Общеучебные и научные умения как фактор культуры интеллектуального труда
Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке обучающихся к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.
Помочь студенту в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача профессионального образования.
Это означает отказ I от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата профессионального образования и нацеленность на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Другими словами, необходимо вооружить студентов такими знаниями, умениями и навыками организации учебной работы, которые обеспечили бы раскрытие у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. Таким образом, студентов необходимо научить:
• организации собственной учебной деятельности;
• методам поиска, трансформации и представления информации;
• приемам интеллектуальной деятельности;
• основам коммуникативных знаний и умений.
Поскольку общеучебные умения и навыки являются универсальными для получения знаний в различных областях и при усвоении различных дисциплин, а также способам применения знаний, интерес к формированию таковых умений и навыков неуклонно возрастает. Иначе и быть не может, ведь именно качество полученных студентом знаний, умений и навыков, полученных при профессиональном обучении, будет определять успешность специалиста. Факторов неуспеваемости и низкого качества знаний много, но одним из ведущих является именно неумение получать знания. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в образовании сместить на формировании у студентов навыков учебной деятельности, сформировать у них такие умения и навыки, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения.
Значимая роль отведена им и в стандартах третьего поколения: "Универсальные (метапредметные, обобщенные, общеучебные) умения – это умения, формируемые на базе нескольких или всех учебных предметов, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях".
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. iiИменно умения, прежде всего, иiiразвиваетiiпреподаватель, iiработаясiiучащимися на определенномпредметномiiсодержании.
По давно сложившейся традиции, педагоги обращают внимание на предметное содержание дисциплины и предметные умения и навыки. В то же время в жизни студент не часто сталкивается с задачами, которые были бы аналогичны предметным. Наоборот, чаще всего жизненные ситуации требуют надпредметных знаний и умений, которые и называют общеучебными умениями.
Специальному формированию общеучебных умений до настоящего момента не уделялось отдельного внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось преподавателем. В современном мире подход к целям и ценностям образования претерпевает значительные изменения, сейчас более важными становятся не конкретные предметные знания, а умения их получить, то есть, практико-ориентированные умения и навыки становятся наиболее актуальными.
Показателем результативности обучения становится готовность студентов к самообразованию, к самостоятельной организации учебного труда или собственной познавательной деятельности. Конечный результат самостоятельной учебной деятельности образовательные организации осуществляют путем определения насколько общеучебныеумения и навыки сформированы по окончании изучения той или иной дисциплины, модуля.
Одной из причин низкой успеваемости у учащихся, по мнению педагогов и психологов, является, зачастую, весьма низкий уровень сформированностиобщеучебных умений и навыков.
Преподаватели предлагают студентам задания разных видов по той или иной дисциплине, но при этом не всегда принимается во внимание, что не все учащиеся умеют быстро находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов, выявлять закономерности, бегло и осмысленно читать.
Все эти умения необходимо повышать, причем в условиях, когда и для изучения теории едва хватает времени.
В научной и методической литературе определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков не однозначны, но попробуем рассмотреть некоторые их них.
Например, классификация педагога-психолога Лошкаревой Н.А.
Учебно-организационные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
Это одна из центральных групп ОУУН, в которую входят:
- организация рабочего места;
- выполнение правил гигиены учебного труда;
- принятие учебной цели;
- выбор способов деятельности;
- работа консультантом;
- планирование организации контроля труда.
Приведенные умения и навыки важны не только в процессе обучения в вузе, но и в дальнейшей жизни учащихся. При формировании данной группы преподаватель должен ставить цель занятия не только для себя, но и для учащихся. В процессе проведения занятия необходимо учить искать оптимальные и рациональные способы работы, планировать выполнение заданий, учить студентов самостоятельно контролировать процесс обучения.
Для развития организационных умений на уроках оптимальным было бы использование групповых форм работы, то есть проектная деятельность, поскольку хорошо развитые организационные умения и навыки обусловливают возможность включения всех учащихся в самообразование, а также усиливают интенсивность познания,.
Когда учащиеся действуют совместно, в группе, они применяют язык изучаемого предмета и думают на нем. Студенты используют помощь партнеров по совместной деятельности, чтобы заполнить пробелы в своих знаниях, а помогая своим партнерам, закрепляют уже усвоенные знания, умения и навыки.
