Факторы, способствовавшие формированию скифо-сибирской культурно-исторической области
– Единая генетическая подоснова культуры, так или иначе восходящие к срубно-андроновской области эпохи поздней бронзы.
– Сходная среда обитания (степь) и одинаковый уклад жизни создателей данных культур кочевое скотоводство (исключение тагарская культура с элементами оседлоземледельческого хозяйства).
– Мобильность кочевых народов, обусловившая быстрое установление межкультурных контактов и распространение сходных форм материальной культуры на гигантских пространствах евразийской степи путем последовательных торговых обменов и отдельных дальних степных миграций (в основном направленных с востока на запад).
«Скифская триада» (явления общие для всех культур скифо-сибирской общности)
Ø вооружение
Ø конское снаряжение
Ø зооморфное прикладное искусство (скифский «звериный стиль»)
Сформировалось некое единство между культурами. Почти все культуры практиковали подкурганность и труположение.
Скифская археологическая культура и культуры скифского облика в северопричерноморской степи, лесостепи и на Северном Кавказе.
Датировка: VII – начало III вв. до н.э.
Прежде всего представлена могильниками (курганами). Но есть и определенные городища (самое большое городище — Бельское).
Скифы — термин очень широкий.
Этникон «скифы».
В понимании античных и раннесредневековых авторов имеет три принципиально различных смысла.
1) Узкий, конкретно-этнополитический: группа близкородственных народов, живущих в рамках политического единства на юге Восточной Европы (этнографическая карта Скифии по данным Геродота).
2) Широкий, в двух версиях:
* обобщенно-этнический: ряд народов, удаленных друг от друга, но объединенных общим происхождением (скифы от Фракии до Индии у Диодора Сицилийского (I век до н.э.), также сам Геродот, который иногда отождествяет термины «скифы» и «саки»).
* обобщенно-культурный: ряд народов, близких по хозяйству, культуре, территории и т. д., независимо от происхождения. У истоков этой традиции стоял Гекатей Милетский (конец VI – начало V в. до н.э.) (у него, например, меланхлены Европы, и исседоны Азии равно считаются «народом скифским», наряду с некими миркетами, исепами, эдами в Европе и намами в Азии).
3) Предельно обобщенный, обозначающий не только кочевников евразийских степей, но иногда также полуоседлые о оседлые народы.
!Археология рассматривает узкий смысл и 2-ю версию широкого смысла!
2 гипотезы происхождения скиф.культуры :
- скифская культура появилась в Сев. Причерноморье в результате миграции скифов из Центральной Азии
- скиф.культура- косвенное последствие второй волны экспансии носителей срубной культуры из Нижнего Поволжья в Северное Причерноморье(в конце II - начале I тыс до н.э)
События скифской истории:
- миграция скифов в Сев. Причерноморье и вытеснение ими киммерийцев
- грабительные походы скифов через Кавказ в Перед. Азию в VII в до н.э и столкновение их с Урарту, Мидией,Ассирией
- временное господство скифов в этом регионе, закончившееся гибелью скифской верхушки и прекращении постоянного скифского присутствия в Передней Азии
- неудачный завоевательный поход персидского царя Дария 1 в Северном Причерноморье против скифов в конце VI в до н.э
- частичная или полная консолидация всех скифских племен во второй трети IV в до н.э под главенством царя Атея в рамках единого гос-ва
- столкновение скифов с македонцами,приведшие,в частности, к поражению и гибели Атея в битве с Филиппом Македонским в 339 году до н.э и ,напротив, к поражению и гибели Зопириона, полководца А. Македонского в 331/330 г до н.э
- вытеснение и частичное истребление скифов сарматами в. III в. до н.э
· Основные памятники скифской культуры — погребения и погребально-поминальные комплексы.
- большинство курганов - земляные, высота кургана зависит от социального положения подгребенного.
- прямоугольные или квадратные ямы с деревянными перекрытием; иногда хоронили в катакомбах, реже в деревянных гробницах или каменных склепах
- могильные ямы иногда перекрываются древесно-камышовыми конструкциями шатрового типа
- курганная насыпь могла окружаться каменной стено, рвом
- развивается ритуал жертвоприношения
- господствует трупоположение (поза: на спине, вытянутое положение; реже с подогнутыми ногами. Головой на запад).
- местами- кремация (северопричерноморская лесостепная зона)
- царские курганы 4 в до н.э
- известны 1000 захоронений
- захоронения встречаются и в курганах предыдущих культур
- наличие погребального инвентаря
- древнейшие захоронения- VII в до н.э
Примеры курганов:
- Большой Краснознаменский курган, Ставрополье (рядом - храм огня с жертвенником посередине,квадрат в квадрате)
- Новопавловск(Ставрополье): земляной курган, под дерном- каменный панцирь( т.е после сооружения курган был перекрыт камнем)
- Новозаведенное: сложное камышовое сооружение
- Чертомлык: катакомба с 4-мя камерами; царская могила(вместе с царем хоронились еще 6 человек => жертвоприношения)
!В могилы часто укладывались лошади,повозки, колесницы.!
