Анализ конкретных ситуаций (CASE-STUDY)

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.

Изначально кейс-технологии были разработаны с целью обучения специалистов в области управления и юриспруденции, то есть студенты дискутировали о какой-либо конкретной экономической или юридической ситуации, что становилось основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. В настоящий момент эта технологии широко применяются на всех уровнях образования (от школы до вуза). Название произошло от латинского термина "casus" — запутанный или необычный случай. Родиной данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году.

Внедрение кейс-метода в образовательный процесс обусловлен двумя факторами: во-первых, общая направленность развития образования, его ориентация не столько на получение конкретных знаний, формирование умений и навыков умственного труда, развитие интеллектуальных способностей, в частности, развитие способности к обучению как таковому; а во-вторых, развитием требований к личностным качествам специалиста, так называемым профессионально-важным качествам, поскольку в современном мире специалист помимо обладания сугубо профессиональными знаниями, умениями и навыками, должен уметь адекватно вести себя в различных ситуациях.

Кейс-технология часто ассоциируется с такими известными коммуникативными формами работы, как обсуждение, сценарий, решение проблемных задач, ролевая или деловая игра, воображаемая ситуация или симуляция. По мнению большинства исследований в данной области, ближе всех к кейс-технологии стоит воображаемая ситуация или симуляция, которая является подражательным, выдуманным и разыгранным воспроизведением межличностных и профессиональных контактов и связанных с этим проблем.

Названный метод характеризуется следующими признаками:

  • наличие конкретной ситуации;
  • разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций;
  • публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;
  • подведение итогов и оценка результатов занятия.

Особенности кейса, отличающие его от других типов учебной работы:

  • Процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес.
  • Содержание. Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы студенту быстро войти в проблему иметь все необходимые для решения данные, но не иметь избыточной информации, не быть перенасыщенным ею.
  • Проверка. Одна из форм проверки – выяснение реакции студентов на кейс в группах, где он уже был опробован, или в новой группе, непосредственно в ходе занятия.
  • Устаревание. Материалы кейса постепенно устаревают, поскольку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять.
  • Наиболее распространеннаямодерация работы с кейсом. Чтобы максимально активизировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая студенческая группа разбивается на подгруппы (3-5 человек), которые выбирают себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Именно модератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.

Виды ситуаций:



  • Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель студентов: найти решение ситуацию или прийти к выводу о его невозможности.
  • Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель студентов: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
  • Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель студентов: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
  • Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель студентов: проанализировать данные ситуации, найденные решения, используя при этом приобретенные теоретические знания.

Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:



  • "Аналитические навыки.

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

  • Практические навыки.

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

  • Творческие навыки.

Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

  • Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

  • Социальные навыки.

В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

  • Самоанализ.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения"

Особенности учебного труда студентов в условиях современной информационно-образовательной среды вуза

Для осуществления перехода к открытой образовательной системы, которая отвечает требованиям современного общества, необходимо создание высокотехнологичной и высококачественной информационно-образовательной среды, которая рассматривается как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования.

В то же время необходимо отметить, что создание информационно-образовательной среды это не только и не столько чисто техническая задача. Для создания этой среды, для ее развития и эксплуатации необходимо в полной мере задействовать научный, методический, педагогический и организационный потенциал всей системы образования. Необходимо учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред.

Есть несколько подходов к определению термина "информационно-образовательная среда".

В широком смысле, образовательная среда как таковая есть подсистема социокультурной среды, то есть совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражена в целостности целенаправленно организованных учебных условий развития личности.

Определений информационно-образовательной среды множество, и анализируя эти определения можно сделать вывод, что это - система информационной, учебно-методической и технической подсистем, целенаправленно системным образом обеспечивающих и организующих учебный процесс и его участников.

Разные источники под образовательной социокультурной средой понимают совокупность факторов, определяющих образование в целом и развитие человека в частности:

  • люди, влияющие на образовательные институты и процессы;
  • социально-политическая ситуация в стране;
  • макро- и микроэкономическая экономическая ситуация страны;
  • социокультурная среда (включая культуру образовательной среды);
  • СМИ;
  • случайные события.

Типологические признаки образовательной среды можно сформулировать, взяв за основу признаки, приведенные Г.Ю.Беляевым:

1. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.

2. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

3. В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса

4. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

5. Образовательная среда любого уровня является сложно-составным объектом системной природы.

6. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.

7. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонент, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

8. Образовательная среда образует общую основу индивидуальной деятельности, при переходе от учебной ситуации к жизни.

В определении непосредственно понятия информационно-образовательной среды существуют различные точки зрения, рассмотрим некоторые из них.

Под информационно-образовательной средой обычно понимается следующее:

  • системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса;
  • антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося (Ж.Н.Зайцева);
  • единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на электронных и традиционных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактических материалов.

Даже в этих определениях можно видеть значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как информационно-образовательная среда.

Любая профессиональная технология в настоящее время развивается совместно с информационной компьютерной поддержкой. Высшее профессиональное образование неразрывно связано с новейшими информационными технологиями, которые позволяют формировать информационное пространство образовательного учреждения. Составляющими информационного пространства, широко применяемыми в учебном процессе, являются следующие средства представления информации:

  • сетевые технологии (локальные и глобальные сети),
  • дистанционное обучение,
  • интерактивные программы,
  • мультимедийные презентации,
  • аудиоприложения,
  • прикладные обучающие программы и т.д.

