет и правила официального протокола. | - | |||
Итоговый контроль (аттестация) | зачет | ||||
ИТОГО: |
Содержание программы