Тема 6. Византия в XIII-XV вв.(Поздневизантийский период)
Никейская империя. Трапезундская империя. Эпирское государство. Династия Палеологов.Восстановление Византии. Поздневизантийский феодализм. Идейно-богословская борьба. Исихазм. Византия и Османская империя. Эпоха Палеологов. Причины, обстоятельства и значение падения Византии.
Тема 7. Византийская культура.
Византинизм как явление культуры. Целостность, стабильность, открытость.Христианская культура и эллинизм. Картина мираромеев. Образование в Византии. Художественный идеал. Византийская литература. Архитектура и живопись. Монастырская и мирская жизнь. Повседневная и праздничная культура. Византийские историки.
Фонд оценочных средств
4.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения образовательной программы
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения образовательной программы
Компетенции / этапы, уровни | Начальный этап / минимальный уровень | Основной этап / средний уровень | Завершающий этап / итоговый уровень |
- Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6). | Методика преподавания теологии | Психология Педагогика Этнокультурная и этноконфессиональнаяконфликтология | Религия и культура народов Востока Психология Педагогика Православная культура южных славян История Византии |
4.2.
В ОТНОШЕНИИ КОМПЕТЕНЦИИ: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
Критерии /уровни | Минимальный | Средний | Итоговый |
Когнитивный (знания) | Знание базового содержания исторического и культурного Восточно-Римской империи (Византии), особенностей социально-экономического, национального, религиозного характера традиционного общества, иметь представление о преемственности византийской и русской цивилизации | ||
Инструментальный (Умения, навыки) | Умение проявлять уважительное отношение к высочайшей по уровню достижений византийской цивилизации при выполнений устных и письменных заданий Умение преодолевать субъективные оценки, стереотипы в отношении периода Истории Византии Навык толерантного отношения к системе мировоззрения, установкам, идеям, ментальности византийского общества |
Типовые контрольные задания
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
Критерии /уровни | Итоговый |
Когнитивный (знания) | 1. Укажите верность суждений об архитектурном памятнике: A. Сооружение построено в Константинополе B. Архитектор Ф. Брунеллески C. Образец античной архитектуры D. Собор Св. Софии E. Сооружение не сохранилось до наших дней 2. Выделите черты, характеризующие Византийскую цивилизацию на всем протяжении существования: A. Традионализм B. Модернизация C. Светскость D. Имперское сознание E. Полиэтничность F. Принятие наследия Античности 1. От Византии русское церковное зодчество унаследовало: A. Шатровое строительство B. Крестово-купольное строение C. Дивное узорочье D. Ордерную систему 2. К почитаемым на Руси иконам византийского письма можно отнести……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. |
Инструментальный (Умения, навыки) | 1. Какие культурные и исторические явления поствизантийского мира можно отнести к влиянию Византии? 2. Написать историческое эссе по теме (вариативное задание) «Византийская империя – наследница Римской». «Византийская империя являла собой живой идеал христианской государственности» А.М. Величко Составить обзор интернет источников по теме: «Византия и крестовые походы». Составить мультимедийную презентацию по теме: 1. «Могучий Константинополь – мегаполис Средневековья», используя информационные ресурсы глобальной сети 2. Раскройте значение термина «византология» 3. Раскройте значение термина «симфония» |
Шкала оценивания
Используется 5-балльная шкала оценок:
«Отлично» - 5 баллов, высшая положительная оценка при демонстрации полного соответствия требованиям и критериям оценки знаний, умений, навыков
«хорошо»- 4 балла, высокая положительная оценка при демонстрации частичного, но в основном верного соответствия
«удовлетворительно» - 3 балла, низкая положительная оценка при демонстрации неполного владения знаниями, умениями, навыками
«не зачтено», «неудовлетворительно» - отрицательная оценка при демонстрации полного отсутствия сформированных знаний, умений, навыков или при отсутствии ответа или ошибочном ответе(лишь 25 % правильной информации)
При недифференцированном зачете, «зачтено» выставляется при 5-4-3 балльной оценке.
4.5.Темы и планы практических занятий.