Другим вариантом групповой работы может быть подготовка общегруппового проекта, например, когда каждая группа готовит свой фрагмент презентации (6-8 слайдов по определенному плану с одинаковым оформлением), далее из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация. Например, тема для семинара по Истории: I "Календарь дней рождения великих ученых". Основными методами здесь будут выступать контент и интент- анализ источников, наблюдение, опыт, измерение, описание, моделирование, элементы прогнозирования. По окончании работы обязательным элементом должна быть рефлексивная деятельность, включающая и учет особенностей проявления различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.) и объективное оценивание вклада каждого члена группы в решение общих задач группы.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Эти умения и навыки подразумевают освоение учащимися приемами умственной деятельности:
- анализ (найти соответствие I между определениями и рисунками, между определениями и понятиями, между определениями и формулами, в тексте подчеркнуть все слова, относящиеся к...);
- синтез (назвать общим словом несколько слов, рисунков; назвать процесс по предложенным характеристикам и т. д.);
- сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? И т. д.);
- причинно-следственные связи I (расположить в логической последовательности слова, числа, рисунки; продолжить ряд слов, понятий; построить систему понятий; вставить недостающее слово, рисунок, число; расположить в календарной последовательности события и т.д.).
- выводы (сделать вывод на основании текста, рассказа в рисунках, сделать вывод на основании таблицы или схемы).
Роль данных умений и навыков для предмета сложно переоценить, педагоги должны не забывать, что сами по себе они не сформируются и на каждом занятии необходимо постоянно систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное студентам. При оптимальной I организации труда учащиеся должны не только усваивать и осмысливать отдельные научные термины, но, в то же самое время, и представлять и понимать весь объем научных знаний в совокупности.
Можно выделить следующие методические приемы работы с терминами.
1. Перевод терминов на русский язык, подбор синонимов, это сделает запоминание более осмысленным. В этом случае необходимо давать студентам задания на выбор одного правильного ответа из предложенных вариантов.
2. Задания, I в I которых I учащимся I предложено вставить пропущенное слово.
3.Задания на соответствие. (Установите соответствие между …)
4.Терминологические диктанты. Отдельно записываются термины. На первом занятии необходимо озвучить предупреждение, что диктанты по терминам могут быть на любом занятии, поэтому желательно термины заучивать сразу после записи. Из этого списка преподавателем берутся термины для диктанта, а студенту необходимо сформулировать определение продиктованного термина и записать его в тетрадь.
5.Графические диктанты. Предлагается тот или иной термин, а студент должен выбрать правильно или неправильно это определение и в тетради записать какой-либо условный знак. Для этого в тетради чертится простым карандашом отрезок 10 см, разбивается на 10 частей по 1 см. Затем внизу части отрезка нумеруются: 1, 2, 3… I Термины предлагаются по порядку, повторяя 2 раза. Графические диктанты формируют умения учащихся работать в строго отведенное время, развивать умения и навыки применять условно-графические изображения учебной информации на бланках, отвечать на вопросы разного типа, умения быстро воспринимать информацию со слов и в сжатые сроки представить информацию в условно-графической форме (перекодирование информации). При этом обязательно должны быть в наличии "ключи" для проверки или взаимопроверки, заранее составленные преподавателем.
Не надо забывать о развитии общеучебных умений и при контроле полученных знаний. Чаще всего на уроках используется опрос. Например, для проверки умения критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации (находить ошибки в тексте на основе имеющихся знаний). Пример:
1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых I они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
2. В строке перечислены четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите лишнее слово и подчеркните.i
3. В каждой строке перечислены три слова. Найдите общее для этих понятий название (признак или свойство) и запишите его.
4. Вам предложенIперечень из четырех взаимосвязанных понятий. Расположите их таким образом, чтобы прослеживалась цепочка от частного понятия к наиболее общему.
Учебно-информационные умения и навыки обеспечивают учащемуся нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:
- чтение текста i (осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста.Использование различных видов чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
- работа с учебником;
- практическая работа;
- работа с дополнительной литературой;
- работа со справочной литературой;
- выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
- усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.
С видами работы над материалом учебника вы уже знакомы. Это составление простого или сложного плана, тезисы, конспектирование, выписки. Читая учебник, можно порекомендовать учащимся подчеркивать карандашом (при этом напомнить убрать карандаш в конце учебного года), отмечать на полях или закладках то, i что представляется важным.
В качестве методического приема рекомендуем использовать следующие задания.
1.Составление плана параграфа, текста. План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок. Все остальные виды записей занимают больше места, чем план. План четко отражает последовательность изложения мыслей в тексте. Он дисциплинирует мышление, делает его целенаправленным. План указывает общее направление изложения, ход мысли. Cтоит напомнить, что план бывает простой, сложный; цитатный, тезисный, вопросный.
2.Написание тезисов. Тезисы позволяют глубоко осмыслить текст. Работа над их составлением формирует четкость выражения мысли. Умелое составление тезисов свидетельствует об овладении методами самостоятельной работы над книгой.
В помощь учащимся можно разработать памятки: алгоритм составления тезисов, правила работы с научным текстом.
