Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»

Цели:

1) содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников;

2) информировать родителей о высших и средних специальных учебных заведениях города и области.

Участники:родители учащихся 11-го класса, классный руководитель, представитель администрации школы.

Подготовка.

1.Проводится анкетирование старшеклассников.

Анкета

1. Любишь ли ты трудиться? (Выбери ответ и подчеркни.)

а) да;

б) нет. .

2. Какой труд тебе больше нравится? (Выбери ответ и подчеркни.)

а) умственный;

б) физический;

в) умственный и физический (оба).

3. Сколько времени в день у тебя занимает умственная работа?

4. Сколько времени в день у тебя уходит, на физическую работу?

5. Назови, чем ты занимаешься, выполняя умственную работу.

6. Какие виды физического труда ты выполняешь?

а) ежедневно

б) один-два раза в неделю

в) иногда

7. Какие чувства ты испытываешь, когда трудишься умственно или физически? Когда ты занят трудом, что больше всего нравится?

8.Что ты испытываешь, когда ничем не занят?

9. Что побуждает тебя трудиться? (Выбери ответ и подчеркни.)

а) интерес;

б) веление сердца и разума; .

в) требование родителей;

г) любовь и уважение к родителям или другим взрослым людям;

д) материальная нужда,

е) что-то еще (напиши)

10. Какое общественное поручение ты выполняешь?

11. Что побуждает тебя заниматься общественной работой? (Выбери ответ и подчеркни.)

а) интерес;

б) «давление» классного руководителя;

в) общественное мнение коллектива класса;

г) что-то еще (напиши)

Осознаешь ли ты важность выполняемой работы?

Знаешь ли ты, что должен делать согласно твоему общественному поручению?

П. Во время классного часа учащиеся пишут мини-сочинение на тему «Моя будущая профессия».

Оформление, оборудование и инвентарь.

На классной доске пишутся слова В.Г. Белинского: «Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта-ученого, выше дурного стихотворца».

Внизу доски помещаются мини-сочинения «Моя будущая профессия» (без подписей).

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя о теме родительского собрания, об актуальности рассматриваемой на нем проблемы.

Выступление председателя родительского комитета класса библиотекаря войсковой части.

С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят, и взрослых. Как идет этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах – на производстве, в общественной жизни, в семье?

Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научно-техническими достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основным условием гражданского воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, является нравственная зрелость. Известный педагог подчеркивал: «Молодежь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли... суждения, решения, ответственности – тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда».

Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии.

Выпускник с новеньким аттестатом о среднем образовании – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

В записных книжках А.П. Чехова есть такие слова: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой».

Поменяться бы ученому и переплетчику местами! От этого выиграло бы общество, и сами они занялись бы любимым делом.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.

Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т.п.

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся личностью».

Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска.

III. Выступление классного руководителя.

Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность ознакомиться с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии. Замечательно, что у всех ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако думаю, вы заметили, что выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

Приведу одну цитату: «Я неплохо рисую, разбираюсь в поэзии, увлекаюсь вязанием, но выбрать себе профессию не могу Как найти свое место в жизни? Как быть с работой, чтобы не тянуть лямку, а делать дело с удовольствием?» Беда девушки в том, что она живет лишь духовной жизнью. Когда дело доходит до работы (неважно какой, любой конкретной работы), здесь девушка занимает пассивную позицию. Часто такая позиция молодых людей возникает как результат неправильного воспитания в семье. Разрешается попробовать все, но не воспитывается главное – трудолюбие в широком смысле слова. К сожалению, такое встречается не так уж редко. Главный недостаток таких молодых людей состоит в том, что у них не сформировалась потребность (не привычка, а именно потребность) в труде, в общественно полезной деятельности. (Классный руководитель информирует родителей о результатах анкетирования учащихся.)

Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя. в труде, то ищет другие способы реализации своего «Я» и находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.

IV. Выступление представителя администрации школы с информацией о находящихся в городе и области вузах, колледжах и техникумах, о профессиях, которые можно получить в этих учебных заведениях.

