Структура морального сознания

Лекции (Зорина Людмила Николаевна).

Семинары (Шабурдина Оксана Сергеевна) 409 кабинет главный корпус.

07.09.12 лекция

Рекомендуемая литература:

1. Этика учебник под редакцией Гусейнова Москва 2007.

2. Буревич - этика Москва 2007.

3. Гравитский основы деловой этики Санкт Петербург 2007.

4. Губин основы этики Москва 2008.

5. Дополнительно Радугие Береич культурология.

Введение в предмет. Понятие культуры и ее функции.

1. Понятие культуры.

На начало 21 века создано более 500 терминов определения терминов понятию Культуры.

Культура - это открытый феномен, который формируется, изменяется совместно с развитием человечества, таким образом термин культура в современном понимании со относится с 3 основными блоками.

1) как синоним искусства (соотношение с каждым из видов искусств).

2) блок оптимально функционирующих социальных институтов.

3) культура как ассоциация с вежливостью, воспитанностью, интеллигентностью, образованностью.

Основные этапы становления термина культура:

1. Истоки термин культура берет из периода античности (греция и Средиземноморье), от слова культ обозначающий - римский нож для ритуала. Глагол культ (colere)обозначав разделывать, обработать, почитать. В соотношении с личностью человека термин культура получает в 45 году до нашей эры в работе Марко Туллли Цицирона "тускуланские диспуты". Где под термином культура он понимает - возделывание души человека.

2. Вторым этапом становления термина культура являются средние века с 5 по 14 века в западной Европе. Термину "культура" исчезает из потребления и на его место возвращается первоначальный корень "культ".

3. 17-18 век. В эпоху просвещения философы, просветители пытаются осмыслить все ранние существование определения термина культура и в итоге определяют культуру как противоположность варварству, т.е. культурным считается тот народ, который имеет законы, мораль, возможность получить образование.

4. 19 век. Было дано классической определение понятию культура, его ввел Эдвард Б.Тейлор. В своей работе он отмечает культура - это все сложные явления включающие в себя знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи, традиции и любые иные способности приобретаемые человеком как членом общества (классической определение).

Морфология культуры (из чего состоит).

1) Культура это явление духовная и материальная. Данную классификацию дает Маркколян Икаган.

Культура это не только духовная и материальная но и + художественная (музеи, искусство, библиотеки, этика, этикет и т.д.).

2) Орлова делит культуру на обыденную и специализированную (сплетни).

Д/з: найти примеры обыденной и специализированной культуры по Орловой.

3) Основные функции культуры:

- развлекательная (кино, театр, музеи, выставки, социальные сети);

- познавательная (определенная информация);

- преобразующая;

- нормативная (сохранение каких-либо норм, поддержание равновесия в обществе установленных норм) данная функция захватывает сферу этики и этикета.

- коммуникативная (позволяет сохранить теория организации что было раньше и передать следующими поколению);

- адаптационная (инкультурация (включение в систему культуры), социализация);

Наличие толерантности это главное проявление культуры человека и этичности!

Лекция 2.

13.09.12

Этика как наука.

1. Происхождение и взаимосвязь понятий этика, мораль, нравственность.

2. Становление этики как науки (этапы).

3. Структура этики и ее функции.

Термин эта происходит от древние греческого слова "этос". Первоначально слово обозначает место пребывания., жилище, затем стало означать характер, обычаи, поведение.

Аристотель интерпретировал "этос" как добродетели человеческого характера, он вводит прилагательные : "этосный" или этический для обозначения добродетели (мужество, щедрость, умеренность, справедливость и и.д.).

Аристотель использует существительное этика для обозначения той области знаний, которая изучает человеческие добродетели.

Аристотель ввел понятие "этика".

Термин мораль и по содержанию и по истории возникновения - латинский аналог термина этика.

"mos, mores" - нрав, обычай, моду, устойчивый порядок.

На его основе Цицирон с целью обогащения латинского языка и с прямой ссылкой на Аристотеля образовал прилагательное "моральный" -"моралитос" для обозначения этики.

Этика = моральная философия.

Позднее в 4 веке н.э. появляется слово "мораль" - это слово потреблял ось в 2 значениях: для обозначения этики и предмета этики.

Вывод:

По этимологическому содержанию древнегреческая этика и латинская Моралия совпадают.

В настоящее время слово этика сохранит свой первоначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойства человека которые изучаются этой наукой.

Этика - это философская наука о морали.

Существует множество определений морали связанных со сложностью особого феномена "мораль".

Мораль - это одна из форм общественного сознания призванная регулировать поведение людей в обществе.

Мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека и является общественным отношением между индивидами.

Русской первоосновой моральной тематики является нравственный характер человека.

Впервые слово нравственность упоминается в словаре академии Российской (18в.)

Нравственность - это сообразность свободных деяний, законов.

На уровне обыденного мышления понятия мораль и нравственность признаются синонимами, но есть различая:

1.Если мораль определяется как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека.

2.Мораль это внешний регулятор поведения; нравственность это область самонадеянности и творчности человека, внутренняя установка человека.

Этика - это наука и морали и нравственности.

структура морального сознания - student2.ru Становление этики как науки.

1.Этика зарождалось в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Имеется в виду нормативная этика а не этика как философская наука.

В рассматриваемый период мораль стала обособляться в качестве особой относительно самостоятельной формы общественного сознания. Этическая проблематика находит расположение в мифах, фольклоре, религиозных трактатах, периметрами может служить ветхий завет, декалот, Эпосо Гигамеши.

2.Античная этика. В античный период закалываются основы этики как философской науки. Появляются философы которые свободно мыслили над проблемами мироздания и проблемами нравственными, появляются философский школы которые вводить категорию добродетели, начинает разрабатываться категорию счастья.

