Законы информационного воздействия
Учеными выявлены некие законы информационного воздействия на психику человека. Приводя их, воспользуемся классификацией К. X. Каландарова.
— ложь должна быть определенным образом дозирована и сохранять видимость правдоподобия;
— необходимость четкого представления об ожиданиях аудитории, что позволяет создавать иллюзии, применимые именно для данной аудитории;
— использование "логики коллективного действия", взаимной ответственности;
— изъятие и сокрытие информации, которая идет вразрез с официальным курсом;
— обращение к "священным принципам" нации;
— использование; символики и символизации посредством имиджевых технологий».
— дихотомическое деление мира, формирование и использование «образа врага». «Враг» может быть не реальным, а символическим, внедряется в общественное сознание в первую очередь и помогает преодолеть комплекс (собственный или национальный) неполноценности, активизировать процессы самоориентации, обосновать любую «исключительность». Ярким примером данного манипулирования могут послужить события на Украине 2014 года;
— «политика самоочевидного», когда за «очевидное» выдаются хорошо подтасованные факты. При этом предоставляется «якобы свобода» для интерпретации подтасованных фактов. Этому предшествует ненавязчивая подача нужных сведений при скрытом воздействии на их возможную оценку. «Самоочевидные» решения выдаются обществу в форме нарочито нейтральных. Они выглядят как продиктованные «логикой развития ситуации», что совершенно не соответствует действительности. «Самоочевидные» решения всегда выдаются как единственно возможные и лучшие, как, безусловно, неизбежные и оптимальные. Тем самым они способствуют утверждению и стабилизации существующего порядка;
— данные социологических опросов. При опросах большее влияние на общественное мнение оказывают не ответы, а формулировка вопросов. Вопрос может активно влиять на модели поведения и ценностные ориентации.
Опросы приводят к целенаправленному смешению событий и псевдособытий, фактов и мнений, обещаний и действий, действительного положения дел и их интерпретации. Вопросы, составленные в строго определенной форме, заставляют реципиента включить в поле возможного выбора также цели и намерения, к которым он не стремился и которые не имел в виду. Такие вопросы «раскачивают» установки человека, его ориентации и убеждения и делают его уязвимым и открытым для манипуляций. Содержание вопроса оказывает скрытое влияние на ответ, ограничивая поле выбора и возможности субъективных интерпретаций. Выбор ответа не только распределяет общественное мнение, но и моделирует поведение реципиентов.
Воспитание контртрадиции
Важной задачей современных средств массовой информации является воспитание у людей всего мира некой контртрадиции - того, что уничтожает культурное ядро человеческой личности и создает некий суррогат, наполненный виртуальными образами ложной реальности. Апеллируя к душам людей, корпорации СМИ пытаются выступить в роли антицеркви (греческая приставка «anti» означает не только «против», но и «вместо»), подменяя заповеди Христа чуждыми и прямо противоположными православному вероисповеданию установками. На чувственном поле делается попытка вызвать у потребителя ощущение обладания некими сверхъестественными реалиями. Сегодня продается не товар, а бренд - образ, который, с одной стороны, способен принести еще большую прибыль корпорации, а с другой, помогает «переформатировать» сознание современного человека. Примеров можно привести множество, суть одна – перекодировка сознания людей в интересах корпораций.
Контртрадиция нацелена не только на поддержку собственной образной системы, но и на приобретение новых сфер влияния, пробуждения в человеке новых чувств - вплоть о полного порабощения. Более того, контртрадиция постоянно имитирует восхождение к новым ощущениям и реалиям. Авторы современной рекламы внушают: благодаря выбору «правильного» товара начинаешь получать энергию, чтобы изменять мир; остальной мир на этом фоне становится иллюзорным.
Создается порой парадоксальная ситуация: когда после такой «обработки» люди слышат о Заповедях Божиих, то воспринимают их через пространство чего-то, уже навязанного им извне. Например, ребенок, услышав замечательные слова Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5), скажет, что по соседству расположен магазинчик «Свет во тьме», торгующий флуоресцентными лампами. В рекламе давно не гнушаются использовать цитаты из Библии и Священного писания. Так, например, в рекламе фирмы по продаже электроники можно увидеть слова из книги Бытия: «Да будет свет...», а такой «возвышенный» слоган, как «Вознесись над суетой», звучащий почти как «библейски», рекламирует казино.
Совсем недавно по телевидению демонстрировался рекламный ролик следующего содержания: человек входит в офис, выдергивает затычку, и окружающие его люди вместе со зданием сдуваются, как проколотые воздушные шарики - на самом деле они оказываются нереальными. Затем «герой» едет по улицам, и за ним сдувается целый город. В конце только один человек, кроме него, остался реальным – второй обладатель машины рекламируемой марки. По мысли создателей этих образов, наша действительность со всеми ее радостями и скорбями - это не есть реальное бытие, в отличие от мира данного брэнда, то есть мир контртрадиции - это единственно мыслимая жизнь.
Воздействие экрана направлено преимущественно на мечтательную способность, на сферу воображения, которую Святые Отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. Греховные помыслы, и мечтания, приходящие к нам от дьявола, - это тоже ложная, виртуальная реальность, и только Православие предупреждает об этой опасности воображения. «Мир человеческой воли и воображения, - сказано в книге «Старец Силуан Афонский», - это мир «призраков» истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение - есть проводник демонической анергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видоизменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком, или внушенный демонами, и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, возданного по образу и подобию Божию». Если «чувство личного Бога очищает молитву от воображения, переводя все в некий невидимый центр живого внутреннего общения», то погружение в мир воображения, напротив, означает уход в безличную стихию, в которой пребывают и демоны.
Опыт православных подвижников свидетельствует, что борьба с воображением занимает одно из главных мест в духовной брани. В книге святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в частности, читаем:
«Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом... Человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу, и пал от такого своего мечтания как многовидная фантазия есть изобретение и порождение дьявола. Она для него премного вожделенна и пригодна к погублению нас. Святые отцы справедливо называют ее мостом, чрез который душеубийственные демоны проходят в душу, смешиваются с ней и делают ее пчельником трутней, жилищем срамных, злых и богопротивных помыслов, и всяких нечистых страстей, душевных и телесных»[13].
Здесь очень важно заметить, что состояние погруженности в мечтательные образы святой Никодим Святогорец называет состоянием неразумных, то есть, лишенных ума, духа, животных. В это состояние звериности впал сатана и увлек за собой часть ангелов, а затем он ввел в это состояние и наших прародителей — Адама и Еву. В настоящее время он еще глубже вводит в это состояние современных людей.
«Будучи отцом лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», — указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чувства зрения, очаровывая и обманывая его»[14]. Виртуальная реальность и есть обман чувства зрения.
В рамках современной цивилизации люди все больше отрываются от мира, созданного Богом, и живут в мире, созданным человеком, не укорененном в Божественном бытии. Так, живя в городе, мы постоянно окружены творением рук человеческих, а в свободное время погружаемся в мир виртуальной реальности телевидения или интернета. Этот нереальный, безблагодатный, придуманный мир, все больше поглощает в себя человека, заставляя жить его по своим законам и правилам. При этом искажается сама духовно-нравственная основа человека – образ Божий, совестное начало, которое делает человека человеком.
В современной рекламе, как в зеркале, видна попытка подмены всех сфер церковной жизни, фактически всей полноты бытия человека. Обычно такая попытка осуществляется в социуме с пошатнувшейся системой ценностей.Не удивительно, что после многих десятилетий атеизма многие наши соотечественники ушли с головой в эту систему ценностей, стараясь «Брать от жизни все». В современном секулярном обществе, любое проявление религиозности сознательно выдавливается из всех сфер общественной жизни. Происходит это постепенно и планомерно. Контртрадиция напоминает спираль, где каждый следующий виток опирается на предыдущий, а «градус накала» все повышается. Простой пример: если лягушку бросить в кипящую воду она мгновенно выскочит, а если постепенно повышать температуру воды, то она не заметит постепенных изменений и сварится.
Еще Антонио Грамши[15], создавший новую теорию революции, учил, что надо разрушать «культурное ядро общества», психологическую защиту человека, тех устоев, на которых держится его способность к критическому восприятию информации.
Если человек не живет церковной жизнью, это неизбежно приводит к принятию ложных ценностей. Одной из таких «ценностей», несомненно, является модная ныне толерантность: с одной стороны, утверждение, что не существует абсолютной истины, а с другой, равнодушие к своему ближнему и терпимость ко злу. Со временем эти лже-постулаты начинают восприниматься как норма жизни и единственно верные. На сегодняшний день мы это можем наблюдать в обществе на примере отношения к гомосексуализму и однополым бракам. Либеральная часть нашего социума серьезно считает, что гомосексуализм, педофилия и прочие извращения имеют право на существование и даже на пропаганду.
ВЫВОДЫ
Чтобы защититься от всевозможного рода манипуляции, необходимо:
- Быть ближе к природе как созданию Бога, несущей в себе Его благодатный отпечаток
- Как можно меньше быть погруженным в виртуальную реальность, созданную человеком
- Отказать от просмотра продукции телевидения, переформатирующей сознание и воспитывающей гедонизм
- Отдавать предпочтение чтению, как источнику информации
- Слушать музыку, проверено имеющую позитивные духовные основания
- Незыблимо держаться основ православной веры
- Всю полученную информацию перепроверять через заповеди Божии и Евангельские истины
- Больше читать Евангелие и аскетическую литературу, укрепляющую правильное восприятие происходящих процессов
- Очень важно, чтобы еще со студенческой скамьи студенты, изучающие журналистику, рекламу, PR, понимали антихристианскую суть контртрадиции.
Список использованной литературы
1.Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. — М: Гуманитарный центр «Монолит», 1998.
2.Америка тупеет. Вашингтон пост. 20 февраля 2008 года. http://www. inopressa.ru/wp/2008/02/19/15:28:29/dumbing.
3.См. Работы О.В. Филатова, д.б.н., профессор кафедры физиологии человека и животных АГУ.
4.С. Кара-Мурза цит. по книге «Скрытые искусители или снасти на потребителя»., Изд. «Душепопечит. Центра св.пр. Иоанна Кронштадтского, М.., 2007.
5.Проект Россия. Книга первая. М., 2006. 384 с.
6.Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания. — М. Воениздат, 1983.288 с.
7.А.В. Литвиненко. Специальные информационные операции и пропагандистские кампании. Киев, 2000
8.Зиновьев А. А. // Государственная служба. 3 (17). Май— июнь 2002
9. Крысько В. Г. Секреты психологической войны. Мн., 1999.
10. Почепцов Г. Г. Как «переключают» народы. Психологические информационные операции как технологии воздействия на массовое сознание в XX веке. Киев, 1998
11. rus-sky.com›history/library/nikodim.htm
12. pravbeseda.ru›library/index.php?page=book&id=896
13. С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. kara-murza.ru›books/manipul/manipul52.htm
14. Зиновьев С.А. Информационно-психологическое воздействие на массы. «Скифия», СПб, 2008
15. Зиновьев С.А. Анализ массовых манипуляций в России. «Скифия», СПб, 2008
16. Зиновьев С.А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. «Скифия», СПб, 2009
[1] Архетип – центрально понятие аналитической психологии. Согласно К. Г. Юнгу - это своего рода образцы поведения, мышления, видения мира; простые и фундаментальные образы, скрытые в бессознательном коллективном и возникшие на заре человечества, существуют наподобие инстинктов. Наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности.
[2] Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. — М: Гуманитарный центр «Монолит», 1998.
[3] С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием.kara-murza.ru›books/manipul/manipul52.htm
[4] Америка тупеет. Вашингтон пост. 20 февраля 2008 года. http://www. inopressa.ru/wp/2008/02/19/15:28:29/dumbing.
[5] См. Работы О.В. Филатова, д.б.н., профессор кафедры физиологии человека и животных АГУ.
[6] С. Кара-Мурза цит. по книге «Скрытые искусители или снасти на потребителя»., Изд. «Душепопечит. Центра св.пр. Иоанна Кронштадтского, М.., 2007.
[7] Проект Россия. Книга первая. М., 2006. 384 с.
[8]Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания. — М. Воениздат, 1983.288 с.
[9]А.В. Литвиненко. Специальные информационные операции и пропагандистские кампании. Киев, 2000
[10] Зиновьев А. А. // Государственная служба. 3 (17). Май— июнь 2002
[11] Крысько В. Г. Секреты психологической войны. Мн., 1999.
[12] Почепцов Г. Г. Как «переключают» народы. Психологические информационные операции как технологии воздействия на массовое сознание в XX веке. Киев, 1998
[13] rus-sky.com›history/library/nikodim.htm
[14] pravbeseda.ru›library/index.php?page=book&id=896
[15] С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. kara-murza.ru›books/manipul/manipul52.htm