V. Заключительное слово председателя родительского комитета. Принятие решения собрания.

Кем быть? Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, и педагогов, и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе молодых людей. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессии по душе, которые для них интересны и привлекательны. Когда-то Н.К. Крупская правильно писала: «Только профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, – тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

Решение собрания:

1. Провести в классе час общения детей и взрослых по теме «Мир интересных и нужных профессий». Пригласите на него школьного психолога.

2. Организовать коллективное посещение учащимися класса городской ярмарки вакансий.

3. Провести компьютерное тестирование учащихся для уточнения их профессиональных интересов и склонностей.

Тема: «Педагогом стал бы я...»

Цели:

1) оценить психологическую готовность учащихся к выбору профессии и осознанность ими выбора профессии педагога;

2) способствовать осознанию учащимися своих способностей и возможностей, а также особенностей профессии педагога.

Участники: учащиеся 11-го класса, их родители, классный руководитель, психолог, валеолог школы, студенты педагогического института – бывшие ученики школы.

Подготовка:

1. Школьный психолог проводит с учащимися профориентационное тестирование и готовит анализ его результатов.

2. Проводится предварительная встреча со студентами, которым разъясняется их роль на собрании, им предлагается подготовить небольшие рекламные ролики о факультетах пединститута, на которых они учатся, а также советы будущим абитуриентам.

3. Учащиеся разбиваются на группы согласно выбору факультета, на котором они хотели бы учиться, и готовят творческую защиту своего выбора.

4. Валеолог школы готовит рекомендации выпускникам по разумной организации режима дня в последний учебный год и при подготовке к экзаменам.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. На доске написаны слова В. Маяковского:

У меня растут года, Где работать мне тогда,

Будет и 17. Чем заниматься?

2. Столы в кабинете расставлены по кругу, на столах лежат карандаши, ручки и бланки ответов для экспресс-тестирования «Хороший ли вы психолог?»

Бланк ответов «Хороший ли вы психолог?»  
     

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя. Он представляет присутствующих друг другу, поясняет цели собрания. Объявляет, что собрание посвящено оценке способностей и возможностей выпускников, которые стоят на пороге выбора будущей профессии. По результатам предварительного тестирования большинство учеников мечтают стать педагогами. Но все ли представляют себе, что это особая профессия, предъявляющая человеку множество требований? Разговор пройдет в свободной форме, у каждого будет возможность высказать свои наблюдения, опасения и замечания. Итак, встреча за круглым столом начинается.

II.Портрет хорошего учителя.

Всем присутствующим предлагается кратко сформулировать качества, которые должны быть присущи хорошему учителю. Под диктовку классный руководитель записывает предложения всех участников собрания. Естественно, исключаются повторы и приветствуются нестандартные мысли.

III.Выступление психолога.

Психолог сообщает, какие тесты по профориентации были проведены с учащимися накануне собрания и каковы их результаты. Выступление заканчивается сообщением о предварительном выборе учащимися факультетов педагогического института.

IV.Творческая защита выбора факультета.

Группы учащихся выступают и доказывают, что выбор ими определенного факультета обоснован и обдуман. I группа представляет факультеты гуманитарного направления, IIгруппа – естественно-математического, III группу составляют учащиеся, выбравшие другие профессии. Третья группа может выступить в качестве «критиков», доказывающих непрестижность, сложность работы в школе, «минусы» профессии учителя.

V.Экспресс-тестирование.

Хороший учитель должен быть и хорошим психологом. Психология – сложная наука, и мы не будем претендовать на то, чтобы показать себя настоящими психологами, но попробуем... Всем присутствующим предлагается принять участие в тестировании «Хороший ли вы психолог?» Это любительский тест на знание различий в мужской и женской психологии. Каждый участник получает бланк для ответов на вопросы теста. Напротив каждой ситуации буквами «М» и «Ж» испытуемый отмечает свой выбор. Полученные данные обрабатываются непосредственно после проведения теста, школьный психолог сообщает ключ к тесту и делает психологические комментарии к тесту по каждой ситуации.

