Творческое развитие школьника в процессе социализации
Образовательные учреждения являются частью культурной организации сообщества. Культурная среда образования в целом изменяется вместе с культурным содержанием образования. Ведущей ценностью становится личность ребенка и требуется создание условий для ее свободного развития, а также профессиональное решение проблем общения с детьми. Для педагогов образовательных учреждений должно стать характерным безусловное принятие личности ребенка и забота о свободном развитии его индивидуальных способностей (духовных и физических, творческих и репродуктивных, общекультурных и специальных). Приоритеты личности и ее демократических прав в сфере образования становятся несомненной ценностью. Проблема действительного поворота образовательных учреждений к индивидуальности и свободе личности возможна при коренной смене понимания педагогической деятельности, переориентации ее содержания на саморазвитие личности, как основы динамики общества.
«Поликультурность», многообразие культурных ценностей наряду с демократическими правами ребенка также становятся приоритетами в образовании. Нам интересен социокультурный контекст развития личности, который должен стать решающим условием свободы развития личности школьника. Известно, что социокультурная ценность воспитания определяется соответствием его содержания и форм целям наиболее полного включения ребенка в культуру и свободного самоопределения личности ребенка во всех проявлениях культуры.
Общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности, и в то же время свободной от нравственной ущербности, которая выражается в одномерности видения мира, в желании быть всегда правой, в нетерпимости, непримиримости к думающему другому, неприятии всего непохожего на устоявшиеся стереотипы мышления.
В этой связи саморализация характеризует процесс развертывания сущностных сил в единстве самообъектирования и самосубъектирования («созерцание», «узнавание» себя в предметном мире, в многообразии культурно-исторических ценностей, в человеческих отношениях, к созданию которых личность была непосредственно причастна). Самореализация характеризует человека как в стихийно-жизненном, так и в инструментально-организованном процессе, являясь самоутверждением не только через создание предметного мира, но и через самосозидание и саморазвитие. При этом развитие рассматривается нами как закономерное изменение индивида. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности, соответствующее процессу актуализации потенциала личности.
Для того чтобы представить саморазвитие личности концептуально, было бы логичным мысленно соединить несколько моделей и осмыслить их взаимодействие. Первый шаг в этом направлении − соединение разнообразных механизмов саморазвития в функциональные блоки (самоорганизация, самоопределение, самопознание, саморегуляция, самореабилитация, самореализация, самообразование).
В различных областях науки и человеческой деятельности часто приходится встречаться с самоорганизацией − появлением порядка из хаоса, рождением структур, их усложнением и развитием. В этом плане психология, социология, педагогика допускают выявление сходных черт, достойных выработки общего подхода, который и называется синергетическим.
Синергетический подход позволяет рассматривать взаимодействие процессов социализации и творческого развития личности в целостности, находя в разных местах ее общее − колебательные и волновые явления, детерминированный хаос, статистические, стационарные и динамические структуры.
Творческое мышление происходит не путем случайного перебора вариантов, а посредством выбора главного, чтобы организовать целое. В связи с этим чрезвычайно важным нам представляется искусство отбора. Целесообразно уточнение, что самоорганизация происходит вокруг этого ключевого звена. Именно искусство критической оценки первоначального разнообразия версий решения проблемы, искусство выбора главного, а вовсе не умение генерировать это разнообразие, часто рассматривают в качестве признака талантливости человека.
С помощью механизмов самоопределения обеспечивается ситуативный выбор позиции, поступка, суждения, оценки, субъекта общения и взаимодействия. С помощью самоорганизации личность обеспечивает, планирует, оперативно организует, контролирует те или иные формы своей жизнедеятельности.
