Понятие интеллектуального труда. Когнитивные институты общества

В современном обществе основой является наукоемкое инновационное производство с преобладанием интеллектуального труда, объединяющего труд ученых, инженеров, управленческих и научно-педагогических работников и других специалистов экономической сферы, выполняющих интеллектуальные функции. Интеллектуализация труда это сложный процесс, который заключается в увеличении доли интеллектуального труда в профессиональной деятельности человека и общества в целом, то есть происходит "онаучивание" рабочей силы и труда. На сегодняшний момент физический труд требует высокой квалификации и все большего участия в нем умственного труда, что в свою очередь обуславливает необходимость наличия у специалиста высокого уровня общеобразовательных и профессиональных знаний, владение рядом компетенций и определенного уровня интеллекта. В соответствии с этим возрастает значение общего и специального образования в формировании соответствующих специалистов интеллектуального труда.

Для сохранения и укрепления позиций России в мировом хозяйстве и экономике необходимо участие в общемировом процессе интеллектуализации труда, а значит, возникает необходимость формирования иной модели экономики, которая получила название "экономики знаний". Для полноценного участия России в этом процессе сейчас можно назвать ряд благоприятных факторов, таких как расширение международного сотрудничества, которое, несмотря на введение политических санкций, продолжается, увеличение масштабов подготовки высококвалифицированных работников (численность студентов высших учебных заведений за последние десять лет увеличилась в два с лишним раза). В то же время в России этот процесс имеет свои особенности, что выражается в глубоком системном кризисе, в условиях которого связь процесса интеллектуализации труда с формированием занятости протекает весьма противоречиво. Происходит деинтеллектуализация труда, деформируется взаимосвязь интеллектуализации труда с системой занятости, что приводит к невостребованности наиболее высококвалифицированной части общества. Сложившееся к началу реформ технологическое отставание предприятий промышленности от мирового уровня в целом постоянно увеличивается. Причинами этого является и низкая инновационная активность в реальном секторе экономики и сокращение государственного финансирования науки. Наблюдающийся в начале XXI в. в нашей стране экономический рост в значительной степени был связан с высоким уровнем цен на энергоносители и характеризуется незначительной ролью инновационной составляющей, в связи с чем, инновационная активность отечественных бизнес-структур остается на весьма низком уровне. Этим определяется актуальность исследования интеллектуального труда в прикладном плане.

В рамках экономической науки существуют попытки разработки теории информационного, научно-технического труда, однако на наш взгляд они являются ограниченными экономическим детерминизмом и техницизмом в исследовании специфики данного труда. Социально-экономические изменения, происходящие в современных обществах в условиях расширения роли знания, механизмов его эффективного производства, распространения и использования, новые формы организации труда и бизнеса в знаниеемком секторе обусловливают необходимость теоретико-методологического осмысления проблематики интеллектуального труда с позиций экономической социологии, предполагающей взаимосвязь социального и экономического в своем анализе.

Актуальная ситуация неизбежно требует преобразований во всех сферах развития общества и педагогическая сфера не стала исключением. В связи с этим важнейшей задачей образования на сегодняшний день выступает создание условий для интеллектуального развития обучающихся, формирования умений и навыков учебного труда ориентированного на владение способами самостоятельного приобретения знаний. Постепенно приходит осознание того, что интеллектуальный потенциал нации создает надежный капитал - человеческий, обеспечивающий процветание России за счет культуры труда, прежде всего, высокоинтеллектуального труда. Развитие интеллекта, формирование культуры умственного труда в высшем учебном заведении не может обеспечиваться только знаниями, умениями и навыками. Главное - не столько их количество, сколько качество и умение (готовность, потребность) их добывать и творчески применять в разных ситуациях, создании нового знания - интеллектуального продукта, так высоко ценимое в современном обществе. Все это предполагает формирование у обучающихся готовности и привычки к умственному труду (К. Д. Ушинский) В связи с этим большое внимание необходимо уделить формированию общей культуры современного студента, ядро которой составляет культура умственного труда.

Образование как процесс развития и саморазвития личности соответствует современным представлениям о человеке только в том случае, если объединяет в себе все значимые феномены культуры. Данное положение нашло отражение в государственном документе — "Концепции модернизации российского образования", предполагающем, что проводимая модернизация утвердит ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, когнитивных и творческих способностей. Для реализации этого направления образовательные учреждения любого уровня должны уделить особое внимание на формирование у обучающегося целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также создание опыта организации самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося за качество своего обучения, т. е ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания-образования.

Модернизация российского образования тесно связана с усилением его культурообразующей функции. Это предполагает воспитание личности как субъекта культурно-исторического процесса, компетентной и ответственной за сохранение и приумножение этических ценностей как основы культуры. Формирование культуры умственного труда основывается на глубоком и сознательном освоении норм умственной деятельности, рассматривается как важнейший инструмент познания мира во всем его многообразии.

Важность рассматриваемой нами проблемы заключается также в следующем: уровень культуры умственного труда студентов определяет все стороны и результаты обучения, а именно: а) качество формируемых знаний и умений; б) познавательную активность студентов, в) развитие мышления, творческих способностей студентов; г) производительность учебного труда студентов и зависящий от нее уровень учебной нагрузки студентов, д) эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса.

Таким образом, будем рассматривать культуру умственного труда как ядро общей культуры человека, которая проявляется во всех видах деятельности и обеспечивает не только высокую эффективность и результат обучения студента вуза, но и разностороннее развитие его личности. В то же время, культура интеллектуального труда является сложным педагогическим феноменом, в котором выделены две составляющие:

  • внешняя (учебный труд как деятельность, направленная на приобщение к культуре)
  • внутренняя (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты).

Эти составляющие в совокупности позволяют эффективно, качественно и рационально с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. В структуру умственного труда включается планирование деятельности, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана, оценка результатов.

Наши рекомендации