Хороший ли вы психолог?

1. Два человека разворачивают конфетную обертку. Один из них сразу кладет конфету в рот, а второй надкусывает, чтобы узнать, какая в ней начинка. Кто надкусивший?

2. В компании кто-то говорит, что люди больше не полетят на Луну. Один из присутствующих соглашается с ним и в подтверждение приводит результаты общественного мнения на тему о целесообразности таких полетов. Другой не соглашается с такой позицией и заявляет: «Я вовсе не считаю, что это правильно. Мне, например, хотелось бы полететь!» Кто рассуждает подобным образом?

3. Муж и жена после ужина сидят и читают, а в соседней комнате спит их больной ребенок. Один из супругов поднимает голову от книги и говорит. «По-моему, ты волнуешься, не так ли? Но ведь врач сказал, что он скоро поправится!» Кто заметил озабоченность другого супруга?

4. Муж и жена обедают в ресторане. Один из них заказал много экзотических блюд, другой предпочел блюда стандартные, привычные. Кто из них любитель разгадывать гастрономические загадки в меню?

5. Супруги входят в магазин промтоваров. В особой витрине выставлены товары-новинки, а на прилавке лежат товары традиционного ассортимента. Кто из супругов рванется первым делом к витрине с новинками?

6. Супруги входят в магазин одежды, чтобы обновить свой гардероб. Один из них просит у продавщицы четко определенный вид одежды, указывая даже ее фасон и цвет. Другой же говорит, что хотел бы купить что-то, но еще не совсем точно представляет что. Кто колеблющийся?

7. Стрелка на панели легкового автомобиля, в котором едут муж и жена, показывает, что бензин уже на исходе. Впереди на шоссе – бензоколонка, и один из супругов предлагает остановиться там и заправиться. Второй же предлагает ехать на другую бензоколонку, где обычно и очередь поменьше, и персонал посимпатичнее. Кто из супругов готов рисковать?

8. Супружеская пара приехала в незнакомый город и заблудились. Один из супругов предлагает спросить дорогу у прохожих, а другой уверяет, что они сами вскоре выедут на нужную ули Кто из супругов не хочет спрашивать совета у прохожих?

9. На красный сигнал светофора у линии «СТОП» остановились три легковых автомобиля, занявшие все три полосы движения. Когда не светофоре загорелся зеленый свет, один из шоферов стартует первым, чтобы обогнать двух других. Кто он?

10. Дополнительный вопрос. В кино показывают очень трогательный фильм. Кто из cyпругов чаще будет смахивать слезинки с глаз?

Ключ к тесту:

Ситуации 1,2,4, 6 – женщина; 3, 5, 7, 8, 9 – мужчина; 10 – оба. За каждый правильный ответ ставьте себе 1 балл (ситуации 1—9) и 2 балла за дополнительный вопрос (ситуация 10)

Интерпретация:

Менее 3 баллов. Вы крайне слабы в понимании психологии людей – и различного пола, и просто других.

От 4 до 7 баллов. Вы вполне прилично разбираетесь в мыслях и чувствах других.

8. и более баллов. Вы отличный психолог, и вряд ли кто-то может Вас удивить своим неожиданным поступком.

Психологические комментарии к тесту по каждой из ситуаций

1. Женщина, ибо для нее интерес к деталям – обычное дело Мужчины куда менее педантичны.

2. Женщина, ибо она куда субъективнее мужчины и убеждена, что все должно быть так, как она считает: ведь ее мнение – единственно правильное.

3. Мужчина. Мужчины лучше понимают, что творится в душе у женщин, чем женщины – что происходит в мужской.

4. Женщина. Женщинам всегда больше, чем мужчинам, не терпится опробовать что-то новое.

5. Мужчина. Мужчины более любопытны, и всякое новшество у; них вызывает больший интерес, чем у женщин.

