Раздел: «В горнице моей светло»
Занятие 1. Интерьер, в котором живут. Что самое важное? Каково на дому – таково и самому.
Занятие 2. Твой собственный уголок (твоя комната). Уют начинается с порядка.
Занятие 3. Наводим в комнате порядок.
Тряпка для пыли, тряпка для пола, генеральная уборка, как правильно мыть полы
Занятие 4. Какой же дом без цветов ...
О комнатных цветах, вазах, букетах, как сохранить срезанные цветы...
Занятие 5. Секреты правильной стирки.
Как стирать свое белье, колготки, шерстяные вещи, носки и т.п.
Занятие 6. Учись правильно гладить.
Общие правила, маленькие хитрости, уход за утюгом
Занятие 7. Твой рукодельный ящик.
Что надо иметь, как хранить. Волшебная игла и умелые руки.
Занятие 8. Домашняя «скорая помощь».
Как хранить лекарства, что надо иметь, полезные советы.
Занятие 9. Твоя домашняя библиотека.
Как хранить книги, домашний каталог, правила пользования, ремонт книг.
Занятие 10. Необычная контрольная «Дом − это надежность и тепло».
Подведение итогов, повторение и обобщение пройденного.
Классный руководитель:
Надеюсь, что вы будете в курсе наших занятий с девочками, окажете помощь и содействие, потому что прекрасно понимаете, как необходимы такие знания вашим дочкам.
К нашему собранию члены родительского комитета вместе с девочками подготовили выставку «Что умеют мамы и дочки». Умеют, оказывается, очень многое. (Некоторые из мам могут рассказать о своих работах поподробнее. Как родился замысел, какой вклад внесли дочери в выполнение работы).
Особый интерес в настоящее время девочки проявляют: к своему внешнему виду. Проблема внешней привлекательности приобретает для них огромное значение. Это проявление их половой принадлежности. Поэтому мамам очень важно в такой период воспитать у дочек стремление к аккуратности в одежде, к гигиене, хороший вкус, чувство меры. Надо помочь им осознать сущность внешней и внутренней красоты, возбудить стремление быть привлекательной не только внешне, но и через умение общаться с людьми! доброжелательность, чуткость, отзывчивость. Именно в этом − истоки женственности. И это воспитывается прежде всего в семье, через отношение к другим ее членам. Надо, чтобы девочка проявляла терпимость и деликатность ко всем-членам семьи, училась понимать их душевное состояние, настроение. Надо развивать способность к сопереживанию! Учите дочек говорить добрые слова в адрес членов семьи: бабушки, дедушки, папы, а также подруг. Нам так не хватает этих слов в нашей жизни. А сами вы часто говорите такие слова своим дочкам? Ваша похвала так значима для них. Потренируйтесь! Это будет вашим домашним заданием.
В общении с девочкой должен преобладать спокойный; доброжелательный анализ ситуации или поведения. Следует избегать поучений, отчитываний, нравоучений. К сожалению, в повседневном общении родители нередко выступают в роли сурового судьи и гораздо реже выражают готовность поддержать добрым словом или жестом, внимательным выслушиванием, стремлением вникнуть и понять.
V. Групповое решение практических задач. Мамам предлагается «конверт дружеских вопросов». Каждая группа по очереди берет карточку из конверта и после небольшого обсуждения предлагает решение.
Карточка 1. Дочь пришла из школы и обращается к маме;
«Мама, я хочу рассказать что-то важное ...» Мама: «Отстань от меня. Мне не до тебя, очень болит голова».
Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?
Карточка 2. Дочь просит купить ей дорогое платье. А у вас нет на это денег. Что вы скажете ей?
Карточка 3. Дочка должна помыть после ужина посуду, но вместо этого смотрит телевизор. Что вы скажете ей?
Карточка 4. Вы просите дочку сходить в магазин за покупками. Она отказывается, так как в это время слушает музыку. Как поступите?
Карточка 5. Ваша дочь гораздо позже назначенного времени вернулась домой. Как вы ее встретите?
Карточка 6. Дочь хочет пригласить подружек на день рождения, а в ваших планах – рабочая поездка на дачу. Что делать?
VI Заключительный этап.
1. Классный руководитель подводит итоги собрания.
Дорогие мамы, наше счастье заключается в счастье наших детей. И от того, каких мы растим дочерей, зависит наше настоящее и наше будущее Наши дочери воспитываются каждой сказанной фразой, каждым сделанным делом. Ежедневно каждая мать своим примером, своим отношением к людям, к труду, к дому воспитывает свою дочь. Терпения вам и мудрости! Постарайтесь мобилизовать все свои способности, чтобы достичь главного – взаимопонимания с дочерью. Помните мудрую русскую пословицу: «Нет такого дружка, как родная матушка». Пусть в трудные минуты вам помогут памятки «Советы мамам».
Советы мамам
1. Обращайтесь с девочками без нравоучений, без упреков.
2. Не говорите, особенно в присутствии дочери, соседям, друзьям, гостям, приятелям, как хороша ваша дочь, не перечисляйте ее достоинств И, наоборот, «не выплескивайте» молву о недостатках вашей дочери, не судите с соседкой о ее «поведении».
3. Приучение − это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, чаще подбадривайте, а не упрекайте.
