Тактика информационного воздействия на сознание
Приводя механизмы манипуляций массовым сознанием, Д. А. Волкогонов выделяет три уровня воздействия на психику: «Первый уровень — усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов, ценностей, норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.
Второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что, также оказывает воздействие на политическую позицию и эмоциональное отношение к конкретному явлению.
Третий уровень — коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических, необычных новых данных, сведений»[8].
Реализации первых двух установок достигается с помощью манипулирования в быстрый период времени, а третий уровень, характеризующий собой кардинальное изменение установок в моделях поведения, становится возможным в результате длительного воздействия на психику.
Любая «психологическая операция», по мнению А. В. Литвиненко[9], имеет примерно однотипную схему.
«1. Предварительный этап. На этом этапе происходит планирование операции, в частности, определение целесообразности ее проведения, целей, задач, сил и средств, целевой аудитории влияния, приемов и методов влияния и т. п.
2. Информационный повод. На этом этапе специальной информационной операции необходимо выбрать и/или создать так называемый информационный повод. Под информационным поводом здесь и дальше понимаем событие (или «псевдособытие»), которое можно использовать как повод для пропагандистской кампании или информационной операции.
3. «Раскрутка» информационного повода. Этот этап является основной частью, любой информационной операции. Его сущность состоит в использовании информационного повода ради достижения целей операции, то есть для усиления, формирования или разрушения определенных психических стереотипов и установок.
4. Выход из специальной информационной операции или этап закрепления. Важнейшая задача этого этапа - обеспечение плавного завершения пропагандистской кампании или информационной операции после достижения поставленных целей или через форс-мажорные обстоятельства».
ИДЕОЛОГИЯ
Средствами массовой культуры, коими являются телевидение, кино, пресса и т.п., как уже было сказано выше, достигается навязывание психике людей определенных правил и норм поведения, а так же установок и идеологии, необходимых в первую очередь для подчинения индивида.
Манипулирование сознанием становится возможным с помощью любых средств передачи информации. Помимо упоминаемых телевидения, кино и прессы, к подобным средствам относятся также литература, искусство, образование и т.п., — то есть играют роль все способы, с помощью которых происходит (или может произойти) изменения в сознании посредством внедрения каких-либо установок, в том числе и идеологических.
В бессознательном психики современного человека заложены архетипы уважения и почитания власти. Исторически любые средства массовой информации в России воспринимались как своеобразные рупоры власти, а любая информация, поступающая посредством средств массовой информации и коммуникации, становилась «правильной», т.е. одобренной «политикой партии и правительства».
О значении идеологии говорил академик А.А. Зиновьев, отмечая что «...функция... идеологии — ... формирование у людей определенного и заранее планируемого способа мышления и поведения, побуждение людей к такому способу мышления и поведения, и как результат, формирование сознания людей и управление ими путем воздействия на их сознание. ...Идеология не просто формирует и организует сознание людей, она создает и навязывает людям определенные стереотипы (алгоритмы) сознания, проявляющиеся в стереотипах поведения. Задача идеологии — приучить множество людей сходным образом думать о каких-то явлениях реальности и совершать какие-то поступки под воздействием такого понимания сходным образом»[10].
Задачи идеологии фактически простираются в плоскости скрытого воздействия на сознание масс и их манипулирования. При этом массы не должны разгадывать иллюзорность навязываемой им идеологии, они вообще не должны подозревать о каких бы то ни было скрытых манипуляциях и тайных воздействиях, исполняя цели и задачи, навязываемые манипуляторами. Идеология — это, прежде всего, вера: в навязываемый образ, в незыблемость идей, во все, что будет необходимо для поддержания правящего класса и управления народом.
В вопросе информационно-психологического воздействия необходимо обратить особое внимание на использование психотерапевтических средств воздействия на массовое психическое сознание. «В СССР, — отмечает доктор психологических наук В.Г. Крысько, — профессор И.В. Смирнов по заданию Министерства обороныразработал технологию компьютерного психоанализа и компьютерной психокоррекции, позволяющую:
— осуществлять математический и статистический анализ реакций организма на внешние воздействия, возникающих при очень быстром визуальном просмотре или звуковом прочтении различных «стимулов» — слов, образов, фраз;
— абсолютно точно определять наличие в подсознании человека конкретной информации и измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую мотивацию, истинные стремления и наклонности людей;
— на основе выявленной и проанализированной информации получать полную картину невротических, беспокоящих человека (или целые группы людей) состояний психики;
— при необходимости проводить целенаправленную (по желанию — действующую немедленно либо с отсрочкой) коррекцию психических состояний, основным действующим фактором которой выступают слова-команды, картинки-образы и даже запахи- мотиваторы определенного поведения.
В частности, в процессе звукового управления психикой людей и их поведением словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма и не подозревает, что в них содержатся не воспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано»[11].
Профессор В. Г. Крысько приводит данные результатов направленности воздействия на психику масс различными средствами массовой коммуникации: «Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:
— потребностно-мотивационную сферу (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);
— интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);
— эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);
— коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).
Это означает, что психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.
Психологическое воздействие имеет свои закономерности:
— если оно направлено в первую очередь на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются в первую очередь на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;
— когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;
— сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;
— влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;
— в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную человека сферу изменяются в нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его «картина мира»».
Следует также обращать внимание, что основной направленностью действий идеологической пропаганды Запада является изменение привычек людей с целью навязывания им мещанского вкуса и, как следствие, — роста потребления, а значит, и обогащения как современных отечественных капиталистов («новых русских»), так и капиталистов Запада. На это активно работает массовая культура, получившая в нашей стране наибольшее распространение после разрушения Советского Союза.
При этом следует понимать, что основным манипулятором сознания масс во все времена является небольшая прослойка общества, именуемая властью. Власть может быть политическая и финансовая. Характерный пример приводит проф. Г. Г. Почепцов, замечая что «Япония затрачивала миллионные суммы, чтобы изменить образ японца именно в рамках художественного мира Америки, скупая пакеты акций американских киностудий»[12].