6. 6.Женщина, поскольку она обычно принимает решение о том, что купить, лишь на месте, тогда как мужчина обычно знает об этом заранее.

7. Мужчина. Он может ехать и на капле бензина. Женщина начинает нервничать заранее и предпочитает подстраховаться.

8. Мужчина. Обычно он уверен в своей способности к ориентировке и не допускает мысли, что может заблудиться. Женщина в этом куда менее уверена.

9. Мужчина. Для него автомобиль – символ власти и силы Женщины самоутверждаются иначе.

10. Оба Мужчины и женщины в этой и ряде других сигуаций испытывают одинаковые эмоций. Различие состоит лишь в способе их проявления.

VI. Выступление студентов педагогического института.

В ходе выступления студенты представляют факультеты, на которых они учатся, рассказывают, с какими проблемами они столкнулись при поступлении в институт, каковы сложности первого года обучения. Студенты предлагают свои советы.

Советы студентов выпускникам

1. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Разбирайте, повторяйте, закрепляйте дома материал изученный на уроке.

2. Лучше раньше, чем позже. Определите учебное заведение, выясните все о вступительных экзаменах, готовьтесь в течение всего учебного года, а не штурмуйте в последние дни.

3. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Готовясь самостоятельно к экзаменам, составляйте и записывайте краткий план ответа на каждый вопрос и помечайте, где этот материал можно найти в учебной литературе.

4. Тем, кто рано встает, бог подает.

5. Соблюдайте режим дня, спите не менее 9 часов, помните, что самое продуктивное время – утро. Учеба по ночам истощает силы, нервы и здоровье.

VII. Выступление валеолога с рекомендациями по организации режима труда и отдыха выпускника. В конце сообщения валеолог раздает всем памятку «Девять аксиом здоровья».

Девять аксиом здоровья

Человек – храм здоровья, любви и красоты. Если хочешь прожить счастливо, сотвори его в своем теле и душе. Это просто, если помнить 9 аксиом здоровья:

1. Желай себе и всем людям Добра, Красоты, Здоровья. Пусть Вера, Надежда и Любовь тебе помогут в этом.

2. Люби отца и мать. Радуйся своей жизни и жизни своих родных, близких и друзей.

3. Во всем знай меру: в труде, отдыхе, литании, любви. Здоровье – это мудрость меры во всем.

4. Помоги себе и своим близким отказаться от алкоголя, табака и наркотиков – они губят тело и душу, Освободи мозг от психических ядов: зла, зависти, жадности.

5. Улыбайся! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов

6. Научись сдерживать свои эмоции, страсти, гнев. Не кичись знаниями, гордись умением и волей.

7. Здоровье = Я МОГУ (физическое) + Я ХОЧУ (психическое) ++ Я ДОЛЖЕН (социальная ответственность).

8. Говори себе постоянно: я могу, я хочу, я должен жить по-человечески.

9. Запомни! Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу!

Помни! Здоровье не все, но все бег здоровья ничто! Здоровье – не только физическая сила, но и душевное милосердие.

VIII. Работа с родителями.

На данном этапе родительского собрания работу продолжают только родители, классный руководитель, школьный психолог. Школьный психолог отвечает на вопросы родителей. Классный руководитель высказывает свои наблюдения и предложения по дальнейшей работе в течение последнего учебного года. Вырабатывается план совместной профориентационной работы. Все конкретные предложения формулируются в виде решения родительского собрания:

1. Продолжить профориентационную работу в классе.

2. Посетить педагогический институт в День открытых дверей.

3. Организовать встречу с преподавателями педагогического института.

4. Предложить родителям организовать учебу их детей на подготовительных курсах в пединституте (если есть материальные возможности).

5. Для наиболее успешной подготовки к экзаменам и углубленного изучения предметов рекомендовать учащимся класса в течение года посещать факультативы и дополнительные занятия.

6. В течение года заботиться о здоровье выпускников, следить за выполнением ими режима дня, поддерживать физическую форму.

Глава 5

Наши рекомендации