Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

(составлено и проведено МЛ. Александровой)

Цели:

1) дать общее представление отом, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;

2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 6-го класса.

Подготовка.

I.Анкетирование родителей:

Баллы

1. Хорошо ли вы знаете своего ребенка?

Да 3

Не очень 2

Плохо 1

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?

Круглые сутки 3

5−6 часов в сутки 2

1−2 часа в сутки 1

3. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?

Всегда 3

Иногда 2

Никогда 1

4. Как вы поощряете своего ребенка?

Радуетесь вместе с ним его успехам 3

Просто хвалите 2

Покупаете дорогие вещи, игрушки 1

5. Как вы наказываете своего ребенка?

Делаете вид, что вы огорчены, и не разговариваете с ним 3

Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер 2

Применяете физическую силу, не разрешаете гулять 1

На бланках для ответов родителей отсутствуют баллы. Они необходимы классному руководителю при обработке анкет.

II. Подготовка с группой учащихся инсценировки стихотворения О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке».

Оформление, оборудование и инвентарь.

1. На классной доске записана тема родительского собрания и цитаты:

«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний» (Я. Корчак);

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А. Аркин).

3. На партах для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II. Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой − которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу затри минуты. (Родители выполняют предложенное задание.)

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

III. Анализ результатов анкетирования.

Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации в 1999 году было проведено изучение состояния воспитания в семье детей школьного возраста. Были опрошены родители (преимущественно женщины) из почти 2000 семей в 19 областных центрах страны. Данные исследования позволили социологам сделать выводы, один из которых свидетельствует о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, является «чтение морали» и окрик.

Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопросы анкеты показали, что ... (приводятся данные анкеты по вопросу «Как вы наказываете своего ребенка?»).

Конечно, воспитывать ребенка − нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети − не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание − это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления − обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки − могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий − наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

IV. Инсценировка стихотворения.

А сейчас я хочу предложить вам посмотреть инсценировку стихотворения О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке»:

Как-то осенью по лесу

Прокатилася молва:

На полянке ровно в восемь

Собирает всех Сова.

Побросав дела и деток,

Не закончив сбор грибов,

Кто пошел, кто полетел

На тревожный этот зов.

− Ты не ведаешь, кума,

Чем встревожена Сова?

− Может, твой Лисенок снова

В школе мучает Косого?

− Ой, не говори, Енот,

Он и дома сущий черт.

− Волк, дружище, твой сынок

Не срывал Сове урок?

− Я не знаю, может быть,

Он ведь так умеет выть!

− А скажи-ка мне, Медведь,

Твой сынок ведь любит петь?

− Может, он Совы терпенье

Испытал «прекрасным пеньем»?

− Не могу сказать, соседка,

Я Мишутку вижу редко.

Нацепив очки на нос,

Задала Сова вопрос:

− Поднимите, звери, лапы,

Кто не бил детишек, папы?

Зашумела тут толпа:

− Что за глупости, Сова!

Я Лисенка лишь вчера

Долго за уши драла.

− Про медведей говорят:

− «Он на ухо глуховат.

Я за шалости сыночка

«Приласкаю лишь пруточком».

Папа-заяц на пеньке,

Хрумкая морковку,

Важно, с пафосом изрек.

− Я же против порки!

Я косых своих детей

Лапою не трону.

По дороге каждый день

Им внушаю строго:

− «Не ходите «на ушах»,

Не грызите двери.

И хвосты своих друзей

Вы не суйте в щели» −

Протрещала тут Сорока:

− Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день

Все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу,

Я ремень беру в подмогу.

Зашумела вновь толпа,

Кто был «против», кто был «за».

Долго не могла Сова

Донести до них слова:

− Я прошу вас, звери − мамы

А в особенности папы:

Прекратить в своей семье

Воспитанье «на ремне». Ваши дети так привыкли

К выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей,

Ждут таких же вот вещей.

− Как не бить? − сказал Енот.

− Да, да, да, − тут вторил Крот.

− Ну, а мне, − всплакнула Белка,

− Делать что с своей пострелкой?

Как накрасится румяной,

Подведет себе глаза

И порхает по поляне,

Где танцует до утра. −

Тут родительские страсти

Накалились докрасна.

Не в Совиной было власти

Перекрыть их голоса.

... Нерешенная проблема

О битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье.