4. Умейте помолчать. Иногда молчание − поистине золото, особенно когда речь идет о воспитании девичьей стыдливости, целомудрия, чистоты. Здесь не должно быть места ни грубоватым шуткам, ни насмешкам.
5: Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Еще хуже «пилить изо дня в день», «распекать». Все это создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.
6. Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство вежливости в общении.
7. Считайтесь с мнением дочери, советуйтесь с нею. Не бойтесь, когда надо сказать «Извини!».
8. С взрослеющей дочерью говорите, как с взрослой женщиной.
2. Минута благодарности. Классный руководитель благодарит мам за успехи в воспитании дочерей, за активное участие в подготовке и проведении собрания.
3. Домашнее задание «Комплимент дочке».
В школе в конце каждого урока детям задается домашнее задание. Сегодня на собрании вы прослушали лекцию, выполнили практические упражнения, а теперь психолог предложит вам необычное домашнее задание. Мамам предлагается найти повод похвалить свою дочку, подобрать добрые и искренние слова в ее адрес.
VII.В качестве решения родительского собраниямамам вручаются памятки «Советы мамам».
Тема: «Мир в семье»
(составлено и проведено Т.Н. Коноваловой)
Цели:
1) расширить представления детей и родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности;
2) показать, что мир в семье − главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.
:Участники: учащиеся 8-го класса, родители, классный руководитель.
Подготовка.
I.За две недели до собрания среди родителей проводится анкета «Мнения».
Анкета «Мнения»
Инструкция; зачеркните клетки в своей графе против позиций, с которыми не согласны, а клетки напротив принимаемых позиций оставьте пустыми
Мнения | Папа | Мама |
Считаю, что надо говорить с детьми, не допуская критики решений родителей | ||
Считаю, что с детьми можно говорить обо всем, они вправе критиковать родителей | ||
Считаю, что самостоятельность детей допустима в строгих пределах | ||
Считаю, что детям стоит предоставить свободу выбора во всем, влияя на выбор советами | ||
Считаю, что нельзя детей посвящать в разногласия взрослых | ||
Считаю, что детям необходимо участвовать в проблемных семейных разговорах, даже если они касаются только родителей |
II. Среди учащихся проводятся анкеты «Это я», «Мое Место в семье».
Анкета «Это я», «Мое место в семье»
1. Мой любимый цвет
2. Мой любимый праздник
3. Мне ... лет.
4. Мой знак Зодиака − ...
5. На карманные расходы мне дают ... денег!
6. Я предпочитаю ... стиль одежды.
7 У меня ... друзей
8. Моя любимая группа или солист.
9. Я пишу стихи (да, нет).
10. Я веду дневник (да нет).
Анкета «Мое место в семье»
1. Возникают ли в твоей семье поводы, приводящие, к недомолвкам, к недовольству друг другом?
2. Твои обязанности в семье
3. Зависит ли мир в семье от детей?
Оформление, оборудование и инвентарь.
1. Столы в классе расставляются по кругу, дети сидят вместе со своими родителями.
2. Класс оформлен плакатами: «Вся семья вместе, и душа на месте»; «На что и клад, когда в семье лад»; «Не будет добра, коли в семье вражда»; «Согласную семью и горе не берет».
Ход собрания.
I.Вступительное слово классного руководителя.
Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира в семье. Семья − это школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает свободная минута, мы слишком долго ищем повод или предлог для разговора.
II. Классный руководитель знакомит родителей с итогами анкеты «Мнения».
III. Обсуждение результатов анкеты «Мое место в семье».
Родителям предлагается поочередно рассказать об обязанностях детей в их семьях, о том, что чаще всего приводит к недовольству друг другом. Затем классный руководитель знакомит родителей с тем, о чем написали в своих анкетах дети.
IV. Экзамен для родителей.
1. Ситуации. Желающие родители выходят к доске и вытаскивают билеты, в которых содержится формулировка проблемы. Предлагают вариант ее решения.
− Ваша дочь сделала модную стрижку, обрезав косу. Ваша реакция?
− Ребенок привел домой большую дворовую собаку. Ваши действия?
− Вашей дочери предложили работу за границей в качестве фотомодели Что вы предпримете?
− Ваш сын полюбил девочку и решил жениться. Что выему посоветуете?
2.Анкета. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «Знаете ли вы своих детей», вопросы которой были использованы в анкете «Это я».
Анкета «Знаете ли вы своих детей»
1. Любимый цвет вашего ребенка?
2. Любимый праздник?
3. Сколько лет вашему ребенку?
4. К какомузнаку Зодиака относится?
5. Сколько денег вы даете ребенку «а карманные расхода?
6. Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?
7. Сколько у него друзей?
8. Любимая группа или солист?
9. Пишет ли он стихи?
10. Ведет ли он дневник?
Затем классный руководитель предлагает родителям сравнить их ответы с ответами детей и прокомментировать, насколько хорошо они знают своих детей.
V. Заключительное слово классного руководителя.
В заключение сегодняшнего разговора хотелось бы выразить надежду, что родительское собрание помогло нам всем ближе узнать друг друга, объединиться, сделать шаг навстречу друг другу. В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятку родителям». Пусть она помогает всем вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.
Памятка родителям
1. Семья − это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.
Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой. За такую безрассудную любовь к себе он зачастую платит злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
2. Главный закон семьи – все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье − это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка − это пример родителей, их поведение, их деятельность. Это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений.
4. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями; и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.