На пороге Нового времени
История развития европейской (континентальной) системы высшего образования
Раннее Средневековье
VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий (749–814) и Алкуин (735–804), который был приглашен Карлом для организации образования в его империи.
В качестве важнейших форм воспитания Западной Европы в этот период можно выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование.
Карл Великий пытался дать всеобщее образование всему населению империи. С этой целью предписывалось открывать школы при всех приходах, а священники должны были содержать эти школы и учить людей. Правда, школы не стали повсеместным явлением, а уровень образования, даваемого в них, нередко не шел дальше знания двух молитв – «Отче наш» и «Символ веры».
Большое значение для развития культуры и образования в Средние века имели организованные Алкуином высшие школы. В 790 г. такая школа, получившая название академии, была открыта при резиденции Карла в Ахене. В ней учился сам император, его дети и приближенные.
Таким образом, благодаря деятельности Карла, Алкуина и других деятелей этой эпохи был дан мощный импульс развитию образования, благодаря которому была отчасти усовершенствована, отчасти создана вновь в определенной мере целостная и жизнеспособная система образования.
Среднее Средневековье: становление школы как автономного социального института в Западной Европе. Схоластика
С XI–XII вв. начинается новый период развития западноевропейского образования, который можно определить как начало функционирования образования в качестве самостоятельного института общества.
Говоря о развитии западноевропейской школы в этот период, можно назвать многих выдающихся деятелей, которые внесли заметный вклад в обоснование идеологии и становление этой системы образования, наиболее яркое выражение нашедшее в схоластической культуре. Среди них: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Гуго Сен-Викторский, Иоанн Селсберийский, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Винсент из Бове, Филипп Наварский, Фома Аквинский, Эгидий Римский и др.
Важнейшим событием, определившим дальнейшее развитие западноевропейского образования, стало открытие школ вне стен церкви. С одной стороны, в Европе продолжает функционировать и развиваться система церковных школ от начальных до высших.
С XII в. в разных странах Европы стали появляться школы (от народных до университетов), которые имели определенную автономию от церкви.
Первые университеты
Университеты стали открываться в Европе с XII в. и сразу же превратились в центры культуры, философии, науки, литературы, образования и просвещения.
Обычно университет состоял из нескольких факультетов. Но обязательны были артистический и один из трех высших факультетов: богословский, юридический или медицинский.
Университеты Западной Европы были трех типов: университеты, устроенные по образцу Парижского университета; итальянские университеты; английские университеты.
Парижский университет состоял из четырех факультетов: артистического, богословского, юридического и медицинского. Он управлялся корпорацией преподавателей, которые из своей среды выбирали деканов факультетов и ректора. Большинство университетов Европы создавались по образцу Парижского университета.
Итальянские университеты были самыми свободными университетами Европы, их управление осуществляли сами студенты, выбирая из своей среды деканов факультетов и ректора, сами же студенты приглашали профессоров для чтения лекций.
Первые английские университеты возникли на базе монастырских школ в Оксфорде и Кембридже. Главным отличием английских университетов от других состояло в том, что здесь шло фактически индивидуальное обучение: здесь студенты обучались в группах по два-три человека.
Прогресс образования в этот период был вызван ростом городов, усложнением социальной жизни, развитием культуры; особенно изменилось университетское содержание образования – в него включаются новые науки, творения античных и арабских авторов. В то же время в Западной Европе, начиная с XII – XIII вв. идет создание своей образовательной культуры, философия и логика становятся важнейшими предметами университетского обучения.
Рождение высшей школы потребовало создания новых форм обучения, важнейшими из которых стали лекции и диспуты. Диспуты были частым и значимым явлением в жизни всего общества, а поэтому в университетах им придавалось большое значение. Существовали самые разные виды диспутов: от учебных, где студенты спрашивали преподавателя и одновременно учились на его ответах, до научных, на которых проходили защиты диссертаций или сталкивались в дискуссиях крупнейшие философы и теологи.
Университет рождает и такую форму обучения, как экзамен. Экзамены проходили в устной форме и давали право на получение ученой степени.
На пороге Нового времени
Средневековое высшее образование, в первую очередь, преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV—XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени — Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени — Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень — выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.