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

− зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;

− у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать;

− это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

V. Анализ результатов анкетирования.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопросы анкеты.)

Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, не любознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

V. Заключительный этап родительского собрания.

Уважаемые родители, сейчас я прошу объединиться в группы по 4 человека для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (Через 5 минут каждая группа знакомит со своими советами всех родителей.)

Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спива-ковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика − родителям». Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

VII. Решением родительского собрания является памятка (советами родителям о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.

Тема: «О, сколько нам открытий чудных...»

(составлено и проведено М.А. Александровой)

Цели:

1) обратить внимание родителей на роль книги в воспитании детей;

2) представить спектр возможностей использования чтения в развитии познавательных способностей ребенка.

Участники: родители учащихся 6-го класса, классный руководитель, школьный библиотекарь.

Подготовка.

I. В ходе подготовки к собранию учащимися предлагается ответить на вопросы анкеты:

1. Чем ты занимаешься, когда заканчиваются уроки в школе:

− занимаюсь в кружках и секциях;

− гуляю на улице;

− смотрю телевизор;

− читаю книги;

− выполняю домашнюю работу, которую поручают родители,

− чем еще?

2. Чем тебе приходилось заниматься в течение последнего месяца

− читал(а) художественную литературу;

− читал(а) газеты, журналы;.

− смотрел(а) телевизор;

− посещал(а) театр, музей;

− помогал(а) родителям по дому;

− занимался(ась) рукоделием, шил(а), вязал(а), мастерил(а);

− посещал(а) дискотеки;

− проводил(а) время в компании друзей;

− ходил(а) в библиотеку;

− ничего не делал(а);

− что еще?

3. Что ты читал(а) в течение последнего месяца?

− классическую литературу;

− детективы;

− приключенческую литературу;

− газеты;

− журналы;

− комиксы;

− что еще?

II. Готовятся карточки для проведения этапа собрания «корзина мнений». Содержание карточек связано с формулировкой продолжения записанных на карточках фраз: «Я не задумывался над этим вопросом ранее, но могу сказать, что...»; «Человек сталкивается с этой проблемой, когда...»; «Меня в этом вопросе больше всего смущает...»; «Для меня этот вопрос кажется важным, потому что...» и т.д.

Оформление, оборудование и инвентарь.

1. На классной доске записана тема родительского собрания и эпиграф:

Книга!

Великое слово!

Тебя от души воспеваю,

Люблю я тебя, люблю!

Оду пою я книгам −

Не в силах я им изменить.

Они только могут в мире

На все ясный свет пролить.

(Л. Рахманина)

2. В классе представлена выставка книжных новинок детской литературы.

3. Стулья для родителей поставлены в круг.

Ход собрания:

I. Родители рассаживаются, звучит музыка Клео де Мальо «Восхитительный мир».

II. Вступительное слово учителя.

Уважаемые родители, я не ошибусь, если назову вас читателями со стажем. Сколько вы прочитали книг? Трудно ответить. Наверное, уже сотни. Чтение − одно из самых больших удовольствий в жизни. «Ведут беседу двое: я и книга. И целый мир неведомый кругом» (С.Я. Маршак). Откроешь страницу − станет видно далеко-далеко, протяни руку, и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она − твой надежный друг. Но давайте посмотрим, сколько времени чтению уделяют наши дети, что и как они читают, не вытесняется ли книга из жизни современного подростка компьютером и телевидением. Я приглашаю вас к разговору на эту тему, но вначале предлагаю вашему вниманию анализ анкеты, проведенной среди учеников нашего класса. (Приводятся данные анкеты.)

Итак, уважаемые родители, сегодня мы попробуем понять, почему наши дети уделяют недостаточное внимание книге, и совместными усилиями выработать рецепт от этой болезни.

III. Воспоминания...

А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какая книга произвела на вас сильное впечатление. Возможно, это было в детстве или в юности, а может быть, совсем недавно. Вспомним и поделимся своими воспоминаниями. Если вы не против, я начну первая ...

Далее родители по кругу коротко рассказывают о книге, которая произвела на них самое большое впечатление.

V. Выступление школьного библиотекаря.

Хранительница «аптеки для души» рассказывает о том, что читают и что могли бы читать наши дети. Библиотекарь дает краткий анализ читательских формуляров учеников данного класса и делает обзор новинок детской литературы.

