Главный принцип манипуляции человеческим сознанием
Главный вывод, к которому пришли прагматики психоанализа, наловчившиеся сначала управлять сознанием в рекламе, а потом и в политике: манипулятору проще всего войти в союз с низшими и темными суб-Я человека;возбудить и превратить в мощный импульс порочные, подавляемые влечения, усилить и подкупить их, побудив сделать дело, противное личности. Победа союза манипулятора с низменной ипостасью краткосрочна, но этого, как правило, достаточно для принуждения к совершению поступка, после которого человек ощущает муки раскаяния. Это стало настоящим бедствием для человечества, потому что именно на этой основе возникла огромная индустрия активизации низменных человеческих влечений, непрерывно отравляющей всю массовую культуру и сферу общения.
Психоаналитик Эрик Фромм пишет: «В кибернетическую эру при помощи рекламы и идеологий личность все больше подвергается манипуляциям буквально во всех областях жизни: работа, потребление, досуг. Человек утрачивает свою активную роль в социальном процессе, становится полностью «отрегулированным» и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, не укладывающиеся в общий план, создает ему больше неудобства».
Для создания подобной ситуации запускаются два взаимосвязанных процесса, переходящих в самовоспроизводящийся режим
- поощрение в обществе «спрос на аморальность»
- искусственное склонение к аморальности прессы и телевидения при помощи политических и экономических средств
В результате возникает «индустрия аморальности», создающая и удовлетворяющая «спрос», где массовое потребление аморальности представляет собой лишь особый срез общества потребления.
...Сто лет назад пресса и литература могла «аморализовать» только часть культурного слоя общества - читающую публику. Сегодня за «доставку на дом» продукта индустрии аморальности взялось телевидение.Эффект от порнографии на телеэкране по силе воздействия сравнивают с эффектом от постоянного показа сцен насилия.
Резкое изменение структуры и интенсивности «аморальности» особенно эффективно снижает устойчивость сознания. Внедрение ее, как правило, интенсифицируется, когда необходимо провести крупные манипулятивные воздействия, например, отвлечь общественное внимание от непопулярных социальных программ, типа снижения затрат на здравоохранение. К привычным «видам» аморальности - порнографии, демонстративной проституции, эротической рекламе - общество довольно быстро адаптируется и перестает их «замечать», снижая тем самым действенность. Однако изобретательность творцов аморальности не иссякает.
В последние два десятилетия средства массовой информации активно пропагандируют новый вид искусства - перформанс (performance). Это сценическое представление без жесткого сценария, соединяющее в себе визуальные искусства с театрализованной импровизацией, уходящее своими корнями в футуризм и дадаизм. Иногда его называют хэппенинг, бодиарт, концептуальное искусство. Одной из главных концепций этого искусства как раз является разрушение этических и эстетических норм и снятие табу.
Ниже приведем примеры недавних подобных представлений, вызвавших большой интерес:
С большим успехом в ряде стран (Мексика, Испания, Италия, Словения) три года назад был представлен перформанс «Эпизо». Его автора называют «современным Франкенштейном». Суть спектакля в том, что обнаженный актер помещается в установленную на сцене «машину пыток». Она имеет компьютерное программирование и гидравлические устройства, которые могут растягивать рот, нос, уши и другие части тела художника, причиняя ему боль. Управлять машиной могут зрители, что приносит им большое удовольствие. Кстати, в Испании этот спектакль был устроен в церкви Святого Эстебана — святого, которого римляне подвергли пыткам. В Словении тот же автор должен был выставить чудовищные человеческие головы, изготовленные из мяса.
Зимой 1999 г. в Доме Америки в Мадриде с большим успехом выступил художник из Мексики с перформансом «Же-Латина». На огромный стол была помещена очень похожая на самого автора обнаженная человеческая фигура, сделанная из сладкого желе и погруженная, как в гроб, в кремовый торт (в газетах тогда были опубликованы прекрасные фотографии). Сам художник, тоже совершенно обнаженный (но в маске), по просьбе гостей отрезал и подавал им различные части своего тела. Поначалу представители культурной элиты ели нехотя. «Один вид таких вещей вызывает рвотные позывы», — пожаловалась одна дама, но, потом ели с большим аппетитом. Как сообщают газеты, детородный орган торжественно съела невеста художника. Оказывается, этим спектаклем автор хотел выразить мысль о «каннибализме в современном обществе».