Учебно-коммуникативные умения и навыки позволяют учащемуся организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
- выслушивание мнения других;
- владение различными формами устных публичных выступлений;
- оценка разных точек зрения;
- владение приемами риторики;
- организация совместной деятельности;
- владение культурой речи;
- ведение дискуссии.
Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать.
- Письменная речь: конспектирование, умение писать сочинения, правильно оформлять работу.
- Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.
- Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, преподавателя, задавать вопросы…
- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.)
Преподаватель должен стараться включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника. Для этого следует разработать памятки: "Как составлять конспект", "Рекомендации для информационного выступления" и т.д.
Итак, у учащихся на всем протяжении обучения нужно формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом должен делать преподаватель? Отметим два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности (Бардин К.В., 1973; аннотация).
О владеть определенным умением это та цель, которая ставится перед обучающимся в учебном процессе. Если у обучающегося нет того или иного умения или навыка, то необходимо понять, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли учащиеся ее? Ведь осознают операциональную сторону учебной деятельностии самостоятельно выделяют для себя цели только наиболее интеллектуально развитые учащиеся,остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.
Нередко педагог сталкивается с тем, что при организации учебной работы учащиеся не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели, это очень распространенный недостаток. Конечно, преподаватель, давая то или иное задание на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, сам указывает ту учебную задачу, которая должна решаться студентом при выполнении этого задания. Но постепенно учащиеся приобретают умение, способность и навык видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате выполнения тех или иных заданий.
Помимо осознания цели выполнения учебного задания, учащемуся необходимо понимать ее отношение к мотивусвоей деятельности. Учебная мотивация очень индивидуальна: каждый учащийся имеет свою систему мотивов, которые и побуждают его учиться и придают смысл обучению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательней мотивации у студента все равно будут присутствовать и другие мотивы – зачастую социальные, а именно: достижения успеха, избегания наказания и др. Преподавателю необходимо ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить умению осознания и постановки целей в учебной работе, педагог должен дать возможность каждому студенту понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему лично нужно это умение (например, овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать более высокие оценки и т.д.).
Чтобы поставить перед учащимися четкую цель, преподавателю необходимо иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме - перечне основных знаний, умений и навыков, (в стандартах третьего поколения они обозначены как компетенции), которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися в процессе изучения той или иной учебной дисциплины. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, сущностные вопросы, без освоения которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность студентов не будет достаточно рациональной и эффективной (эту систему мы рассмотрим ниже).
После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с преподавателем деятельности. В совместной с преподавателем деятельности студент должен, прежде всего, получить шаблон, образец или алгоритм работы, правило. При этом важно помнить, что, получая готовый образец, студент должен самостоятельно (под руководством преподавателя) разработать систему правил, по которой он будет действовать.
Например, при обучении умению составлять план-схему, преподаватель может показать в виде образца план определенной, уже знакомой студентам темы. Учащиеся выполняют задание по другой теме, но ориентируясь на данный образец, - составляют план по этому учебному материалу. Далее студенты совместно с преподавателем тщательно анализируют несколько работ из группы, сопоставляя их друг с другом и образцом. Определяется, какие элементы в плане-схеме выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними, ненужными. Кaк уже видно из приведенного примера, совместная с преподавателем деятельность по выработки осознанного умения всегда внешне рaзвернутa. У учaщихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовaть, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более легкие, доступные действия, внешние по форме. Таким образом, основной путь здесь - совместная деятельность, a метод - выполнение внешних действий. Причем внешние действия должны быть вначале максимально развёрнутыми и лишь потом, по мере отрaботки умения, они могут сокращаться.
После осознания студентами правил, по которым нужно действовaть, необходимы упражнения в применении полученного умения для закрепления до уровня навыка. Знать рациональные правила учебной работы недостаточно, студенту необходимо научиться применять их в собственной деятельности. Упражнения, при выполнении которых отрaбaтывaется умение, должны быть разнообразны. Например, при обучении умению выделить главное и указать второстепенное возможно применение таких упрaжнений-зaдaний как: рaсположить учебный материал в определенном порядке (логическом, календарном), выделить в тексте те его части, которые наиболее существенны для раскрытия его содержания; опустить при пересказе текста второстепенные моменты; соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в чaстностях, при этом четко объясняя, что здесь существенно, a что нет.
Тренировка, нужная для отработки умения, не должная быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, студент сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает "выпадать". Так, на уроках русского языка и литературы студент, хорошо выполнявший упражнения, может ошибаться, не используя те же правила в диктанте, а тот, кто грамотно писал диктанты, может ошибаться при работе над сочинением. Избежать этого можно, приучая студента совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.