V. «Корзина мнений».

Наверное, никто не станет отрицать, что проблема, связанная с нелюбовью и нежеланием детей читать, существует. Она обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. В последние годы в средствах массовой информации все чаще можно видеть и слышать дискуссии о том, нужна ли вообще современному подростку книга. Может быть, ее могут заменить компьютер и телевизор? Предлагаю высказаться по данным проблемам.

Давайте мысленно представим себе, что в центре круга стоит корзина. Попробуем «набросать» в нее наши мысли о том, какие сложности мы наблюдаем в решении данной проблемы. Посмотрим, велика ли эта корзина, каково ее содержание.

Родители один за другим представляют свои мысли о том, какие сложности возникают в процессе формирования у детей интереса к чтению.

Для стимулирования и более быстрого формулирования мыслей можно использовать заранее приготовленные карточки с началом фразы.

VI. Заключительное слово учителя.

Книга − своеобразный путеводитель общества от дикого состояния к современной цивилизации. «Чтение книг... как пища и питье... Книги открывают новый свет, питают ум; научают познавать людей и предметы и внушают бодрость и силу духа. Они разгадывают «таинство сердца и разверзают недра природы» − так считали наши предки.

VII.В качестве решения родительского собрания родителям предлагается памятка, содержащая советы о том, как заинтересовать ребенка чтением, привить любовь к книге.

Памятка родителям

1. Чаще читайте детям вслух.

2. Старайтесь выбрать книги с красочными иллюстрациями, удобным для чтения шрифтом.

3. Выбирайте для совместного чтения с детьми самые интересные эпизоды.

4. Старайтесь заинтриговать ребенка сюжетом, прерывая чтение или рассказ на самом интересном месте.

5. Показывайте детям личный пример, читайте сами как можно больше.

Тема: «Колесо истории»

(составлено и проведено М.А. Александровой)

Цель: подвести итоги жизнедеятельности класса за истекший учебный год.

Участники: родители, ученики, классный руководитель 6-го класса.

Подготовка.

1. Оформляются дипломы для награждения каждого учащегося»:

«Знатоку всех наук»,

«Мисс Интеллект»,

«Мастеру на все руки»,

«Генератору идей»,

« Обладателю самого аккуратного почерка»,

«Самому веселому и находчивому»,

«Самому надежному товарищу»,

«Другу всех животных»,

«Защитнику малышей»,

«Лучшему футболисту класса»,

«Мисс Ослепительная улыбка»,

«Мистеру Стальные мускулы»,

«Любителю книги»,

«Вечному дежурному» и т.д.

2. Готовятся благодарственные письма родителям за активное участие в жизни класса.

3. Оформляется сводная таблица «Наши достижения», вкоторой отражаются успехи детей в учебе и внеурочной деятельности.

4. Готовятся благодарности учащимся за успехи в учебе иучастие в школьных мероприятиях.

5.. Подготовка «Конверта пожеланий».

6. Подготовка сценок из школьной жизни.

Оформление, оборудование и инвентарь.

1.. В классе расставлены столики, накрытые для чаепития.

2. Подготовлена выставка лучших тетрадей, рисунков и поделок учеников.

3. Класс украшен воздушными шарами.

4. На доске изображена карета и верстовые столбы, на которых надписи: «Сентябрь 2001 г.»; «Май 2002 г.».

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, вот и подошел к концу еще один учебный год со своими радостями, успехами и огорчениями. Время подводить итоги. Давайте попробуем повернуть колесо истории, вспомнить, чем запомнился этот год, пережить вновь его некоторые моменты.

Наше путешествие начинается. От верстового столба – начала учебного года – мы постепенно доберемся до этих майских дней.

II. «Классный театр».

Вниманию родителей сейчас предлагается сценка из жизни класса. Догадайтесь, о ком идет речь.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я − ваш новый учитель. Меня зовут... меня зовут... меня зовут... (забыла, смотрит в блокнот) меня зовут...

Ученик. Нам уже сказали, как вас зовут, (Все хором.) Ирина Анатольевна!

Учитель (облегченно). Правильно, ребята! Меня так я зовут. Я буду вас учить, расскажу вам много интересного. Я научу вас быть добрыми и хорошими. Итак, начнем урок. Приготовьте ручки, тетрадки, откройте учебники на странице...

(Двое на задней парте дерутся)

Учитель. Что случилось? Ребята, встаньте.

Первый ученик. А Сережка сказал, что я балбес, потому что забыл дома ручку (всхлипывает).

Учитель. Hу, это не повод, чтобы так обзываться. Сережа, выйди к доске и скажи при всех, что он не балбес, и еще скажи: «Я извиняюсь!»