Функция самопознания направляет понимание деятельности и поведения, осознания себя, раскрывает для себя особенности самопознания. Функция саморегуляции и самореабилитации состоит в постоянной коррекции, адаптации, сохранении и восстановлении целостности «Я» и жизнеобеспечения всего организма. Роль самореализации во всех формах проявления саморазвития состоит в нацеливании личности на максимальное раскрытие творческих способностей, на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданиям значимых других и собственным задачам. В конечном счете, роль самореализации состоит в раскрытой потенциала личности. И, наконец, функция самообразования (и самовоспитания) состоит в совершенствовании мышления, чувств и ноли, а также ее практических умений и навыков.
В связи с этим перед родителями и учителем встает не просто ряд конкретных психологических, но и культурных задач:
- освоить вместе с ребенком механизмы его индивидуального саморазвития;
- помочь ему увидеть перспективу его саморазвития, в том числе и культурного;
- стимулировать творческий взгляд на вещи;
- поощрять аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру;
- стимулировать гибкость и универсализм самонадстройки;
- научить работать и жить в самостоятельном режиме.
И для себя родители и учитель должны создать мысленную картину и перспективу культурного развития, но не однолинейную, не плоскостную, а многомерную, объемную, вариативную и поисковую.
Это значит, что свободное саморазвитие ребенка и самого педагога предстает как сложное и многоцветное социокультурное пространство (с индивидуальными доминантами в формах деятельности, со своим крутом общения). При этом процессы воспитания и самовоспитания представляются как такие культурные процессы, которые в основном связаны общением и поведением.
Особенности и качество образования (его культура) определяются качеством взаимодействия (глубиной) общения педагога и ребенка и культурными смыслами и ценностями сотрудничества. Поэтому и потенциал воспитания зависит от глубины слоев общения − поведения; и педагогическая культура (как характеристика родителей, отдельного учителя, преподавательского состава школы, социальной сферы воспитания в целом) зависит от степени их включенности в человеческое, а не формализованное общение, в ауру культуры общения (а не просто деловой или предметной коммуникации).
Учет индивидуальных особенностей учащихся и обеспечение им продвижения вперед своим темпом, потребует построения образовательного процесса соответственно уровням − максимальному, определяемому зоной ближайшего развития детей каждой возрастной группы (то, что Л. В. Занков, называл «высоким» уровнем трудности), и необходимому, то есть предполагающему минимальный объем знаний, обеспечивающий возможность дальнейшего обучения.
Внеурочная деятельность − фактор успешности развития и социализации старших подростков, которые обеспечиваются за счет ненасильственного введения их в культуру, создания ситуаций успешности, позволяющих удовлетворить потребности в самореализации.
Ребенок не всегда способен противостоять негативным социальным воздействиям. Следовательно, требуется подготовка подростка к социальной самозащите. Это возможно путем последовательного введения во внеурочную деятельность разнообразных организационных форм, представленных в нашем опыте тремя последовательными педагогическими шагами.
Первый шаг заключается в самостоятельном выборе кружков, секций, студий, которые организуются в рамках внеурочной деятельности.
Второй − создание разнообразных организационных форм соответственно потребностям подростков. Им представляется возможность попробовать себя и определиться в той или иной сфере внеурочной деятельности.
И, наконец, третий шаг − демонстрация социальной успешности школьника, активно участвующего в разнообразной внеурочной деятельности, с целью их ориентации на создание положительной мотивации просоциально успешной деятельности на примере учащихся, уже включившихся в различные ее виды.
Решению проблемы способствуют и ситуации успеха, к которым мы относим: ситуацию выбора-пробы, суть которой заключается в том, что школьникам предоставляется возможность участвовать в той или иной форме внеурочной деятельности; «ситуации творческого насыщения», которые позволяют проследить удовлетворение его потребности в создании необычного, оригинального продукта деятельности; ситуацию самопрезентации, в процессе которой школьники представляют результаты своей деятельности и достижения, демонстрируют собственную успешность, собственное достоинство.
Таким образом, накопление школьниками социального опыта является необходимым условием социализации. В понимании последней мы солидарны с академиком В. В. Краевским, который социализацию рассматривает как процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры.