Культура интеллектуального труда как психолого-педагогический феномен
"Культура интеллектуального труда" является одной из дисциплин основной образовательной программы по направлениям подготовки выпускников с квалификацией (степенью) "бакалавр". Общность понятийно-категориального аппарата данного курса обусловливает его тесные связи с такими дисциплинами, как "Психология и педагогика", "Философия", "Логика", "Культурология", "Русский язык и деловое общение", "Информатика" и др.
Дисциплина "Культура интеллектуального труда" имеет пропедевтический и развивающий характер, является обязательной для изучения на первом курсе и предшествующей изучению других дисциплин на всех направлениях подготовки бакалавров.
Успешное освоение учебного курса "Культура интеллектуального труда" способствует формированию синтеза качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, личностных, организационно-деятельностных, гигиенических и нравственно-этических сторон, дающих возможность студенту качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Относительно учебной дисциплины "Культура интеллектуального труда" объектом выступает учебная деятельность студента, а предмет определяется как культурологический компонент комплекса знаний, умений и навыков, связанных с процессом порождения, трансляции, применения и сохранения результатов интеллектуального труда.
Для того чтобы это определение было полностью понятным, разберем его основные элементы.
Итак, знание – адекватное отражение в сознании индивида общественно-исторического опыта в виде представлений, понятий, суждений, теорий ("я знаю, как нужно водить автомобиль, но за рулем никогда не сидел").
Умение – освоенный индивидом способ выполнения действий, основанный на совокупности приобретенных знаний и навыков ("я умею управлять авто, но лучше на прямой дороге и в пустынной местности").
Навык – действие, в составе которого отдельные операции и их системы стали автоматизированными в результате упражнения или тренировки ("я езжу за рулем по Ростову").
Результаты интеллектуального труда – книга, диссертация, дипломная работа, курсовая работа, контрольная работа и т.д. Отсюда следует, что для книги процессом порождения будет написание ее автором и печать в типографии, процессом трансляции – чтение, процессом применения – принятие ее рекомендаций для деятельности, процессом сохранения – запоминание.
В понятие "культура интеллектуального труда" входит общая упорядоченность интеллектуальной деятельности, ее планомерность, умение принять или поставить задачу, выбрать способ решения, планомерно осуществить предложенный или выработанный план действий, оценить результаты и т. д. Показателем культуры интеллектуального труда является доказательность суждений, умение сопоставить свою точку зрения с другими.
Культура интеллектуального труда характеризуется и степенью овладения специальными навыками и умениями интеллектуальной деятельности (слушать, наблюдать, измерять, вычислять), навыками работы с книгой, овладением приемами и методами научного познания, умениями ориентироваться в обширной научной информации, пользоваться различными вспомогательными средствами (справочной литературой, словарями и т.д.).
Цель – получить интеллектуальные инструменты , необходимые для успешной учебы, для непрерывного самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности.
Интеллектуальные инструменты – это то, что помогает нам эффективно работать с информацией. Например, интеллектуальные инструменты для чтения – это методики, позволяющие читать профессиональные тексты со скоростью 100 страниц в час.интеллектуальные инструменты для поиска информации – навык быстрого поиска нужной информации, умение из 10 книг по проблеме быстро выбрать две самых полезных, при сегодняшнем обилии разнообразной, в том числе паранаучной, информации уметь определить достоверность источника.
Еще в определении цели хотелось бы обратить внимание на другую смысловую единицу – "непрерывное самосовершенствование". Под этим термином будем понимать, прежде всего, интеллектуальное развитие, включающее в себя актуализацию знаний, умений и навыков после получения диплома, поскольку через 3–5 лет 90% полученных вами в процессе обучения знаний будут представлять интерес лишь для истории, а не руководство в практической деятельности.
Итак, цель изучения курса нами усвоена и принята. Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
- Знать психолого-педагогические основы работы с текстами.
- Владеть современными методиками поиска и обработки информации.
- Уметь подготовиться к лекционным, семинарским и практическим занятиям.
- Читать тексты учебного и научного характера в соответствии с познавательной установкой.
- Готовить доклады и сообщения учебно-научного характера.