3.Христианская этика средневековья. В этот период нормы морали возводятся в мировой закон следуя которому человек способен преодолеть разрыв между своим назначением (быть подобным богу) и повседневным бытием.

4.Этика возрождения. Гуманисты итальянского возрождения опираясь на христианской этику большое внимание стали уделять добродетели, добродетель человеколюбия.

5.Новое время и этика нового времени. В этот период новое звучание получила одно из древнейших нормативных требований, которые стали называть в 18в. золотое правило нравственности. "Поступай по отношению к другим так как ты хотел бы чтобы они поступали так по отношению к тебе". Кант опираясь на золотое правило нравственности, формулирует категорический императив "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".

Соловьев назвал Канта родоначальником нравственной философии, т.е. этики.

Можно согласиться т.к. к концу 18 века формируется этика как философская наука.

Вопрос

Выделяют:

1.нормативную этику;

2.эмпирически-писательная этика;

3.философско-теоретическая этика.

Задачи:

1. Этика учит морали, т.е. сообщает не абстрактное а практическое знание.

2. Этика описывает мораль, т.е. Сообщает нечто известное в проясненном и систематизированном.

3. Этика объясняет мораль т.е. выделяет основные закономерности, объясняет их.

21.09.12

Предмет этики мораль.

1.Структура морали.

Уже в древности был намечен простой вариант структуры морали, выявляли 3 элемента:

1.Моральное сознание;

2.Деятельность;

3.Отношения.

Так сложилось, что мораль рассматривалась в рамках философии, исходя из философского подхода мораль понимается как одна из форм общественного сознания, поэтому в философии подробно разрабатывается структура морального сознания.

Структура морального сознания.

1)Моральная норма. Она поступает в виде требований определенного поведения, которые могут формулировать в форме правил, представлений, получений, заповедей, повелительных суждений. Нормы всегда есть выражение должного (требования, табу).

Образцы.

Норма определяет поведение в некоторых типичных ситуациях повторяющиеся тысячелетиями.

2)Моральная оценка - это одобрение или осуждения различных явлений социальной жизни и поступок людей. В зависимости от того какое нравственное значение оно имеет.

Она устанавливает соответствие или не соответствие поступок требованию нравственности. Она обусловлена общепринятыми моральными взглядами, опирается на авторитет общественного мнения.

3)Моральные суждения, моральные понятия.

4)моральные, нравственные ценности - это то к чему стремится человек, что является предпочтительнее, ценности соотносятся с представлениями о желаемом, идеале. Высшими ценностями является свобода, справедливость, любовь.

5)Моральный идеал - это конечная цель к которой направлено нравственное развитие, это либо образ нравственно-совершённой личности либо более абстрактное обозначение всего "морально-высшего".

структура морального сознания - student2.ru

Свойства морали:

1. Императивность. Это свойство требует определенного должного поведения.

2. Мораль носит обобщенный мировозренческий характер. В моральных нормах нет концепций современной жизни, это только обычай регламентирует поведение, это право стремиться сформулировать статьи четко строго.

3. Мораль всепроникающая, т.е. с моральной точки зрения можно оценить все.

4. Для поддержания нравственного уровня специальных органов не существует. Морально-нравственный уровень поддерживает общественное мнение которое образуется семьей, социокультурными институтами, средствами массовой информации.

Происхождение морали.

Выделяют несколько направлений:

1.Религиозная концепция. Представители данной концепции считают что моральные нормы даются свыше, мораль это результат божественного откровения. Яркими при мерами может служить ветхий зовет, новый завет-наборная проповедь.

2.Материалистическое направление. В нем происхождение морали рассматривали через призму экономического развития общества. Моральные нормы появляются в тот период первобытного общества, когда производственные отношения усложняются, это приводит к возникновению устойчивых коллективов их необходимости регулировать в них сложные межличностные отношения.

3.Вульгарно-материалмстоическое направление. Их сторонники происхождения морали усматривали в наличии морального чувства у стадных животных.

Дарвин полагал что постоянные упражнения совершенствовали стадный инстинкт, это и привело к появлению у высших животных морального чувства.

Теория социализации.

Выдвигает тезис что природа человека полностью социально и без остатка создаете общество. Отсюда каково общество такова и мораль. Изменив образ социального воздействия изменится нравственность.

В решении вопроса о происхождения морали мы должны подходить комплексно, учитывая все что наработано в различных направлениях.

28.09.12

Исторические типы морали.

1.история и нравы общины.

Община - это такой коллектив который обладает собственностью на занимаемую территорию, распоряжается землей, имеет общий культ и руководствуется принципом самоуправления.

Общие черты нравственных отношений обществ чья экономика на сельском хозяйстве:

1.жизнь аграрных обществ тесным образом связана с цикличностью времен года. Их ежегодное повторение порождает представление о жизни как о круговороте основные вехи которого запечатлены в народной мудрости.

Народная мудрость запечатлена в фольклоре.

2.особое сочетание личного и коллективного интереса, при преобладании коллективного интереса. С одной стороны у индивида есть свобода проявлять свои душевные склонности, с другой община защищает его от жизненных внезгод сообщая некий шаблон поведения. Это создает определенный комфорт существования, меньше возникает соблазнов попирать закон и мораль.

3.в общине все имеют равное право в управлении, а значит есть предпосылки для утверждения морального равенства.

4.жители общины знакомы с друг другом лично, но ежедневно вступают в посредственные контакты, каждый на виду, всякий поступок немедленно сказывается на окружающих и получает оценку. Отсюда велика роль общественного мнения.

Наши рекомендации