Применение информационных технологий предполагает разработку электронных образовательных ресурсов – совокупности средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещенных на компьютерных носителях и/или в сети. Информационные технологии позволяют создавать, изменять и расширять информационное пространство образовательного учреждения. Динамика изменения информационного образовательного пространства неразрывно связана с пополнением его новыми цифровыми образовательными продуктами.

Формирование информационного пространства в образовательном учреждении осуществляется через разработку электронных образовательных ресурсов, к которым относятся:

  • Интернет – порталы учебных заведений,
  • образовательные сайты,
  • материалы электронного читального зала,
  • обучающие диски и программы,
  • тематические цифровые образовательные ресурсы,
  • тестовые программы для контроля знаний,
  • компьютерный практикум с помощью моделей, подключенных к компьютеру,
  • дистанционное обучение,
  • аудиоприложения,
  • видеолекции,
  • интерактивные и мультимедийные программы
  • электронные учебники, и т.д.

Важным звеном информационного пространства образовательного учреждения является сайт учебного заведения – его визитная карточка в виртуальном цифровом мире. На сайте могут быть отображены не только общие положения и последние новости, но и перечень учебно – методических пособий, разработанных преподавателями, отдельное тематическое планирование, задания для самостоятельной внеаудиторной работы по некоторым дисциплинам для различных специальностей, видеоуроки и др.

Интернет – технологии в настоящее время очень популярны в среде преподавателей и студентов, в учебных заведениях есть преподаватели, создающие свои персональные сайты. Их удобно использовать для размещения информации, необходимой многим преподавателям, студентам и слушателям, с доступом в любое время и любом месте. Создание информационных сайтов с представлением различных видов работ делает информацию более наглядной, прозрачной, отражает труд преподавателя и студентов.

Другой популярной формой использования электронных образовательных ресурсов является электронный читальный зал. Накопляемость материалов в нем обеспечивают преподаватели различных дисциплин, по каждой дисциплине разрабатываются тематические средства обучения и контроля. Информацию электронного читального зала могут использовать студенты при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации, отработке пропущенных занятий и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

Материал для электронного читального зала может содержать видеолекции, обращение к студентам, образовательные цели изучения конкретной темы, теоретический материал в достаточном количестве, нормативные документы, задания по теме, необходимые термины, контрольные вопросы, тестовые задания, информационные источники, материал в виде мультимедийных презентаций, которые можно использовать и для самостоятельной работы студентов в рамках изучения данной дисциплины.

Например, преподаватели иностранного языка разрабатывают текстовый материал со звуковым сопровождением изучаемых тем на иностранном языке, что делает его более понятным, доступным для понимания и удобным для запоминания. Указанная информация структурирована по специальностям, записана на CD – диски и предоставляется студентам для самостоятельной работы в удобном режиме индивидуальной познавательной траектории.

В электронном читальном зале может быть видеоматериал – обучающие фильмы для изучения новых тем по специальным профильным дисциплинам.

Студенты и преподаватели имеют возможность изучать часто появляющиеся нормативные документы, с которыми можно работать, например, в справочно – правовой системе "ГАРАНТ". Она является правовой базой данных, объединяющей все действующие документы федерального, областного и городского значения.

Еще одна возможность использования электронного читального зала – пробное компьютерное тестирование перед промежуточной или итоговой аттестацией по общим и профессиональным дисциплинам. Это позволяет студентам более тщательно подготовиться к экзаменам и зачетам, обратить внимание на главные составляющие изучаемых наук, использовать самопроверку и самоконтроль.

В электронном читальном зале можно не только использовать локальные материалы, но и выполнять поиск нужной информации в глобальной сети, Интернет пространство предоставляется и студентам и преподавателям. Электронный читальный зал за годы своего существования доказал свою значимость, необходимость и актуальность.

Отдельным средством в создании информационного пространства образовательного учреждения является локальная сеть, использование общего серверного центра для хранения информации. Данный ресурс убыстряет документооборот, уменьшает количество бумажных копий в делопроизводстве, увеличивает возможности по передаче информации между структурами образовательного учреждения. Сервер предоставляет различные сервисы для пользователей локальной сетью: хранение и предоставление файлов, использование внешних устройств, получение и пересылка информационных сообщений, получение, хранение и передача сообщений электронной почты.

К особым цифровым образовательным ресурсам относятся программы для интерактивной доски, которые позволяют реализовать дидактические принципы обучения: систематичности, последовательности изложения материала, доступности представления информации, активности преподавателя и учащихся, широкой наглядности с использованием различных видов информации. Проведение занятий в интерактивной информационной среде усиливает прикладную направленность обучения за счет возможности моделирования различных процессов, а использование интерактивности объединяет функции образования, воспитания и развития студентов.

В настоящее время электронные учебники получили большое распространение в учебном процессе высшего профессионального образования. В образовательном учреждении ведется работа по созданию таких электронных образовательных ресурсов, в перспективе планируется их широкое использование.

Использование вышеперечисленных информационных технологий помогает студентам не только успешно учиться, но и адекватно ориентироваться в современном информационном обществе, постоянно повышать свою информационную компетентность, которую можно расширять также с помощью участия в различных конференциях, конкурсах, семинарах и др. и непрерывного самообразования.

Вопросы информатизации являются актуальными для всех сфер деятельности человека.

Указанные формы работы способствуют формированию, расширению и дополнению информационного пространства образовательного учреждения и информационной культуры преподавателей и студентов, что является неотъемлемой частью современной образовательной сферы деятельности.

Наши рекомендации