Сережа (мнется, выходит насупленный). Он не балбес??? Я извиняюсь!

Учитель. Ну, хорошо. Пусть хоть и с такой интонацией ты это сказал, не сказал! Продолжим урок.

Дети, вы пришли в школу. Здесь нужно сидеть тихо, а если кто-то хочет что-то спросить, то нужно поднять руку, и я спрошу его. Вот тогда-то и надо говорить.

(Тишина. Второй ученик тянет руку вверх.)

Учитель. Ты что 1-го хочешь спросить?

Второй ученик. Нет, просто проверяю, как работает система...

Учитель. Я проверила ваши сочинения. Сидоров Петя! Просто невероятно, что один человек может сделать столько ошибок

Петя. Почему один. Вдвоем с папой.

Учитель (с недоумением). Тебе всегда папа помогает?

Класс (хорам), Нам всем помогают папы!

Учитель. Да? А вот у Лены Смирновой ни одной ошибки! Скажи, Лена, твоему папе кто-нибудь помогал?

Лена. Да, ему помогала мама ...

Учитель. Да... Целая династия... Вернемся к уроку. Пишем предложение: «В лесу растут разные деревья». Подберите прилагательное к слову «лес».

Маш а. Редкий лес.

Учитель. Придумай свое предложение с этим словосочетанием.

Маша. Мы идем по такому редкому лесу, в котором не осталось уже ни одного дерева.

Учитель. Теперь Сережа!

Сережа. Я шел по лесу и вдруг увидел... дерево.

Ученик (кричит с места). А я летом иду по лесу и вдруг вижу: змея!!!

Учитель. И что было?

Ученик. Подхожу ближе и вижу, что это палка. Ох я и испугался!

Учитель. Так чего же ты испугался?

Ученик. Потому что другая палка, которую я схватил на всякий случай, оказалась змеей...

III. «Конкурс частных детективов».

Безусловно, влияние учителей на наших детей огромно. С ними ребенок проводит большую часть дня, поэтому иногда знает его привычки, любимые слова лучше, чем собственные дети педагогов. Вашему вниманию предлагается подробное описание некоторых работников школы. Попробуйте узнать их. Например: «Эта женщина маленького роста передвигается по школес огромной скоростью. Ее совершенно неожиданно можно увидеть в разных местах. Очень часто в руках у нее линейка, циркуль или транспортир. Если вы нарушили дисциплину, то лучше спрятаться и переждать где-нибудь, пока не утихнет гроза. Но если вы любите ее предмет, то без труда поступите в любой институт (учитель математики)».

IV. «Дом Советов».

Что ни говори, но проблем, сложных ситуаций, неразрешимых вопросов в течение учебного года возникает великое Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» - student2.ru множество. Наверное, поэтому все мы с таким нетерпением ожидаем лета, думая, что количество проблем уменьшится. Увы, это призрачная мечта, поэтому мы не будем расслабляться, а еще раз потренируемся в решении проблемных ситуаций.

Каждому столику предлагается дать советы родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. Могут быть использованы следующие ситуации:

− ребенок боится спать в темноте;

− ребенок постоянно приносит домой бездомных кошки собак;

− ребенок любит рисовать на обоях,

− ребенок дает прозвища всем знакомым.

V. «Избранное».

В течение учебного года класс был активным участником всех школьных дел. Самым интересным был процесс подготовки, когда рождались различные идеи, а затем с шутками и смехом они воплощались. Уважаемые родители, предлагаем вам посмотреть некоторые фрагменты выступлений наших ребят на школьных конкурсах. Может быть, вы узнаете о своих детях что-нибудь новое.

VI. «Загадай желание».

Вот и подходит к концу движение нашего «Колеса истории». Впереди − лето. Время исполнения заветных желаний, время приключений и отдыха. Лишь один недостаток у лета − оно слишком быстро заканчивается. Через три месяца мы встретимся вновь, и начнется еще один учебный год. Каким он будет? Чего вы ждете от него? Какие события и достижения ждут нас? Пожалуйста, напишите на листочках свои заветные мечты и пожелания. Мы сложим их в большой конверт, запечатаем, а ровно через год вскроем этот конверт и проверим, исполнились ли наши чаяния и надежды.

Примечание. В ходе родительского собрания родителям и детям вручаются дипломы и благодарственные письма.

Наши рекомендации