- Составлять конспекты прочитанных текстов, использовать другие виды записей.
- Писать контрольные и курсовые работы.
Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
Законом "Об образовании в Российской Федерации" определяются следующие категории:
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;
26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Согласно ст.10 Закона "Об образовании в Российской Федерации" система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 закона "Об образовании в Российской Федерации" промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.34 закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляется ряд академических прав, в числе которых:
- выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
- предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
- обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
- зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
- свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
- академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;
- перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
- перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
- ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации
- ряд других академических прав.
Любые права одновременно сопряжены с теми или иными обязанностями, которые данным законом определяются таким образом:
- добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
- выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
- заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
- бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Многообразие современных форм организации обучения может быть классифицировано по различным основаниям:
- по количеству учащихся, участвующих в процессе обучения, выделяют индивидуальные, групповые, парные;
- по месту организации обучения – аудиторные и внеаудиторные;
В дидактике имеются и другие подходы к классификации современных форм организации обучения. Так, В.И. Андреев в основу такой классификации кладет структурное взаимодействие компонентов обучения по его доминирующей цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Несколько иную классификацию форм организации обучения по данному основанию дает Т.И. Шамова:
- освоение новых знаний – учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум;
- закрепление знаний, формирование навыков и умений – практикум, лабораторная работа, семинар, консультация;
- выработка умений – семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры;
- обобщение единичных знаний и их систематизация– конференции, уроки-обобщения, семинары;
- определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками –коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.
В.А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.
Наиболее традиционной в дидактике является классификация форм организации обучения по характеру управления учебно-познавательной деятельностью учащихся: фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).
При фронтальных формах организации обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы, работающей над единой задачей. Им организуется совместная деятельность обучающихся, а также определяется темп работы, единый для всех. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения всю группу и при этом не упускать из виду работу каждого студента. Если удается создать атмосферу креативной коллективной работы, поддерживать внимание и активность всех студентов группы, то результативность фронтальной работы значительно повышается. В то же время не стоит забывать, что фронтальная работа не учитывает индивидуальных различий деятельности студентов. Она ориентирована на среднегруппового студента, поэтому зачастую одни обучающиеся отстают от заданного темпа работы, а другие, закончив задание, отвлекаются на посторонние проблемы.
При групповых формах организации обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп обучающихся. Главными признаками такой формы организации обучения являются следующие:
- учебная группа/поток делится на части для решения конкретных учебных задач (3-6 чел.);
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянен, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Групповые формы организации обучения можно подразделить на звеньевые бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп обучающихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп обучающихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление группы на части, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу обучающихся. Деятельностью учебных групп преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников — лидеров и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Индивидуальная форма обучения не предполагает непосредственного контакта обучающихся с другими обучающимися. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если студент выполняет самостоятельное задание, данное преподавателем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. Если преподаватель уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии, в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.
Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент лекции, семинара и других занятий.
В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. М.Д.Виноградова и И.Б.Первин отмечают, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной.
Коллективная форма организации обучения, по утверждению Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:
- группа осознает коллективную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
- организация выполнения задания осуществляется самой группой студентов и отдельными группами под руководством преподавателя;
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого студента и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть взаимный контроль и ответственность каждого перед группой.
В.К.Дьяченко, активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при фронтальной работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит процессом обучения только преподаватель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.
Коллективная форма организации обучения — это также общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах сменного состава. Коллективный способ обучения (КСО) не нов, он применялся в 20–30-е гг. в ходе ликвидации неграмотности. Его преимущества бесспорны, но широкое распространение КСО сдерживается сложностями организационно-методического характера.
Система форм организации обучения в вузе
В высшей школе распространена лекционно-семинарская система обучения.
Основной цикл образовательного процесса по изучаемой дисциплине включает следующие элементы: лекции _ семинары _ практикум _ спецкурсы (спецфакультативы) _ консультации _ курсовые работы _ экзамены.
Лекция (от лат. legere – читать) – форма организации образовательного процесса путем передачи в систематизированном и структурированном виде информации, знаний и потенциального опыта решения проблем в данной предметной области от эксперта (лектора) к обучающимся в целях их дальнейшего использования.
Лекции, являющиеся основой любого университетского курса, поддерживаются и дополняются другими формами организации обучения (семинарами, практическими занятиями, лабораторными практикумами и др.). Требования к лекции:
- нравственная сторона лекции и преподавания,
- научность и информативность (современный научный уровень),
- доказательность и аргументированность,
- наличие ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств,
- эмоциональность формы изложения,
- активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления,
- четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов,
- методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках,
- изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий,
- использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов.
Структура лекции:
- Сообщение плана лекции и строгое ему следование.
- Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом.
- Можно применять индуктивный и дедуктивный метод
- В конце – выводы.
Разновидности лекции:
- Вводная
- Обзорно – повторительная.
- Обзорная.
Семинар (от лат. seminarium – "питомник", "рассадник") – форма организации совместной работы группы студентов занимающихся углубленным изучением темы или вовлеченных в исследовательскую работу в данном направлении, под общим руководством одного или более лидеров (координаторов семинара), включая постановку, анализ, обсуждение и решение проблем, обобщение полученных результатов.
Как форма проведения учебного занятия имеет давнюю историю, восходящую к античности. Проводились в древнегреческих и древнеримских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключения преподавателя. С 17 века эта форма используется в Западной Европе.
С 19 века – в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого. Семинар развивался, реагируя на задачи высшей школы.
Современный семинар – один из основных видов практических занятий в вузе. Предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Средство развития у студентов культуры научного мышления.
Главная цель семинарского занятия – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
На семинарском занятии решаются следующие педагогические задачи:
- развитие творческого профессионального мышления,
- познавательная мотивация,
- профессиональное использование знаний в учебных условиях: овладение языком соответствующей науки, навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
В ходе семинарского занятия преподаватель решает частные задачи:
- повторение и закрепление знаний,
- контроль,
- педагогическое общение.
В современной высшей школе наиболее распространены семинарские занятия трех типов:
- просеминар – семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанного с ним,
- собственно семинар – семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы
- спецсеминар – семинар исследовательского типа по частным проблемам науки для углубленной разработки
Форма семинарских занятий:
а) развернутая беседа по заранее известному плану,
б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участников семинара.
Эти формы не противопоставляются, они перетекают друг в друга.
Основные организационные формы асинхронного и синхронного обучения – микролекции, вебинары и веб-конференции.
Микролекция (англ. microlecture) – информационно-насыщенная лекция продолжительностью от 1 до 3 минут, специально созданная для интернет-обучения, в которой описывается ключевая терминология, раскрываются критически важные концепты, дается введение в проблематику деятельности в контексте решения проектных задач. Как правило, представляется в виде подкаста, реализующего однонаправленную коммуникацию в режиме онлайн для трансляции образовательного медиаконтента (видео- и аудиопотока) с официального сайта проекта. Микролекция задает вектор распределенного познания (distributedcognition) членов команды проекта в их последующей самостоятельной индивидуальной и творческой групповой работе, служит ориентиром в "открытии знаний" обучающимися, имеющими различный уровень исходной подготовки, не накладывая жестких временных рамок на выполнение отдельных задач.
Вебинар (англ. webinar) с участием модератора – интерактивная обучающая презентация, лекция или семинар по теме, в ходе которого интернет-аудитория может взаимодействовать с ведущим (лектором), выполнять его задания, задавать вопросы, делать заметки, отправлять комментарии. "Живой" вебинар (онлайн-семинар) как форма синхронного обучения – эффективный инструмент координации работ его участников путем обмена оперативной информацией и принятия решений. Архивные записи вебинаров публикуются на сайте в открытом доступе для асинхронного обучения.
Веб-конференция (англ. Webconferencing) – технология синхронной интернет-коммуникации, позволяющая проводить виртуальные встречи субъектов образовательного процесса в сети для выполнения учебных задач в режиме реального времени: организации онлайн-тренингов и веб-туров; совместной работы с приложениями; коллективного создания, редактирования и рецензирования документов, презентаций, отчетов; обмен