Сущность культуры и основные культурологические парадигмы
Существует много определений культуры. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни. Другие, сужая это понятие, относят к культуре только идеологию, которая должна обслуживать сферу производства. Некоторые культурологи считают, что сегодня существуют более 500 определений культуры. Это объясняется многогранностью феномена и широким употреблением термина «культура» в конкретных дисциплинах.
Термин «культура» в первоначальном его толковании не обозначал какого-то особого предмета, состояния или содержания. Он был связан с представлениями о действии, усилия, направленные на действие чего-то, и поэтому использовался с определенным дополнением, обозначающим всегда культуру чего: культуру духа, культуру разума и тому подобное. Позже культуру стали понимать как «человечность», что выделяет человека из природы, варварского состояния. Культура стала мерой, которая отличает римлянина от варвара, цивилизованного человека от дикаря, естественное от неестественного (искусственного).
Несмотря на разнообразие определений культуры, в них можно выделить синтезирующее ядро, объединяющее различные точки зрения. Таким ядром выступает слово «культура» (лат. сultura – возделывание, выращивание, уход). Первоначальное это касалось земледельческого труда. В переносном смысле культура – это уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, души и духовная культура (в этом смысле Цицерон говорил уже о cultura animi) – культуре души.
Итак, культура – есть совокупность материальных и духовных ценностей, отражающих активную творческую деятельность людей в освоении мира, в ходе исторического развития общества.
Специфика культуры как качественной характеристики духовно-практического освоения человеком мира (внешнего и собственного, внутреннего) отражается в том, что она (культура) свидетельствует, в какой степени человек стал для себя и других человеком, как он чувствует и осознает себя таковым. Культура соответственно, в такой же степени, как и труд, делает человека человеком. Но если труд – это единственная социальная субстанция, создает человека и развивает его сущностные силы, то культура является единственной социальной мерой, демонстрируя, в какой степени человек стал человеком. Иначе говоря, культура является качественной характеристикой развития общества.
Американский философ Мемфорд считал, что культурная работа была для развития человека важнее, чем физический труд. Важнее, чем возделывание земли, было создание тотемных столбов, молитвенно дощечек, ритуальных танцев и песен, выполнения обрядов, то есть осуществление чисто человеческих действий, которые формировали душу человека.
Анализ сущности культуры, ее места, роли в обществе позволяет выделить основные взаимосвязанные стороны, аспекты культуры:
1. культура – рожденное обществом, присущее обществу социальное явление, которое отражает его качественную характеристику и обогащает духовную жизнь человека;
2. культура – процесс творческой деятельности человека, направленной на познание окружающего мира и самого человека в этом мире, на получение объективной и достоверной информации о мире, где главную роль играет наука и искусство;
3. культура призвана помочь человеку не только познать мир и самого себя, но и определить свое место в мире, мировоззренческие установки;
4. культура включает в себя сущность достигнутых человеком в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, а также соответствующих ценностных ориентаций человека в мире;
5. культура, создавая необходимые для ориентации человека в мире нормы поведения и оценки, обеспечивает регулирование социальных отношений людей;
6. культура выступает как мощный фактор формирования человеческих сущностных сил, формирования человека в человеке, превращения ее природных увлечений, потребностей, эмоций в настоящие человеческие. Именно в этом заключается ее гуманистический смысл.
Культурология сравнительно молодая наука. Оформление ее как специфической сферы гуманитарного знания достигает Нового времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вико, И. Гердера и Г. Гегеля.
Большинство культурологов сходятся на том, что в развитии культурологии можно выделить несколько основных теоретических концепций или парадигм как более или менее отрефлексированных теоретических и методических положений, на которые опираются культурологические исследования.
Основные теоретические концепции или парадигмы:
1. циклическая концепция (или концепция циклических круговоротов);
2. эволюционистская;
3. антропологическая;
4. философская;
5. революционно-демократическая.
Основоположником концепции циклического развития культуры считается итальянский философ Дж. Вико (1668–1740). Каждый народ, по мнению ученого, проходит цикл в своем развитии, который включает три эпохи: детство, или безгосударственный период, где ведущая роль принадлежит жрецам; юность, для которой характерно формирование государства и подчинение героям; зрелость человеческого рода, где отношения между людьми регулируются совестью и осознанием своего долга. Формой правления в этот период является монархия или демократическая республика. Достигнув высшей степени развития, люди снова возвращаются на низшую. Эпоху средневековья Вико, например, трактует как «второе варварство».
Концепция циклического развития получила дальнейшее развитие в трудах Н. Данилевского (1882–1885), О. Шпенглера (1880–1936), А. Тойнби (1889–1975) и других ученых.
Эволюционистская теория культуры представлена в трудах американского ученого Л. Моргана (1818–1881) и английского историка Э. Тейлора (1832–1917) и других исследователей. Сущность этой концепции культуры заключается в том, что выдвигается и обосновывается принцип единства человеческого рода и родства потребностей различных народов в формировании культуры.
Анализируя культуру первобытного общества, Э. Тейлор сделал вывод, что развитие того или иного народа происходит прямолинейно, от простого к сложному. Л. Морган в развитии общества выделяет следующие основные стадии: дикость, варварство, цивилизацию. Основная идея эволюционизма – это прямолинейность культурного прогресса и обязательное требование для каждого народа пройти все необходимые стадии развития.
Антропологическая или функциональная концепция культуры представлена в трудах выдающегося английского этнографа и социолога Б.К. Малиновского (1884–1942), французского этнолога и социолога Леви-Стросс (1908–1991), американского этнографа А. Кребера (1876–1960) и других. Сущность этой концепции заключается в том, что возникновение и развитие культуры связывается с потребностями человечества. Б.К. Малиновський делит потребности, обусловившие возникновение культуры, на первичные, производные и интегративные. Первичные потребности направлены на продолжение рода и обеспечения его жизнедеятельности, им соответствует развитие знаний, образования, жилищных условий. Производные потребности направлены на изготовление и совершенствование орудий труда, им соответствует развитие экономики и культуры хозяйствования. Интегративные потребности проявляются в необходимости сплочения и объединения людей, в необходимости авторитета. Удовлетворению этих потребностей соответствует политическая организация общества. Отличие между культурами обусловлена различными способами удовлетворения потребностей.
Основателями революционно-демократической или марксистской концепции культуры были К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895). Она основывается на принципе, что определяющим в происхождении и развитии культуры является материально-преобразующая общественная деятельность людей, направленная прежде всего на удовлетворение материальных потребностей, а также на формирование высококультурного человека как общественного субъекта деятельности.