- Куль-Оба(Крым): отличается от скифских курганов — располагается в рамках Пантикопейского некрополя; склеп 4 на 4 метра, греческая арх-ра+скифская погребальная культура.
· Поселения.
- в связи с постепенным оседанием племен появляются городища
- типы жилищ: кибитки, юрты, полуземлянки(каркасные жилища, обмазанные глиной)
Каменское городище(степь): протостолица скифов - овальные и четырехугольные землянки и наземные домам глинобитным очагом, стены домов из вертикально врытых бревен
Бельское городище(лесостепь): 4.400 Га, на р.Воркскле, мощное фортификационное сооружение+ров
· Ведущие элементы материальной культуры.
- конское снаряжение (псалии, оголовные ремни, удила, украшения)
- наступательное вооружение: широкое распространение лука и стрел;сигмавидный лук, колчаны(дариды), втульчатые наконечники из бронзы или кости; мечи(акинаки),копье,топорики,клевцы.
- античные и чешуйчатые шлемы
- защитное вооружение: панцири
- искусство: мелкая пластика - гипертрофированные элементы, мотив свернувшегося в кольцо хищника; магическое назначение искусства; элементы солярного культа,анимизма. Самое популярное изображение — олень и хищник,свернувшийся в кольцо.
· Одежда.
- штаны и куртки; длинные платья-накидки,расшитые золотом (у богатых); головные убора — конусы (усеченные)
- украшения: височные подвески, гребни, зеркала из бронзы, пикторали
· Керамика
- нет гончарного круга
- формы керамики: кубышки, чаши т т.д
- грубое оформление ( орнамент: вдавление или налепы; геометрические грубые узоры)
· Изделия из бронзы.
- бронзовые котлы
- зеркала
- оружие
* Хозяйство и орудия труда.
Основа скифской экономики в степяхСеверного Причерноморья — скотоводство —изначально исключительно — кочевое,со временем местами сменившееся полукочевым.
У скифов Нижнего Поднепровья зарождается земледелие,игравшее здесь исключительно подсобную, в основном фуражную роль. Разводили ячмень и просо, землю обрабатывали костяными лопаточками и мотыгами с железными наконечниками, урожай собирали железными серпами, использовали каменные зернотерки.
Начало эпохи железа в Восточной Европе связано именно с развитием киммерийской и скифской культур.
В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в ямных и шахтных горнах. Обнаружены остатки кузнечного дела.
Сырье для цветной металлургии приходило с Северного Кавказа, Южного Урала, Казахстана, с балкано-карпатских рудников.
На высоком уровне была обработка кости и рога, служивший преимущественно для изготовления орудий труд и элементов конского снаряжения. Широко распространено кожевенное дело. Сырье для прядения и ткачества — овечья шерсть, лен, конопля.
· Изобразительное искусство.
Особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами.
Прикладное зооморфное искусство — локальный вариант скифо-сибирского звериного стиля — одного из элементов «скифской триады». Это художественное направление на всей территории культурно-исторической области (от Дуная до Южной Сибири) характеризуется едиными чертами:
- унифицированный набор образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические (синкретические) животные) в строго определенных позах и композициях.
- Этому направлению свойственны специфические приемы стилизации — акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам (вероятно, в магических целях).
В данном искусстве отразились культсолнца и огня,а также трехчастная концепция мироздания,традиционно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). В основе звериного стиля, вероятно, присутствовали и более древние тотемические и магические представления, специфические для каждого этноса в рамках скифо-сибирского мира. Отсюда разнообразие предпочтений в выборе животных. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.
Отличительная чертаскифской культуры — наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенного для установки на вершине кургана (известно более 160 таких изваяний).
· Религиозно-мифологические представления.
Реконструируются по древнегреческим письменным данным — в первую очередь по свидетельствам Геродота, который воспроизвел некоторые мифологические предания скифов и описал скифский пантеон, практику жертвоприношений и ритуал гадания. Также используются параллели в древнеиранских и древнеиндийских священных текстах. Археологические материалы позволяют говорить о культе предков и героев, солнца и огня, змееногой хтонической богини, возможно, о пережитках тотемизма.
Гибель «Великой Скифии»и исчезновение скифской археологической культуры в начале III в. до н.э. вызваны, очевидно, были истребительской экспансией сарматов с востока в Северное Причерноморье.
Остатки скифского населения сконцентрировались на Нижнем Днепре и в Крыму, где сформировалась т. н.позднескифская археологическая культура конца III в. до н.э. - рубежа III-IV вв. н.э., которая отличалась от предшествующей в первую очередь полным отсутствием «скифской триады».